Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом на современном этапе в рамках ООН
Уровень преступности практически каждого государства мирового сообщества все в большей степени определяется факторами извне. Наиболее значимые по степени общественной опасности преступления нередко совершаются на территории двух и более государств, а преступно нажитое скрывается и «отмывается» за пределами страны, где было совершено преступление. Поэтому, как справедливо отмечает Генеральный секретарь Интерпола Р.Кендалл, в нынешних условиях международная борьба с преступностью не может находиться в компетенции нескольких суперкоманд или супердетективов, а должна осуществляться путем сотрудничества правоохранительных органов различных стран на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон.
Генеральная Ассамблея еще 18 декабря 1972 г. приняла резолюцию 3021 (XXVII), в которой государствам-членам ООН было предложено информировать Генерального секретаря о существующем в их странах положении в области предупреждения преступности. Государства должны были сообщать общее число официально зарегистрированных преступлений и их распределение по десяти основным видам деяний (умышленное убийство, опасное посягательство на здоровье или достоинство личности, половые преступления, похищения людей, грабеж, кража, мошенничество, незаконная торговля наркотиками, злоупотребление наркотиками, злоупотребление спиртными напитками).
Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью является составной частью международных отношений.
Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.
Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны. Сюда входит:
—оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;
—заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, прежде всего транснациональной преступностью;
—исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;
—регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;
—обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;
—проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;
— обмен опытом правоохранительной работы;
—оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;
—взаимное предоставление материально-технической и онсультативной помощи.
В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, принятым еще в 1950 году, каждые пять лет проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Только конгресс 1990 года, в котором участвовали 127 государств мира, принял свыше 50 документов по пяти вопросам повестки дня: предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте развития; политика в области уголовного правосудия в связи с проблемами, касающимися тюремного заключения, других уголовно-правовых санкций и альтернативных мер; национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической деятельностью; предупреждение преступности несовершеннолетних, правосудие в отношении таких лиц; нормотворчество и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности, а также уголовного правосудия.
Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. И это не случайно, поскольку преступность не существует сама по себе, ее уровень определяется всей системой международных контактов. На Генеральной Ассамблее ООН (сентябрь 1991г.) отмечалось, что «рост преступности в сочетании с процессом приобретения его транснационального характера ставит под угрозу внутреннюю безопасность государств, посягает на свободу человека жить без страха, а также может подорвать международные отношения. Все это требует создания эффективных международных механизмов и более тесного сотрудничества между государствами».
Функция ООН как организатора борьбы с преступностью в мире заложена в уставе этой международной организации. Так, в ст. 1 Устава ООН говорится, что ООН поддерживает международный мир и безопасность, развивает дружественные отношения между государствами осуществляет международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного характера.
Борьба с организованной транснациональной преступностью постоянно находится в центре внимания ООН. С этой целью разработана специальная Программа ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию, в основе которой лежат решения Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, рекомендации конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы. Эти нормы исходят из положений Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.
Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд документов, которые прямо направлены на борьбу с преступностью в мире. В их числе минимальные стандартные правила обращения с заключенными, кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, меры борьбы против коррупции, международный кодекс поведения государственных должностных лиц, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, основные принципы, касающиеся роли адвокатов.
18 декабря 1991 г. была принята Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, главная задача которой, как говорится в ее преамбуле, — оказание помощи в удовлетворении насущных потребностей мирового сообщества в деле предупреждения криминальных проявлений и правосудия. Основные цели Программы следующие:
—борьба с преступностью национального и транснационального характера;
—объединение усилий государств — членов ООН в предупреждении транснациональной преступности;
—более эффективное отправление уголовного правосудия;
—содействие соблюдению самых высоких стандартов справедливости, гуманности, правосудия и профессионального поведения.
Для максимальной активизации борьбы с преступностью в 1992 г. в составе Экономического и Социального Совета ООН была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. В Комиссию входят представители 40 государств — членов ООН, избираемые на три года. Комиссия занимается разработкой проектов руководящих принципов предупреждения преступности и уголовного правосудия, определяет планирование мероприятий ООН по борьбе с преступностью, оказывает содействие институтам ООН, готовит Конгрессы ООН. Именно в рамках Комиссии была подготовлена принятая 51-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1996 г.) Декларация о преступности и общественной безопасности. В Декларации указано, что все государства — члены ООН должны взять на себя торжественное обязательство взаимно сотрудничать в целях предупреждения опасной транснациональной (в том числе организованной) преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия, контрабанды, других незаконных товаров, организованной торговли людьми, террористических преступлений, коррупции и отмывания преступных доходов.
Постоянное расширение масштабов международного сотрудничества, его направлений и форм побудили Генеральную Ассамблею поручить Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию рассмотреть вопрос о разработке международной конвенции против организованной транснациональной преступности. Это поручение вытекало из положений Неапольской политической декларации и Всемирного плана действий, принятых Всемирной конференцией по борьбе с организованной транснациональной преступностью (Неаполь, ноябрь 1994 г.)
Немаловажны и усилия ООН по подготовке так называемых модельных соглашений, к которым относятся Типовой договор взаимной помощи в области уголовного правосудия, Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства, Типовой договор о выдаче, Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены, Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей.
Помимо Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию в систему органов ООН, специально занимающихся вопросами борьбы с преступностью, входят: Центр по международному предупреждению преступности (Венский центр), Межрегиональный римский научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия, Азиатский и Дальневосточный институт ООН в Токио по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Хельсинский институт по предупреждению преступности и борьбе с ней, Африканский институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Арабский исследовательский и учебный центр в Эль Риаде по вопросам безопасности, Австралийский (Канберра) институт криминологии, Канадский (Ванкувер) Международный центр по реформам уголовного законодательства и политике по уголовному правосудию. Названные институты проводят научные исследования, занимаются вопросами повышения квалификации кадров национальных правоохранительных органов, оказывают методическую, материальную и техническую помощь в разработке разного рода проектов, обеспечивают заинтересованные организации информацией о преступности и мерах борьбы с ней в мире.
ООН в силу своего специфического положения, в борьбе с преступностью решает в основном задачи глобального, стратегического характера. Более конкретные, тактические задачи решаются региональными международными организациями: Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией американских государств, Лигой арабских стран, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Организацией африканского единства.