Региональное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом

11 сентября 2001 года международный терроризм, об угрозе которого Россия давно предупреждала мировое сообщество, стал реальностью для всего человечества.

Обоснованность внешнеполитических инициатив России по организации отпора этому злу, к сожалению, получила самое горькое из всех возможных, но и самое убедительное подтверждение.

На рубеже тысячелетий Россия первой среди крупных государств стала жертвой международного терроризма. Но мы знаем, что цена человеческой жизни и горе утраты близких одинаковы на всех континентах. Не важно, где гибнут ни в чем не повинные люди - под руинами 100-этажных башен в Нью-Йорке, в развалинах 9-ти и 5-ти этажных домов в Москве, Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, или под разрушенными крышами домов в дагестанских селениях. Важно то, что стал общепризнанным виновник этих трагедий - обнаглевший, не получавший до последнего времени должного отпора международный терроризм !

Теперь, я думаю, всем в Европе и Америке, в том числе и самым ярым критикам российской политики на Северном Кавказе, стало ясно, почему Россия с такой решимостью и непреклонностью стремится уничтожить очаг терроризма на своей территории. Она на своем опыте испытала, что современный международный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм превратились в один из основных факторов, подрывающих стабильность и мир не только в отдельных странах, регионах, но и на всей планете. Сегодня международный терроризм опирается на поддержку мощных и богатых экстремистских организаций, получая от них материально-финансовую помощь и современное вооружение. Он способен эффективно осуществлять как отдельные диверсионно-террористические операции, так и полномасштабные боевые действия против регулярных войск и правоохранительных формирований.

Помимо очага международного терроризма на Северном Кавказе, на южных границах России и государств Центральной Азии в последние годы главным дестабилизирующим фактором были непрекращающиеся боевые действия в Афганистане и деятельность подконтрольных Усаме бен Ладену террористических организаций. В связи с этим Россия, безусловно, заинтересована в достижении целей, объявленных силами антитеррористической коалиции на территории Афганистана. Этим же в определенной степени обусловлена дипломатическая поддержка Россией инициатив США и гарантия оказания западным странам и силам северного альянса в Афганистане соответствующей помощи в рамках, определенных Президентом России. Однако десятилетний опыт боевых действий российских войск в специфических условиях Афганистана показывает, что ни в коем случае нельзя рассчитывать только на эффективность применения крылатых ракет и авиации, а также вообще на легкий успех операций против террористов, укрывающихся с помощью талибов. Известно, что в период между заявлениями США о намерениях в отношении талибов и непосредственным началом боевых действий антитеррористической коалиции на территории Афганистана, основные силы движения "Талибан" и подразделения, подчиненные Усаме бен Ладену, были выведены с мест постоянной дислокации и рассредоточены в труднодоступных и малоуязвимых с воздуха районах.

Необходимо также реально оценивать достаточно мощный потенциал и боевой дух "воинов ислама". Задолго до начала действий авиации США на территории Афганистана была развернута и активно действовала на средства и под общим руководством Усамы бен Ладена сеть из 28 лагерей по подготовке боевиков - выходцев с Северного Кавказа, государств Центральной Азии, Китая и других стран. В Афганистане было сосредоточено приблизительно 20 тыс. наемников из Алжира, Бангладеш, Египта, Иордании, Йемена, Марокко, Сирии, Судана, Туниса, а также пакистанские "добровольцы" из радикальных организаций. Они не только активно участвовали в боевых действиях на стороне талибов и Исламского движения Узбекистана, но и вынашивали планы дестабилизации обстановки при появлении благоприятных предпосылок в арабских странах и даже в самом Пакистане.

Очевидно, что образованный в Афганистане мощный плацдарм международного терроризма, имеющий целью расширение зоны своего влияния на близлежащие регионы - Центральную Азию, Китай, Россию, Пакистан - так просто не сдаст свои позиции. Слишком "высокие" с точки зрения исламского фундаментализма цели поставили для себя силы международного терроризма: коренное изменение геополитической ситуации в зоне от Косова до Пакистана с целью свержения светских правительств и установление радикальных исламских режимов. Поэтому, я хотел бы предостеречь, что будет иллюзорно и преждевременно уповать только на военные победы США и в целом антитеррористической коалиции, ожидая, что именно они поставят точку на деятельности международного терроризма во всем мире.

Наблюдая за результатами бомбардировок территории Афганистана, нельзя забывать, например, о роли международной наркомафии в поддержке международного терроризма. Именно на примере Афганистана стало очевидным сращивание этих двух зол, которое носит взаимовыгодный характер и используется для расширения рынков сбыта и получения террористами дополнительных финансовых средств. Этот союз бомбами не разорвешь!

В последние годы руководство талибов всячески стимулировало производство наркотиков и их транспортировку в США, Россию, страны Европы, Персидского залива. Доходы афгано-пакистанской наркомафии превышали 10 млрд. долл. США в год. Это один из главных источников финансовых поступлений в бюджет движения "Талибан", часть средств которого выделялась на террористическую деятельность в регионе. До начала боевых действий антитеррористической коалиции в Афганистане производилось в общей сложности 4,7 тыс. тонн опиума-сырца, из которого можно было произвести 47 тонн чистого героина. К сожалению, и авиация и спецназ будут бессильны против этого налаженного производства, которому всегда нужны рынки сбыта и их расширение.

Многолетний опыт России, Израиля, других стран мира по противодействию международному терроризму показывает, что, во-первых, ни одно государство в одиночку с ним справиться не сможет, во-вторых, для этого недостаточно только боевых действий и силовых методов.

Масштабность и скоординированность действий международных террористов, их транстерриториальный характер настоятельно диктуют необходимость объединения усилий всего мирового сообщества, дальнейшего расширения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Необходимо формировать в сознании людей понимание того, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это ни пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление, за которое неизбежно последует уголовное наказание.

Отрадно отметить, что на глобальном, региональном и двустороннем уровнях постепенно вырабатываются общие принципы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Разработано 12 основных универсальных конвенций и протоколов по борьбе с различными проявлениями терроризма. Как известно, Россия участвует в большинстве из них.

Всяческой поддержки, на мой взгляд, заслуживает проводимая под эгидой ООН работа по укреплению международно-правовой базы антитеррористического сотрудничества. Необходимо стремиться к расширению круга участников имеющихся договоров по борьбе с терроризмом и одновременно осуществлять разработку новых соглашений в этой области. Среди достижений ООН - Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.), а также принятая по инициативе России Резолюция ¦ 1269 Совета Безопасности ООН (1999 г.), которая стала своего рода антитеррористическим манифестом Организации Объединенных наций по поддержанию мира и безопасности на планете.

Вместе с тем, нельзя упускать из вида, что наряду с Афганистаном некоторые другие страны также оказывают поддержку международному терроризму, допуская присутствие на своей территории боевиков и предоставляя возможности для их отдыха, лечения и обучения. Дипломатические миссии ряда стран иногда используются, как убежища для террористов или как склады их техники, что является прямым нарушением Венской конвенции. С территории этих стран довооруженные и отдохнувшие бандформирования вновь забрасываются, в частности, на территорию российского Северного Кавказа, где продолжают сеять смерть и разрушения. Ныне действующие международные договоры об экстрадиции преступников исключают выдачу беглецов, разыскиваемых за "политические правонарушения", что, безусловно, является лазейкой для террористов. Именно поэтому полномасштабное международное сотрудничество имеет определяющее значение для долгосрочного сдерживания и ограничения терроризма. При этом если в силу каких-то причин прогресс в деле достижения крупных принципиальных международных соглашений идет медленно, необходимо энергично развивать международное сотрудничество через:

- общие резолюции или соглашения в ООН и других специализированных учреждениях по вопросам гражданской авиации, морских перевозок и туризма,

- усовершенствованные и ратифицированные большим числом стран международные конвенции по таким проблемам, как угон самолетов, захват заложников и защита дипломатов,

- неофициальные договоренности, доказывающие единодушное стремление международного сообщества к принятию эффективных мер против терроризма,

- активизация претворения в жизнь действующих соглашений о борьбе с терроризмом.

В своих предложениях хотелось бы сформулировать четкие намерения и планы совместной международной борьбы с терроризмом, вместе с тем, обозначить известные трудности политического толка, о которых говорил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и которые позволяют прогнозировать достаточно сложную и тернистую работу в области совершенствования международных правовых актов о борьбе с коррупцией. К очевидным "трудностям" следует отнести сам процесс формулирования единого понятия терроризма, признаваемого мировым сообществом (прежде всего, документами ООН). Наиболее сложным мне также представляется поиск взаимоприемлемых решений по вопросу быстроты отработки мер, направленных на парирование тех или иных террористических действий.
Непростой, на мой взгляд, частью работы будет установление правил, согласно которым не должно быть двойных толкований по вопросу отношений, связанных с экстрадицией подозреваемых или обвиняемых, их соучастников в планировании или совершении террористических актов.
Как представляется, в повышении эффективности антитеррористической борьбы роль парламентов, межпарламентских объединений и институтов Гражданского общества пока недостаточна. Для её усиления, на мой взгляд, было бы целесообразным:

1. Использовать эти возможности для активизации практической работы по унификации национальных законодательств государств в области борьбы с международным терроризмом и связанными с ним уголовными преступлениями, т. е. сближение законов разных стран по содержанию и технико-юридической форме. Это позволит преодолеть разночтения в правовой оценке юридических фактов, оперативно реагировать на акты терроризма вне зависимости от того, в какой стране они совершаются.

2. Разработать своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и базовых правил взаимопомощи и взаимодействия в конкретных ситуациях. Подобные документы были бы хорошим дополнением существующих международных договоров в этой сфере.

3. Включать вопросы коллективной безопасности в области борьбы с международным терроризмом в повестку дня работы соответствующих парламентских комитетов и в тематику межпарламентских контактов на международном уровне.

4. Наладить взаимодействие и обмен информацией на уровне рабочих групп при разработке парламентами законодательных актов в области безопасности и борьбы с международным терроризмом в целях эффективного практического осуществления взаимодействия в законотворческой работе.

5. Изучить возможность создания под эгидой ООН общественно-политического органа из видных парламентариев, общественных деятелей, ученых, деловых людей для обеспечения необходимой общественной поддержки процессу фронтального противодействия международному терроризму.

6. Мобилизовать институты гражданского общества, средства массовой информации с целью создания условий, резко затрудняющих деятельность террористов, где бы они ни находились. Создать сайты в "Интернете", телефоны доверия, по которым могла бы собираться вся информация, имеющая отношение к возможной подготовке и осуществлению террористических акций.

Я не могу также не остановиться и на проблемах взаимодействия и координации спецслужб государств, объединившихся в деле борьбы с международным терроризмом. На мой взгляд, необходимо:

1. Главам государств, сотрудничающих в сфере борьбы с международным терроризмом - принять и сообщить всему мировому сообществу стратегический план совместной борьбы с терроризмом, план сотрудничества спецслужб. Необходимо, чтобы каждый террорист знал о существовании такого плана и нигде не чувствовал себя в безопасности.

2. Создать единый центр, который бы собирал и анализировал информацию из всех источников, поступающую от спецслужб государств, сотрудничающих в сфере борьбы с терроризмом. Работа такого центра расширит совместные возможности, позволит предвидеть будущие угрозы терроризма, будет содействовать урегулированию кризисных ситуаций в национальном и международном масштабе и обеспечивать единую базу данных, доступную всем сотрудничающим государствам. Потенциально этот центр мог бы стать стержнем для подготовки кадров специалистов по анализу разведсведений конкретно в области международного терроризма.

3. Обеспечить беспрепятственный доступ к общим базам данных в реальном масштабе времени. Необходимо, чтобы спецслужбы сотрудничающих стран могли срочно получать необходимую им информацию, например установочные данные на лиц, подозреваемых в международном терроризме, данные по идентификации оружия, взрывчатки, по особенностям изготовления взрывных устройств и т.п.

4. Проводить в необходимых случаях широкомасштабные оперативные и следственные мероприятия с одновременным участием спецслужб нескольких стран. Такой фронтальный подход в борьбе с терроризмом должен порождать у боевиков понимание равного риска при совершении преступления, независимо от того, в какой стране они находятся.

5. Обеспечить строжайший государственный контроль над изготовлением и хранением взрывчатых веществ и оружия, так как многие теракты - это в первую очередь следствие того, что государства в определенный момент не сумели обеспечить сохранность взрывчатых веществ.

Заключение

Терроризм и международный терроризм как преступления и преступные явления, как часть организованной преступности, угрожают стать в XXI веке серьезными препятствиями на пути решения национальных, региональных и мировых проблем. Исследование показало, что контроль над терроризмом – это научное и официальное понимание данных деяний, определение сил и обстоятельств, порождающих их, а также принятие политических, правовых и других мер по предупреждению и пресечению террористической деятельности.

Список литературы

1. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. – М., 2006;

2. Короткова М.В., Мамонтов А.Г. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Лекция. М.: Московская академия МВД России, 2002.

3. Волженкина В.М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции / Науч. Ред. Б.В. Волженкин. – Спб: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2005;

Наши рекомендации