Тема 4 Сотрудничество государств Евразии в борьбе с терроризмом

Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом на региональном уровне датируется началом 70-х годов прошлого века в Америке в рамках Организации американских государств и системы региональной безопасности в составе стран-участниц Общего рынка Южного конуса (Меркосур, 1986 г.)[118]. Основной причиной активизации сотрудничества на региональном уровне стала недостаточная эффективность борьбы с терроризмом на универсальном уровне.

Несколько позже подобные меры стали предприниматься в Азии: механизмы противодействия терроризму созданы в рамках Ассоциации регионального сотрудничества государств Южной Азии (СААРК)[119], Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1967 г.)[120].

Эффективным механизмом обсуждения и решения вопросов борьбы с современными вызовами и угрозами в регионе стала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

В настоящее время АСЕАН представляет собой одну из наиболее влиятельных в Азии региональных организаций, имеющую 500-миллионное население и охватывающую более 4,5 млн. кв. км территории. С момента образования в августе 1967 года число ее стран-членов возросло с 5 до 10 государств Юго-Восточной Азии. Статус кандидата на вступление имеет Восточный Тимор, а наблюдателя – Папуа-Новая Гвинея. Главный политический документ Ассоциации – Договор о дружбе и сотрудничестве (1976 г.). Ускорение процесса интеграции, укрепление собственных возможностей и усиление влияния в региональных и международных делах являются не только субъективной потребностью, но и объективным требованием в целях ответа на динамично трансформирующуюся международную ситуацию, возникающие новые риски и угрозы. В этой связи 20 ноября 2007 г. в ходе XIII Саммита подписан Устав Ассоциации, придавший ей международную правосубъектность.

Подписание Устава демонстрирует политическое желание и уверенность лидеров стран-участниц и далее прикладывать усилия к достижению стратегических целей организации. Главнейшая среди них – создание к 2015 году Сообщества АСЕАН по образцу ЕС, состоящего из Экономического сообщества АСЕАН (на базе созданной в 1992 г. Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА); Сообщества АСЕАН по безопасности (на базе образованного в 1994 г. Регионального форума АСЕАН (РФА) – структуры по безопасности и превентивной дипломатии, объединяющей «асеановскую десятку» и 18 партнеров Ассоциации – в т.ч. таких ведущих мировых игроков как Россия, ЕС, США, КНР, Япония, Индия и др.); а также Культурного сообщества АСЕАН. Все это направлено на то, чтобы в будущем сообщество имело единые цели, единый статус и единый голос в преодолении возможных вызовов.

АСЕАН отныне провозглашает своими главными целями поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; усиление сотрудничества в сфере политики, безопасности, экономики и социальной культуры; обеспечение мирного сосуществования стран-членов, сохранение безъядерного статуса Юго-Восточной Азии; сокращение разницы между всеми членами и осуществление равномерной гармонии и устойчивого развития. Ассоциация намерена прилагать усилия к сохранению своей «центральной роли» в Азии. В последние годы в фокусе внимания АСЕАН находятся вопросы борьбы с терроризмом и обеспечение энергетического диалога.

Новый импульс сотрудничеству государств Азии в борьбе с терроризмом придали Азиатско-Тихоокеанский форум экономического содружества (АТЭС, 1989 г.)[121] и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, 2001 г.)[122].

В странах Ближнего Востока и на Африканском континенте координацией антитеррористической деятельности занимается Лига арабских государств (ЛАГ, 1945 г.), Организация Исламская Конференция, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, 1981 г.), а также Африканский союз (АС, 1999 г., до 2002 г. – Организация арабского единства) и некоторые другие.

К сожалению, большое количество межгосударственных структур, осуществляющих борьбу с терроризмом в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке, отнюдь не свидетельствует о ее эффективности. Например, в Европе после Второй мировой войны серьезно обсуждались вопросы формирования системы коллективной безопасности на базе Ялтинских и Потсдамских договоренностей, предопределивших, прежде всего, неизменность и нерушимость границ между европейскими государствами в послевоенный период. Проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. в столице Финляндии явилось выдающимся достижением государств Европы. Позже, как известно, Совещание было преобразовано в Организацию, которая, несмотря на определенные проблемы, возникшие в последние годы, тем не менее достаточно эффективно функционирует до сих пор.

Иное дело афро-азиатский регион. В отличие от Европы здесь обнажились межрелигиозные и даже межцивилизационные противоречия. Крупнейшие военные конфликты второй половины XX столетия произошли именно в этом регионе – корейская, вьетнамская, ряд ближневосточных, индо-пакистанских войн, тяжелейший афганский конфликт и бесконечные межэтнические войны в Африке. Да и сейчас многие регионы Азии и Африки остаются взрывоопасными, и потенциал конфликтогенности достаточно велик. Следует отметить, что на сегодняшний день в Азии актуализировалась и такая серьезная проблема, как военные ядерные программы. Индия и Пакистан стали признаны международным сообществом в качестве ядерных держав, свыше десятка азиатских государств относятся к так называемым «пороговым странам». Вместе с тем человечество, сделав приоритетом во второй половине XX столетия ядерное разоружение, практически «прозевало» нагромождение обычного оружия, качество и объемы которого улучшаются и увеличиваются из года в год, возрастает его незаконный оборот. При этом необходимо подчеркнуть, что института и механизма сдерживания гонки вооружений и разумного баланса достаточности оружия в этом регионе пока нет.

Определяющую роль в стабилизации ситуации в Азии призвано сыграть созданное по инициативе Казахстана Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА, 1992 г.). Его участники ставят своей задачей выработку превентивных мер по укреплению взаимопонимания, с учетом исторического опыта Европы и с последующим выходом на создание гармонично сконструированной системы безопасности на азиатском континенте. Очевидно, что динамичное развитие экономик стран Азии рельефно обозначило и проблему негативного свойства – увеличение военных бюджетов, нередко неоправданных и немотивированных, в условиях растущего международного терроризма и экстремизма. Увеличение расходов на военные нужды порождает гонку вооружений, что, в конечном счете, сказывается не только на международной ситуации в Азии и чревато возникновением вооруженных конфликтов, но и на социально-экономическом положении жителей стран региона, что в свою очередь может спровоцировать другие проблемы. Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА (1999 г.), и Алматинский Акт (2002 г.) заложили принципиальные подходы к фундаментальным проблемам современности – урегулированию региональных конфликтов, противодействию новым вызовам и угрозам – терроризму, религиозному и этническому экстремизму, наркобизнесу, транснациональной преступной деятельности, незаконной торговле оружием и т.д. Особо важно отметить значение Каталога мер доверия СВМДА (2007 г.), который был принят на второй встрече министров иностранных дел стран, входящих в Совещание. Это один из первых на азиатском континенте международный документ, предусматривающий многостороннее сотрудничество государств региона по внушительному списку проблем, связанных с укреплением стабильности и безопасности. Кооперативный подход к осуществлению мер доверия СВМДА, направленный на реализацию Каталога, будет способствовать укреплению безопасности стран региона.

Противодействие терроризму в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности

ШОС создана в 2001 году на базе «Шанхайской пятерки» (РФ, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Таджикистан), образованной на основе исторических Шанхайского Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Московского Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997). Она является организацией многопрофильного сотрудничества, цели и задачи которой на годы вперед прописаны в основополагающих документах ШОС, прежде всего в ее Хартии (уставной документ, подписанный в июне 2002 г.). Среди них: развитие всестороннего сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной и других областях, представляющих общий интерес. В августе 2007 г. в ходе VII саммита в Бишкеке подписан главный политический документ ШОС – Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Позволив постсоветским странам успешно решить сложные проблемы военно-приграничного сотрудничества с Китаем, ШОС значительно расширила сферу своих интересов. Безусловно, взаимодействие силовых органов в обеспечении региональной безопасности, стабильности и правопорядка имеет приоритетное значение, поскольку необходимо эффективно реагировать на риски и угрозы современности. В этих целях в июне 2001 г. заключена Конвенция ШОС о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, на основе которой создана и успешно действует Региональная антитеррористическая структура (РАТС), получившая в 2004 г. статус постоянно действующего органа Организации. Сегодня на повестке дня в контексте укрепления региональной безопасности и стабильности стоят вопросы по созданию механизмов оперативного реагирования ШОС на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, формированию единого реестра террористических организаций и лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, расширения сотрудничества в миграционной сфере.

Говоря о последних тенденциях в развитии ШОС, необходимо подчеркнуть растущий международный авторитет Организации. В 2004-2005 гг. статус наблюдателя получили Монголия, Индия, Пакистан и Иран, о желании получить его также заявили Беларусь, Непал и Шри-Ланка. Поскольку еще не выработаны соответствующие правовые механизмы, в настоящее время действует мораторий на прием новых членов. Однако Секретариат совместно с государствами-членами работает над созданием взаимоприемлемых форм сотрудничества с наблюдателями. Сама ШОС в 2004 г. обрела статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. В 2005-2007 гг. заключены меморандумы о взаимопонимании с АСЕНАН, СНГ, ЕврАЗЭС и ОДКБ; сейчас на стадии проработки – такие же документы с ОЭС и СВМДА.

ШОС – это организация нового типа, не отягощенная наследием «холодной войны», которая приветствует сотрудничество с другими полюсами в международной политике. Подтверждением этому является тенденция сближения ШОС с ЕС, ОБСЕ и другими структурами.

Так, 21 апреля 2005 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатами ШОС и АСЕАН, который определяет основные направления сотрудничества и взаимодействия сторон в таких сферах, как экономика, финансы, туризм, охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, социальное развитие, сотрудничество в области энергетики, вопросы, связанные с борьбой с транснациональной преступностью, и другие.

Общепризнано, что в современном мире возрастает роль региональных организаций, множится их число, растет своего рода конкуренция. Учет данной тенденции указывает и такой путь борьбы с современными рисками и угрозами, как создание партнерских отношений между различными структурами на Евразийском пространстве: ОБСЕ, ШОС, АСЕАН, СВМДА, Диалог сотрудничества в Азии (ДСА), ОЭС, Ассоциация регионального сотрудничества в Южной Азии (СААРК), АТЭС, ЕврАЗЭС и др. В конце августа 2008 года в Душанбе состоялся очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества – ШОС на уровне глав государств[123].

Темами заседания стали вопросы, в частности, противодействия терроризму, наркотрафику и транснациональной преступности, а также политические и правовые аспекты расширения ШОС. По окончании саммита председательство в организации перешло от Таджикистана к России. Следующее заседание Совета глав государств-членов ШОС пройдет в 2009 году в городе Екатеринбурге.

Выступая на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации, Президент России Д.А. Медведев, прежде всего, остановился на теме грузинской агрессии против Южной Осетии. По его словам, «хорошо известно, кто попустительствовал властям Грузии и даже подстрекал их, преследуя свои корыстные цели». Дмитрий Медведев остановился также на вопросах взаимодействия в борьбе с терроризмом и наркоторговлей, отметив солидарную поддержку всеми странами-участницами организации российской инициативы о проведении конференции по Афганистану под эгидой ШОС.

В ходе совместной пресс-конференции по окончании саммита Д. А. Медведев сделал ряд значимых политических заявлений. Так, по словам российского президента, одним из важнейших итогов заседания стала консолидированная позиция по ситуации вокруг грузинской агрессии, Южной Осетии и Абхазии. Он заявил, что последний кавказский конфликт должен стать уроком для всего мирового сообщества, в том числе для тех стран, которые принимают решения о развитии военно-технического сотрудничества с Тбилиси.

Но главный, озвученный российским президентом, вывод из произошедшего имеет уже не региональное, а глобальное значение: грузино-осетинский конфликт показал слабость всей существующей в мире архитектуры безопасности[124]. Теперь мировому сообществу необходимо подумать над созданием новой архитектуры, которая опиралась бы на принципы международного сотрудничества, строгого соблюдения норм международного права, недопустимости произвольного толкования этого права; архитектуры безопасности, «которая бы опиралась на многополярность и не допускала доминирования любого государства, которое полагает возможным принимать на себя функции по установлению единого миропорядка».

5 сентября 2008 г. в Кремле состоялось заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ на уровне глав государств[125]. Президенты семи стран-участниц обсудили ряд заранее подготовленных вопросов регионального и общемирового значения. Однако, как и на саммите ШОС, свои коррективы в повестку дня внес грузино-осетинский конфликт. В принятой по итогам заседания Декларации содержатся те же оценки действий России и Грузии, что и в Декларации ШОС. Вместе с тем в Декларации ОДКБ содержится принципиально важный для Москвы призыв к странам НАТО «взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов». Кроме того, Совет ОДКБ поддержал российскую инициативу о разработке Договора о европейской безопасности.

В рамках запланированной повестки дня Совет обсудил ряд вопросов борьбы с терроризмом и наркоторговлей, утвердил «План коллективных действий государств ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы», а также программу действий по формированию системы информационной безопасности стран-участниц и решение о дополнительных мерах по усилению антинаркотической деятельности. Совет ОДКБ внес изменения в план военного строительства, в положение о силах быстрого развертывания в Центральной Азии, одобрил новый порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ организации. Эти решения были призваны вывести военное и военно-техническое сотрудничество между членами ОДКБ на новый, более содержательный уровень.

Наши рекомендации