Вопрос 7. Феномен политической власти и ее структура. Субъекты и объекты, ресурсы, источники и формы власти
Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.)
Типы определения власти:
1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.
2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.
3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.
4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым
5. определение власти как влияния оказываемого на других
6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации
(Макс Вебер считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.)
Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, ресурсы и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Субъекты власти – те, кто непосредственно и самостоятельно участвует в политической жизни общества и в той или иной мере влияет на нее. Субъект власти - это её непосредственный носитель. Субъекты делятся на первичные и вторичные. Первичные субъекты генерируют политическую власть. Ими являются индивиды и различные общности людей. Вторичные субъекты - это специально созданный механизм, который передаёт и реализует политическую власть. Основой такого механизма являются государственные, партийные и иные структуры, которые входят как элементы в политическую систему общества. Иногда выделяются и субъекты более высокого уровня: политические элиты и лидеры.
Субъекты политической власти:
- Социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои)
- Государство
- Политические партии и организации
- Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления)
- Групповое и индивидуальное лидерство
- Личная власть
- Отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов
- Толпа (охлократия)
(Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.)
Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых государств либо Европейский Союз).
Власть возможна только при условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает мощными средствами принуждения. (В конечном счете, у объекта властной воли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться.) Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение добровольно, с радостью воспринимаемого повиновения.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти
представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для
влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все те средства, использование
которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями
субъекта.
Ресурсы могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. (В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ)
Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.
Две основные формы политической власти: государственная и общественно-политическая. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. (В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями)
В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации.