Власть: понятие, формы проявления. Теории власти.
Государство – политической системы центральный элемент, а политический режим - способ осуществления политической власти. Власть – основополагающая категория политологии. Именно она дает понимание сущности политики, функционирования политических институтов. Изучению власти уделяли пристальное внимание многие выдающиеся философы: Аристотель, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Гегель. Вебер ввел в науку понятие «социальное содействие», которое предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида и ориентацию на другого. Вебер понимает под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. Власть по Веберу первична. Производной от нее является политика и все, что с ней связано. На основе этого определения можно выделить следующие элементы власти: 1) не менее двух партнеров во властеотношениях, т. е. власть не столько свойство субъектов, сколько отношения между ними; б) приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций; в) подчинение; г) общественные нормы, устанавливающие пределы для приказов, санкций и подчинения. Власть, как способность проводить волю, проявляется в самых разнообразных формах: насилие, господство, зависимость, руководство, управление, контроль и т.д. Механизмы осуществления власти, ее ресурсы, основания объясняются многочисленными теориями власти: Телеологические теории, биологические теории, реляционистские теории, бихевиористские концепции власти. Особый случай системная концепция (Т. Парсонс). Власть рассматривается свойством разных социальных систем, причем в каждой системе у власти своя специфика: в малых, микросоциальных системах – семье, трудовом коллективе, кружке по интересам – одна; в макросоциальных системах: экономической, социальной, политической, духовной – другая.
Принцип разделения властей.
Политическая власть – это особый вид власти. Она представляет собой способность класса, группы, индивида проводить свою волю за счет кон-троля над основными институтами управления обществом. Политическую власть характеризуют две основные черты: 1) масштаб: она воздействует на социальные группы, общество в целом; 2) возможность применения государственных рычагов, оформления в виде государственных решений. Политическую власть отличают также следующие характеристики: легальность – чисто юридическое, законное обоснование власти; легитимность– внутреннее, социальное признание власти, узаконивание власти в глазах общества. Легитимность характеризует престиж власти; позитивные и негативные санкции, используемые властью (награды, поощрения, наказания, репрессии); средства и каналы связи, которые власть использует для проведения своих решений в жизнь. Политическая система – совокупность ин-ститутов, обеспечивающих существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Главная функция политической системы – управление. В ней выделяются четыре подсистемы: политические организации; политические нормы; политические отношения; политическое сознание.
Теория разделения властей — второе достижение Монтескье. Эта теория происходит от старой идеи «смешанного правления», которую вначале рассмотрели Аристотель и Цицерон, а затем Аквинат и Локк. Впервые эта идея нашла свое законодательное воплощение в Англии в период правления Кромвеля. Анализируя британскую политическую систему, где в результате стихийного развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его. Политической властью, отмечал он, всегда злоупотребляют. Злоупотребление властью, согласно Монтескье, вытекает из природы человека: «…Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законода-тельную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
Разделение властей по Канту
Все государства имеют три власти:
• законодательная (верховная) - принадлежит только объединенной воле народа;
• исполнительная (действует согласно закону) - принадлежит правителю;
• судебная (действует согласно закону) - принадлежит судье.
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика - система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.
В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.