Основные направления и теории в современной политической науке.

1. устранение критической соц дифференциации общества, обеспечение гражданам согласия и соц стабильности

2. Обеспечение адресной соц помощи малоимущим слоям населения

3. обеспечение реальных гарантий минимального дохода каждому гражданину

4. преодоление безработицы, создание новых рабочих мест, трудоустройство оказавшихся в силу различных причин безработными

5. Создание эффективных и доступных систем охраны здоровья граждан соответ новым условиям

6. проведение целесообразных реформ

7. Совершенствование жилищной политики, проведение жилищно коммунальной реформы

Политика как общественное явление: понятие, сущность, структура, функции.

Поли́тика: 1)искусство управления государством и обществом; 2)совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами; 3)сфера деятельности государства, партий, общественных движений.

Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

— связь частного и общего, интереса личности и интереса социальнойцелостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

— любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

— связь с действиями и интересами больших масс людей;

— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями.Среди них можно выделить следующие:

1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружение и рассмотрение социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-пер­вых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспектив­ные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффектив­ных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответ­ствующий подбор и расстановка кадров, способных решать по­ставленные перед ними задачи…

Классификация политики

Общество, как известно, представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и отражение во всех названных сферах.

Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения.

Экономическая политика демократического государства – совокупность научных положений, целей, политических средств и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества, под ее влиянием происходит взаимодействие между государством и гражданским обществом.

Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и обеспечении их непосредственно жизнедеятельности.

Политика в политической сфере направлена на регулирование отношений между гражданами и социальными общностями по поводу прежде всего государственной власти.

Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, коллективами, социальными общностями и нациями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Государственная политика как вид деятельности обычно рассматривается на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном, международном. Местный уровень включает решение социально-бытовых вопросов (обеспечение сносных жилищных условий, строительство и эксплуатация школ, больниц и т.д.) Региональный уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности различных социальных групп и национальных общностей, направленных на комплексное развитие всего региона, осуществление сбалансированной экологической политики, защиты прав и свобод граждан от посягательств преступных групп и мафиозных кланов. Центральное место в политике государства занимает общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определить наиболее точно приоритеты в политике по отношению к разным социальным слоям и группам. Международный уровень политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, суверенных прав граждан, создание благоприятных условий для эффективного социально-экономического развития общества, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты.

10.Политические отношения: понятие, содержание, уровни, типология.

Взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом называют политическими отношениями.

Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Основные характеристики политических отношений:

— возникая при активном участии сознания, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями;

—дляих изменения отнюдь не достаточно слова, а требуется соответствующее действие;

— влияние на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действия государственного механизма можно поддерживать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одни нравы и подавлять другие;

— главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни — власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей на основе определенных принципов.

Существуют две стороны, формы бытия политических отношений

1)политическая деятельность — в ней выражается динамизм политических отношений, их зависимость от социальных усилий людей; и

2)политическая организация, выражающая структурированность политических отношений, их формирование на основе определенных норм, правил. Этот аспект политики еще называется институциональным (институт — это отношения, организованные на основе определенной нормы, санкционированного правила поведения).

Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический.

Выделяют следующие типы политических отношений :

1)отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);

2)отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ.

Интересы наряду с потребностями - важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений. Потребность - это отношение между агентом, субъектом и условиями его существования. Интерес - это отношение между субъектами по поводу условий существования. При различении того и другого необходимо иметь в виду, что отличие потребности от интереса заключается не в характере отношений, которые они выражают, но и в предметах, сторонах, между которыми отношения устанавливаются: интерес - это отношение между субъектами, потребность - отношение субъекта к объекту,от которого он зависит и на который направлено его действие.
Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общийисточник. Им служит отношение интересов социальной группы и интересов социальной целостности, общества в целом. Отход от них вызывает формирование иллюзорных, отчужденных от действительных интересов форм, теряющих атрибутивные свойства политического интереса, прежде всего связь, ориентацию на реализацию потребностей социальной целостности. Такой иллюзорной формой политического интереса служит бюрократический интерес.

БЮРОКРАТИЗМ характеризуется прежде всего ярко выраженным консерватизмом, отношением к существующим формам руководства и управления как к неизменным структурам, что оборачивается политической слепотой, желанием принимать желаемое за действительное.

Политический интерес служит основой вхождения того или иного фрагмента социальной реальности в сферу политических отношений - процесса политизации, смысл которого - в наличии двух взаимосвязанных, но различных тенденций, одна из которых заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая - в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем. Но существует множество проблем, видов социальных связей, которые в политизации не нуждаются и должны и могут решаться на локальном.групповом уровне, за счет индивидуальных или групповых усилий, без вмешательства государственного механизма. Глобальная тенденция, характерная для всего современного общества - деполитизация, ограничение сферы государственного политического вмешательства и регулирования за счет включения механизмов самоуправления, частной инициативы, личной и групповой активности.

Наши рекомендации