Общественные объединения в Беларуси.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения, реализуя социальный запрос некой части общества, адаптируют свою деятельность к конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, непосредственно влияющей на содержание, формы, методы и принципы их деятельности. Организационное единство общественного объединения базируется, прежде всего, на правовых нормах государства, поэтому спектр возможностей общественных объединений также определяются государством. Правовое регулирование деятельности общественных объединений не сводится к установлению их правового статуса, но затрагивает широкий круг проблем, характеризующих взаимоотношения с гражданами и государством, друг с другом, со структурами поддержки общественной деятельности и т.д. Для успешного взаимодействия стороны должны найти так называемые «точки соприкосновения», поиску которых могут препятствовать разные цели, негативные социальные установки, отрицательные эмоции сторон, социальные стереотипы и т.п. явления.

По состоянию на 1 июля 2011 года в республике зарегистрировано 2359 общественных объединений, из них 230 международных, 682 республиканских и 1447 местных. Зарегистрировано и поставлено на учет 36300 организационных структур общественных объединений. Зарегистрировано 26 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 109 фондов (международных - 10, республиканских - 5 и местных - 94).

Примерно четвертая часть общественных объединений Беларуси занимается социальной защитой и реабилитацией различных слоев населения. Спортивную направленность развивают 19,35% общественных объединений Беларуси. 17,44% и 17,19% соответственно относят свою деятельность к образовательному и благотворительному направлениям. По информации Министерства юстиции Республики Беларусь более половины общественных объединений имеют просветительную и культурно-спортивную направленность.

Активность общественных объединений Беларуси, значимость их деятельности и достигаемых результатов это довольно актуальные проблемы. В белорусском обществе довольно слаба мотивация к деятельности, основанной на социальном самосознании и ответственности. Повышение индивидуальной и групповой активности населения не возникает автоматически по мере ее организационного оформления, а зависит от уровня социального доверия в обществе. Активность населения, его способность к взаимодействию через структуры «третьего сектора» зависит от ранее сложившихся традиций и норм. В деле развития социальной активности в Беларуси особую роль играют информационные технологии и, в частности Интернет, поскольку через Интернет информационные потоки работают интенсивно, охватывая наиболее активную, образованную, восприимчивую к инновациям часть граждан.

Эффективность деятельности, как отдельного общественного объединения, так и общественного сектора, в целом, во многом зависит от ресурсной обеспеченности. Основными составляющими любой деятельности, в т.ч. общественной, являются материальные ресурсы, человеческий потенциал, современные информационно-коммуникационные ресурсы. Важнейшим условием эффективного функционирования сектора общественных объединений, наряду с ресурсной обеспеченностью, является способность населения к самоорганизации достаточно высокого уровня. Такое взаимодействие может осуществляться в различных формах. Простейшей из них является информационный обмен, который необходим для адекватного представления о текущей ситуации и оценке ее перспектив. Применение новейших информационных технологий, в том числе интернет-ресурсов, позволяет получать и использовать необходимую информацию оперативно.

Поиск ресурсов должен представлять собой непрерывный процесс, что также является условием эффективности.

Поддержку в осуществлении деятельности общественным объединениям могут оказывать различные фонды (отечественные и зарубежные), госструктуры, бизнес-структуры, средства массовой информации и т.п. Знания техник и технологий менеджмента и маркетинга общественных объединений становятся все более актуальными в информационно перенасыщенном пространстве. Растущая конкуренция за гранты, добровольные пожертвования, социальные заказы; настороженное отношение к деятельности общественного сектора со стороны широкой общественности; отсутствие кредита доверия и навыков ведения диалога общественными объединениями между собой и со структурами поддержки общественного сектора требуют от лидеров общественных структур овладения следующими навыками:

умение четко определять позицию организации на своем специфическом «рынке»;

понимание потребностей клиентов и доноров;

умение формулировать тактические и стратегические цели своего общественного объединения;

способность распространять свои убеждения и находить сторонников и т.д.

Кроме того, если общественные объединения хотят «выжить» в изменяющихся социально-экономических условиях, они должны сами уметь «зарабатывать» деньги. Гражданский Кодекс Республики Беларусь предусматривает условия производственно-хозяйственной деятельности общественных объединений, прибыль от которой направлена на выполнения уставных целей задач общественного объединения.

Специфической особенностью общественного сектора всех постсоветских стран, в том числе Беларуси, является установка общественных объединений не на партнерские взаимоотношения, а на единичный выигрыш отдельного общественного объединения. Конкурентная борьба между общественными объединениями идет не столько за людей, за территории влияния, сколько за идеи.

Молодежные организации.

В Беларуси осуществляют деятельность 13 международных молодежных общественных объединений и 1 международный молодежный союз общественных объединений; 62 республиканских молодежных общественных объединения и 2 молодежных союза об-щественных объединений.

Руководящий орган большинства международных и республиканских организаций находится в г. Минске. На периферии международные и республиканские молодежные общественные объединения создаются реже.

Половина молодежных международных организаций осуществляют благотворительную деятельность и деятельность по социальной защите детей и молодежи. В международном молодежном общественном секторе Беларуси работают просветительские организации, а также организации, для которых основной является функция международной интеграции.

¼ молодежных республи-канских объединений представляют собой организации, в основу которых заложена определенная политическая и/или культурная идеология: это организации пионеров, скаутов, гайдов, объединения на основе либерально-демократической, социал-демократической, коммунистической и т.п. идеологий, христианской морали или догм, традиционных для отдельных конфессий. Республиканские молодежные общественные объединения в большей мере также направлены на выполнение просветительской функции (наиболее очевидна для 14 организаций) и осуществлении социальной защиты некоторых категорий молодежи (выявлена для 8 организаций). Среди республиканских организаций 8 являются объединениями, в основе которых лежит принадлежность к определенной профессии (выполняемой или получаемой), 9 объединений по интересам, в основном в сфере искусства, культуры и спорта, 5 организации специализирующихся на благотворительной деятельности. В сферу интересов молодежи, получившей проявление через деятельность молодежных республиканских общественных объединений определенной направленности, входят также вопросы молодежного туризма, возрождения белорусской культуры и жилищного строительства.


Наши рекомендации