Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» (КСДП «Ауыл»)

Председателем партии является ГаниАлимович Калиев.

Партия зарегистрирована 1 марта2002 года,2 апреля2003 года партия прошла перерегистрацию.

Численность партии составляет 61 043 человек.

Партия имеет структурные подразделения во всех областях Казахстана.

Идеология:

Своими целями партия декларирует усиление государственного регулирования и поддержку аграрного сектора; защиту интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан.

4.Коммунистическая Народная партия Казахстана (КНПК) — политическая партия, функционирующая в Казахстане. Председателем партии является Косарев Владислав Борисович. 21 июня2004 года партия прошла государственную регистрацию. На момент регистрации в рядах партии насчитывалось 90 000 человек.

Идеология:

Заявленной целью партии является движение к обществу подлинного народовластия, социальной справедливости, широкой духовности, свободы и процветающей экономики на базе научно-технического прогресса и принципов научного социализма. Центром общества согласно идеологии КНПК должен стать человек, наделенный полнотой гражданских прав и широкими возможностями для развития и проявления своих способностей и удовлетворения многообразных потребностей

5. Коммунистическая партия Казахстана (КПК) — коммунистическая партия, действующая в Республике Казахстан, считает себя правопремницей республиканской компартии — Коммунистической Партии Казахской ССР.

Своими основными целями партия считает: создание условий для построения в республике общества свободы и социальной справедливости, основанного на принципах научного социализма; построение коммунистического общественного строя. Выступает за интернационализм.

Первый секретарь партии — СерикболсынАбдильдаевичАбдильдин.

6.Народно-демократическая партия «НурОтан» — крупнейшая пропрезидентская партияКазахстана.

Основана в 1999 году по инициативе действующего президента Н. А. Назарбаева как партия «Отан».

Лидер партии — Президент Республики КазахстанНурсултан Назарбаев.

На 22 июня2009 действующий состав парламента представлен исключительно данной партией.

Молодёжное крыло партии «НурОтан» называется «ЖасОтан».

Идеология:

Идеологию партии можно охарактеризовать как популистскоеевразийство. Однако в документах партии декларируется приверженность принципам интернационализма, секуляризма, социал-демократии, умеренно-государственного управления экономикой и ориентации на союз с бывшими советскими республиками, включая Россию.

Через удвоение ВВП — к практическому удвоению социальных расходов государства на удешевление здравоохранения, обеспечения доступности жилья, рост зарплат, пенсий и социальных выплат.

Умеренное евразийство: «Отан» выступает за действенную экономическую интеграцию в рамках ЕврАзЭС, Центрально-азиатского сотрудничества, за создание Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины.

7.Общенациональная социал-демократическая партия Казахстана «Азат» — оппозиционно настроенная политическая партия в Казахстане. Партия создана 10 сентября2006 года, зарегистрирована 25 января2007 года, имеет свои филиалы во всех областях страны и городах Астана и Алма-Ате. С начала основания называлась Общенациональная социал-демократическая партия, после объединения с Демократической партией «Азат», которое произошло 24 октября 2009 года, сменила название на современное.

Идеология:

Согласно заявленным целям ОСДП «Азат» последовательно работает над воплощением в политической практике Казахстана ценностей мирового социал-демократического движения, принципов Свободы, Справедливости, Солидарности, ставит перед собой задачи построения демократического, правового, социального государства, инновационной экономики, осуществления новой гуманитарной политики.

8.Партия патриотов Казахстана (ППК) — политическая партия, функционирующая в Казахстане.

Председателем партии с начала её основания является Гани Есенгельдинович Касымов.

Партия зарегистрирована 4 августа2000 года, прошла перерегистрацию 21 марта2003 года в связи с изменением Закона «О выборах в Республике Казахстан».

Идеология:

Партия декларирует следующие цели: формирование и осуществление национального возрождения народов Казахстана; построение правового демократического государства, гражданского общества с рыночной экономикой; приобщение к участию в управлении государственными и общественными делами социально активной части общества; обеспечение устойчивого развития страны; создание высокого качества жизни человека и уделение приоритетного внимания здоровью граждан

9.Партия «Руханият» — политическая партия, действующая в Казахстане. Председателем партии является МамбеталинСерикжанЕсенгосович. Почетный основатель партии – ДжагановаАлтыншашКаиржановна. Партия была зарегистрирована в органах юстиции 6 октября2003 года. Численность партии составляет 72 000 человек. Филиалы партии действуют в областных центрах, городах Астане и Алма-Ате.

Идеология:

Социальной базой партии являются работники сфер образования, здравоохранения, науки и культуры, предприниматели, студенты и другие. Своими главными задачами партия видит подъем экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества. На сегодняшний день активность партии «Руханият» выражается лишь в беспрекословной поддержке всех инициатив власти.

Заявленными целями партии являются:

укрепление государственности посредством использования духовного потенциала нации на основе её исторического наследия, особенностей, национальных ресурсов;

обеспечение достойного образа жизни людей, включая социальные гарантии прав человека на труд, бесплатное образование, здравоохранение, отдых, пользование достижениями культуры, полноценное духовное и физическое развитие;

формирование государственно-патриотического мировоззрения сограждан на основе национальной гордости и достоинства, патриотизма, высокой нравственности и духовности;

защита интересов и прав деятелей науки, культуры и просвещения, студенчества и учащейся молодежи.

10. Теории и модели демократии. Демократический политический режим.

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа.. Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия. Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них. 1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам. 2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок. 3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства. 4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. 5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др. 6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям. 7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Наличие развитой системы представительства (парламентаризма). Основные формы демократииВ зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию. 1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти. 2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезен-тативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом. Теоретические модели демократии В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии. Идентитарные теории демократии (от лат. identitas - тождество, идентичность) исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Суверенитет понимается как осуществление общей воли, при этом сам индивид отчуждает свои права в пользу общего. Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации), сведение свободы личности к принятию того, что хорошо для всех. Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии. Либеральная концепция демократии основана на парадигме автономности личности и ее первичности по отношению к народу, на требовании ограничения внешнего давления на индивидуальную свободу, на утверждении, что вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей. Слабыми сторонами либеральной модели является абсолютизация возможностей участия всех граждан в управлении, в то время как оправдание имущественной поляризации населения делает эту возможность трудноосуществимой для низшего класса общества. Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Эта теория включает в себя следующие положения:1.общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами; 2.группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть; 3.признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений; 4.в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и др.; 5.политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами; 6.государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.Теорияполиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Теория консенсуальной демократии. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель, может быть эффективна в многосоставных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов. Теория элитарной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера.демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.

11.Тоталитаризм, как исторический и политический феномен.

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в., хотя тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов totalitas (полнота, целостность) и totalis (весь, полный, целый).

Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле.Теория тоталитаризма складывалась в 40-50 гг. ХХ века и получила разви­тие в последующие десятилетия. Первыми теоретическими исследованиями по проблемам тоталитаризма стали работы Ф.Хайека «Дорога к рабству» (1944) а также совместный труд двух американских политоло­гов К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Сформулированы следующие основные признаки тоталитарного режима:

1. Официальная идеология, т.е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование.Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно призна­ет и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека.

2. Монополия на власть одной политической партии, а сама пар­тия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генераль­ный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппара­том. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функ­ции.

3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль права, закона: власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия. Государство становится неправо­вым.

4. Партийный контроль за средствами массовой информации. Же­сткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массо­вой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т.д.

5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. Сохране­ние и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия, следовательно, происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «осажденной крепости», опускается «железный занавес».

6. Централизованный контроль экономики и система бюрократиче­ского управления экономической деятельностью. Утверждается, что пла­новая экономика наиболее рациональная и эффективная.

При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподкон­трольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламен­тацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталита­ризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Наши рекомендации