Казахстан - Центральная Азия

Казахстан должен предпринимать активные усилия по развитию ЦА. Главные инструменты - это экономическая кооперация и интенсификация торговых связей. Политическая интеграция является преждевременной, поскольку государства ЦА к ней не готовы. Более многообещающим представляется вариант ускоренного развития Казахстана и превращения его в успешное экономически и прогрессивное политически государство, чей пример мог бы вдохновить соседей по региону. РК может стать образовательным, культурным, информационным и финансовым центром региона. У них должно сложиться благожелательное отношение к Казахстану. Крайне вредной для страны стала бы репутация “экспансиониста”, который, воспользовавшись временной слабостью, захватывает ресурсы окружающих. Очень важно не давать волю тщеславным амбициям и не проявлять высокомерия по отношению к пока менее успешным соседям. Иначе это вызовет отторжение и не будет благоприятствовать развитию региона. Необходимо сохранять взвешенность и реалистичность. Добрососедство и позитивный пример - ключ к долгосрочной безопасности.

Казахстан - Россия

С Россией необходимо строить отношения на основе равноправия и взаимного уважения к интересам друг друга.

Московские политики должны понять, что наличие у Казахстана дополнительных транспортных выходов в конечном итоге положительно повлияет на развитие по-настоящему партнерских отношений между РФ и РК. В противном случае у Казахстана будут оставаться опасения возобновления имперской политики, а вместе с ними и желание избавиться от ее воздействия. Казахстан всегда будет дружественным России государством.

Надо постараться убедить Кремль пересмотреть перечень внешних угроз, в особенности замшелое восприятие Запада в виде извечного противника России, и сосредоточиться на реальных и потенциальных угрозах и вызовах.

Казахстан заинтересован в том, чтобы Россия геополитически и цивилизационно быстрее самоопределилась и стала органично взаимодействовать с евроатлантическим сообществом. Важно, чтобы Запад учитывал причины отхода России от него. Было бы лучше, если бы Европа и в особенности США не оттолкнули Россию еще больше, муссируя ее проблемы, и не списывали ее в разряд “чужих” и неисправимых.

Заявив о своем “европейском выборе”, Казахстан мог бы подтолкнуть и Россию вернуться на это направление. В некоторой степени РК легче этот выбор сделать, поскольку полная автономность не является сколько-нибудь привлекательным и жизнеспособным вариантом для нас, и мы не обременены воспоминаниями о былой великодержавной славе и связанными с этим чувствами разочарования и обиды. Казахстан мог бы стать опережающим партнером, еще одной евразийской страной, наряду с Турцией и Россией тяготеющей к Европе.

Казахстан - ЕС

Необходимо интенсивно развивать отношения с европейскими странами, особенно используя растущий интерес ЕС к Центральной Азии.

Надо максимально использовать позицию Казахстана как “соседа соседей” Европы. Южный Кавказ становится еще одним мостом, помимо России, связывающим ЦА с Европой географически и геополитически. В связи с этим соединение нашей нефтегазовой системы севропейской будет полезным во всех отношениях.

Казахстан может позиционировать себя как евразийское государство, сознательно сделавшее европейский выбор. Для этого он должен вступить в различные европейские структуры, в первую очередь Совет Европы, или как минимум стать наблюдателем в них.

В долгосрочной перспективе необходимо осуществить вариант перехода отношений с ЕС на более продвинутый уровень ассоциации.

Казахстан - США

Соединенные Штаты - супердержава и лидер евроатлантического мира, отношения с которыми крайне важны. Однако развитие связей с США не должно вредить отношениям с Россией, КНР и другими. В целом лучше не провоцировать обострения геополитического соперничества в регионе. Необходимо и дальше расширять сотрудничество с США.

Надо постараться переубедить Россию во враждебности НАТО, тем более что Москва сама явно не отрезает себе путь к сближению с альянсом, несмотря на риторику.

Казахстан - КНР

Китай является самым большим вызовом безопасности РК. Для его преодоления следует:

* четко знать свои интересы и создать такие механизмы, чтобы узкие и сиюминутные интересы не превалировали над национальными;

* отрегулировать вопросы миграции;

* интенсифицировать отношения и не упускать с ориентира другие центры силы, в первую очередь ЕС, а также азиатские державы - Индию и Японию;

* подталкивать Россию в сторону интеграции с Европой.

Необходимо при расширении ШОС добиваться принятия в нее Японии и Индии, которые бы естественным образом стали заинтересованными партнерами в обеспечении безопасности РК.

Вхождение технологически передовой Японии в ШОС в дальнейшем повысило бы привлекательность организации как способной содействовать экономическому развитию участников. Вступление же самой большой в мире демократии Индии могло бы позитивно повлиять на процессы политической модернизации региона.

Таким образом, внешнеполитическая составляющая стратегии национальной безопасности Казахстана должна быть ориентирована на партнерство и сближение с теми государствами, сообществами и центрами силы, которые способствовали бы укреплению политики, по-настоящему отвечающей долгосрочным интересам страны, хорошо понимаемой и принимаемой всеми.

Наши рекомендации