Субьекты политики.Политические отношения и процессы. 127
ми механизмами передачи высшей власти в политической системе. Организация и отношения социальных классов существенным образом изменяются. Господствующие классы и группы, лишаясь экономической власти, теряют и свой привилегированный статус. При этом появляется новая политическая элита, управляющая на основе других ценностей и институтов и осуществляющая развитие обще-ства в соответствии с ранее невиданным проектом. (См. Санистебан Л. С. Основы политической науки, М„ 1992. С. 86). Как правило, социальные революций вызревают очень медленно, однако после взрыва они разворачиваются крайне быстро/что позволило К. Марксу определить их как «локомотивы истории».
Имеется целый ряд экономических, политических и др. факторов, создающих условия для начала революционного процесса. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность «верхов» управлять по-старому, наличие «субъективного фактора», то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия: Когда в обществе проявляются перечисленные родовые и специфические факторы, говорят, что оно переживает революционную ситуацию. Иными словами, что социальная революция превращается в реальную возможность.
В социальных революциях могут выделяться следующие этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация.
На этапе вызревания накапливаются нерешенные конфликты, обманутые надежды и суровая критика, заставляющая население терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Восставшие могут победить или потерпеть поражение, судьба революции еще не решена. Третий этап -— победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. Между революционными руководителями часто возникают разногласия относительно дальнейшего курса, перерастающее во внутреннюю борьбу вплоть до физического устранения «проигравших». Поэтому часто говорят, что «революция пожирает собственных детей». «Революции, — подчеркивал Н. Бердяев, — все революции, обнаруживают необыкновенную низость человеческой природы наряду с героизмом немногих. Революция — дитя рока, а не свободы» (Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 117). На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют быстрых и немедленных перемен.
Иной тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы,Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно группой людей или лидером. Сохраняется постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка.
Реформы пытаются решать определенные, четко стоящие проблемы и не ставят перед собой гигантскую цель полного преобразования общества на основе идеальной модели. Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом прагматизма. Успех реформистской политики зависит, в частности, от своевременности ее проведения. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к смягчению, социальной напряженности. Поэтому речь должна идти не толькр о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее времягтак как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия.
Революции и реформы протекают в обществе, находящемся на переломном этапе своего существования. Для стабильных демократических общественных систем наиболее характерным является избирательный процесс— выборы в законодательные и исполнительные органы власти. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых в демократических стравах, довольно широк. Он охватывает все уровни государственной власти, от центрального до местного, от президента страны до руководителя местного (районного) самоуправления.
Избирательный процесс, как правило, регламентируется законодательными нормами. При этом обеспечиваются три важных условия:
1) Обеспечение равенства возможностейдля всех участвую-
щих в выборах кандидатов и партий (равное финансирование, обес
печение средствами информации, нейтралитет государственного
аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т. д.).
2)Институт регистрации претендентовна должности. Чтобы
добиться права внесения в избирательные бюллетени кандидаты
должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к
претендентам на данную должность. Такие требования могут вклю
чать возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригод
ность и т. д.
3) Институт регистрации избирателей—составление списков
избирателей, для того, чтобы руководители избирательных участ
ков, члены избирательных комиссий могли установить личность го
лосующего, обладает ли он правом голоса и является ли жителем
данного избирательного участка.
Субъекты политики.Политические отношения и процессы. 129 9 ■ Политология
В современной мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены две избирательные системы: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная.При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства.
При мажоритарной системе абсолютного большинстваиз
бранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство
голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е. пять
десят процентов плюс один голос, В случае, если ни один из канди
датов не набирает требуемого числа голосов, проводится второй
тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие на
ибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победитель,
как правило, определяется по системе относительного большинст
ва. Мажоритарная система относительного большинствапредпо
лагает, что побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем
каждый из его соперников в отдельности. Такая система обладает
существенными недостатками: при этой системе партия, за кото
рую на выборах проголосовало избирателей меньше, чем за ее ос
новного соперника, может получить большинство мест в законода
тельном органе. .
В значительной мере устранить явные несоответствия между количеством поданых за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест позволяет пропорциональная система. При проведении выборов при пропорциональной системе создаются большие по численности избирательные округа. Число поданых голосов делится на количество депутатских мест. Каждая партия получает столько мест, сколько раз избирательная квота одного депутата уложится в число поданых за нее голосов.
Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англия, США, Франции, Японии. Причина того, почему при столь явных недостатках мажоритарная система продолжает использоваться в избирательной практике, состоит в том, что эта система позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте. Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и других странах. Нередко в одной стране используются обе системы, например, одна из палат парламента избирается по мажоритарной системе, а другая—по пропорциональной.
В условиях проведения свободных, демократических выборов их итоги позволяют выявить расстановку фигур на политической сцене; показывают, каково доверие избирателей к той или иной партии, к ее предвыборной программе и лидерам.
1зо •
В современном избирательном процессе России действует комбинация мажоритарной и пропорциональной систем- Так первая половина депутатов Государственной Думы избирается по мажоритарной системе - по одному депутату от многомандатного округа, другая половина по пропорциональной системе - количество депутатов от партий и избирательных объединений соответствует проценту набранных ими голосов.
Для того, чтобы создать в парламентах сильные фракции, поз
воляющие депутатам действовать по тем или иным проблемам соли
дарно при пропорциональной системе, во многих государствах уста
новлен процентный порог для прохождения партии или избиратель
ного объединения в парламент, В Российском избирательном
законодательстве этот порог установлен на уровне 5 % от принявших
участие в голосовании. i*
Избирательное законодательство может также предусматривать количественные параметры при которых выборы считаются состоявшимися. Так, согласно Российскому законодательству для избрания Президента в первом туре необходима явка 50 % избирателей и чтобы не менее 50 % + 1 голос отдали свои голоса за претендента. Для второго тура эти ограничения снимаются.
В целом существующие избирательные системы обеспечивают социальное представительство достаточно полно.
ЛИТЕРАТУРА
Б*бков В,Г. Межнациональные противоречия и конфликты //Социально-политический журнал. 1994. № 7-8.
Избирательные системы и партии в буржуазном государстве М., 197В.
Кнахиде Мупиколи. Политическая культурная подоплека ковфлмхтов и глобальное
управление //Полис- 1ВЭ1. № 3. ■
Мясников О. F- Субъекты политики //Социально-политический журнал. 1093. № 5-6. Скотт Дж. Конфликты. Пути их преодоления. Киев. 1В91.
Сперанский В. И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации //Социально-политический журнал. 1995. №4.
II тема 9
I шртия как субъект политического процесса
и политический институт общества
1..Природа политической партии и ее функции
2. Генезис и типология политических партий
3. Институционализация политических партий.
Партийные системы Зарождение и развитие многопартийной системы в России
1. Природа политической партии и ее функции
Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Термин «партия» происходит от латинского слова pars — часть. Политические партии и представляют собой наиболее активную, организованную часть населения.
Партиям, как и другим общественным объединениям, присущи три основных черты: 1) солидарность, основанная на осознании коллективной принадлежности к одному объединению; 2) общая цель; 3) согласие в отношении средств и способов достижения этой цели. Однако в отличие от других общественных объединений, политические партии нацелены на борьбуза завоевание и использование власти.
Политическим партиям присуща организационная структура, закрепленная в уставных документах, членство, внутрипартийные отношения, партийно-политическое лидерство, наличие программных и уставных документов, в которых закрепляются идейно-политические и организационные основы партии.
В качестве субъекта политического процесса партия выполняет определенные функции:
1) Агрегирование социальных интересов:одна из главных задач
политической партии состоит в том, чтобы превратить множество ча
стных интересов граждан, социальных групп в их совокупный полити
ческий интерес. Деятельность партии направлена на выявление, обос
нование и формирование интересов тех граждан, социальных групп и
слоев населения, которые составляют социальную базу партии.
2) Артикуляция, представительство социальных интересов.
Между политическими партиями и их социальной основой существу
ют отношения представительства. В идеале цель партии состоит в реа-
лизации представительства в политической системе общества тех социальных групп, слоев, классов, интересы которых она выражает. В принципе этот идеал реализуется на практике как устойчивая тенденция. Однако в реальной жизни связи социальных групп, слоев и классов с какой-либо партией не однозначны. Часто политическая партия не получает поддержки социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями. Людимогут ошибочно примыкатьк партиям, которые не только не представляют их интересы, но выступают против них. Партия может представлять интересы небольшой части крупной группы. Она может претендовать на одновременное представительство различных фупп или социальных слоев.
Современные политические партии, как правило, пытаются представить себя массам как выразителей общих интересов общества, а не как представителей меньшинства. Только их реальное политическое поведение позволяет определить является ли Зга претензия обоснованной или же она служит для маскировки истинных намерений партии. (Санистебан Л. С. Основы политической науки. М., 1992. С. 219).
3) Политическая социализация граждан,социально-политиче
ское просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общно
сти их коренных интересов, отражение этих интересов в политической
идеологии и программе развития общества, планах решения перспек
тивных и текущих задач; постоянная забота о развитии, уточнении по
литической доктрины, разъяснение массам сложившейся ситуации и
предлагаемой платформы действий, организация широкойподдержки
программных требований со стороны населения; постоянная забота о
расширении социальной базы партийной политики. 5 этих целях пар
тия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологичес
кими, культурно-просветительными и другими общественными орга
низациями и движениями, участвует в формировании общественного
мнения, политическом воспитании граждан.
4) Организация борьбы за власть иливее защиту,определение
форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся
обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюцион-
но'-реформистские, вооруженные и без использования вооруженного
насилия и т. д.); в условиях реальной демократии такая функция осу
ществляется конституционными способами, через систему демокра
тических выборов органов центральной и местной власти.
5) Подготовка и проведение избирательных кампанийпо
формированию высших и местных органов власти, выдвижение в
них своих сторонников, организация контроля за их парламентской
деятельностью.
Для европейских стран характерен следующий тип политической карьеры политика: первоначально участие в работе молодежной организации той партии, взгляды которой он разделяет,