Краснов В. И. Введение в историю политической мысли //Социально-политический журнал 1996. JA 2.
тема 3
класть и властные отнспиения
1. Понятие власти.
Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти ■ 2. Виды власти. Проблема легитимности власти
■•-■■■■ ■■■.■!..
Понятие власти. Субъект, объект* ресурсы и формы существования власти
Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, — писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, — является власть в тон же смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики». .
Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи—о власти социальной, юристы—о власти законов, политологи— о политической власти и т; л.
Многие философы-ученые обращались к исследованию сущ
ности и содержания власти. К примеру, Т. Гоббс определял власть
как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ста
вил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и бес
престанное желание все большей и большей власти, желание пре
кращающееся лишь со смёртыо».£Гоббс Т. Сочинения. М,, 1991. Т. 2.
С. 74). Ницше утверждал, что жизнь—это воля к власти. (Ницше ф.
Пади. собр. соч. Т. 9.1990. С. 89). .
В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вебером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана».
В Энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого»( Политология. Энциклопедический словарь. М., 1992).
Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как «власть над», как принуждение, как сила.
Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается таи, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть — это социальное отношение, проявляющееся в воз-
можностий праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
В даннойслучае возникает отношение управления — исполнения, иногда выражаемое в более жесткой форме командования — подчинения.
Почему один человек подчиняется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее, или опытнее (человек следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство:естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).
По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашение, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации (Т. Парсонс, К. Дойч), сравнивается с отношением регулировщика и шофера на перекрестке.
Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть— это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение ио крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Получив представление о природе власти, можно идти дальше в анализе власти как социального явления и процесса.
Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а
также средства (ресурсы). .,.-..-
Субъект властивоплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен бытькомпетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как поведение частной воли под все-
общую волю власти; 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом-
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей)—второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима , без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.
Осознание зависимости субъекта власти от покорности насе
ления нашло свое практическое выражение в акциях гражданского
неповиновения, широко используемых в современном мире как
средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средст
ва свидетельствует, например, факт обретения независимости Ин
дией в результате массовых акций неповиновения колониальным
британским властям. f
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. «Готовность к подчинению зависит от многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает объект в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета» (Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. С. 85).
Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур.^Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием; Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.
Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед