Общие признаки и функции государства

Как универсальная форма организации общества, государство имеет и общие признаки. Прежде всего – это территория, население и публичная власть.

Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это – определенная часть поверхности земли, недра, водное и воздушное пространство. Утрата территории означает исчезновение государства.

Население– вся совокупность людей, проживающих на территории государства. Принадлежность человека к данному государству характеризуется понятием гражданства. Гражданство предполагает наличие, защиту прав и свобод личности. Лица, не имеющие гражданства, называются «апатридами». Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (не имеют, в частности, избирательных прав).

Публичная власть – это власть, отделенная от общества и осуществляемая особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – наличия специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Можно указать также на некоторые другие признаки государства. Это суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне, монопольное право на издание законов, монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Общепринятым является деление функций государства на внешние и внутренние.

К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы; регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений; культурно-воспитательная функция; обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции составляют: защита национальных интересов на международной арене; обеспечение обороны страны; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем человечества.

3. Формы государства. Характеристика форм правления
и государственного устройства

Каждое государство имеет свои особенности внутреннего устройства и функционирования. Эти особенности характеризуются понятием формы государства.Форма государства состоит из трех элементов: формы государственного правления; формы государственного устройства; политического режима.

Под формой правления понимаются организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы правления: монархию и республику.

Монархияхарактеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом. Глава государства – монарх – занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или избирателей.

Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая характеризуется полновластием главы государства. При второй власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в области управления. Функции монарха при этом носят преимущественно представительский характер. Республикаотличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или высшего органа представительной власти. Имеются три разновидности республики: парламентская, президентскаяи смешанная, или полупрезидентская.

В парламентской республике правительство формируется парламентом, избираемым народом, и ответственно перед ним. Руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве. Формальный глава государства – президент – избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента, и осуществляет главным образом представительские функции.

Президентская республикахарактеризуется тем, что президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство и сам руководит его деятельностью. Существует жесткое разделение властей, действует механизм сдержек и противовесов, позволяющий ветвям власти контролировать друг друга и при необходимости ограничивать.

Смешанная, или полупрезидентская, республика отличается тем, что в ней правительство несет двойную ответственность – и перед президентом, и перед парламентом, избираемыми непосредственно народом.

Под формой государственного устройства принято понимать территориально-организационную структуру государства.

Различают унитарные (простые, национальные), федеративные (союзные, многонациональные) и конфедеративные государства.

Унитарными являются государства, для которых характерны единая система органов власти и правосудия, единые правовые и конституционные нормы. Все административно-территориальные единицы в них жестко подчинены центральной власти.

К федеративным (союзным) государствам относятся такие, которые состоят из нескольких государственных образований (субъектов федерации), обладающих определенной степенью самостоятельности. При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и федерального права субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.

Конфедеративные государства – это союзы суверенных государств, создаваемые для совместного решения определенных задач экономического, военного и иного характера. В таких союзах отсутствуют единые органы государственной власти и управления, а создаются специальные учреждения только для координации действий по реализации наме-ченных задач. Конфедерации – непрочные образования. Они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

4. Гражданское общество и правовое государство

Долгое время в истории общественно-политической мысли понятия «государство» и «общество» не разграничивались. Только в XVIII в. появляются идеи, согласно которым сферы публичной власти и частных интересов, самодеятельности людей необходимо разграничивать. Постепенно формируются представления о гражданском обществе как системе самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов
и потребностей.

Основные институты гражданского общества – семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения. Базисом гражданского общества являются: многоукладная рыночная экономика, самостоятельность субъектов хозяйствования, широкая деловая инициатива граждан. Социальную основу граж-данского общества составляет средний класс. В духовной сфере для него характерны многообразие идеологий, высокий уровень гражданского сознания и культуры.

Гражданское общество может существовать только там, где государство в целом и каждый гражданин в отдельности находятся в одинаковом положении перед законом. Иными словами, гражданское общество может существовать только в сочетании с правовым государством.

Отличительными чертами правового государства являются:приоритет права, закона во всех сферах общества; незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, охрана и их защита; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; наличие эффективных форм контроля за соблюдением законности, прав и свобод граждан как на внутригосударственном, так и на международном уровне; взаимная ответственность личности и государства.

Тема 7. Институты государственной власти

Вопросы для изучения

1. Парламент, общая характеристика и его роль в структуре высших органов власти.

2. Глава государства и роль его в структуре высших органов власти. Президент Республики Беларусь.

3. Исполнительная власть.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. – Мн.: Беларусь, 1997. (Разделы IV, V, VI).

2. Мельник В. А. Политология: Учебник.– Мн.: Выш. шк., 2002.–
С. 148–179.

3. Политология: Учебник для вузов / С. В. Решетников, Н. П. Дени, И. Ф. Чудаков и др. / Под общей ред. С. В. Решетникова.– 4-е изд.– Мн., 2004.– С. 128–256.

1. Парламент, общая характеристика и его роль
в структуре высших органов власти

Парламент– это высший законодательный и представительный орган государства, избираемый всем населением, имеющим право голоса (или частично назначаемый). Первый парламент появился в Англии в середине XIII в. как компромисс между зарождающейся буржуазией и дворянством, который сглаживал противоречие между этими группами населения. К наиболее старым по возрасту парламентам относят также Испанские кортесы.

Чтобы понять роль, сущность, цели и задачи парламента, необходимо знать их классификацию. С точки зрения структуры парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные.Парламент Республики Беларусь с ноября 1996 г. двухпалатный: нижняя – Палата представителей
(110 депутатов), верхняя – Совет Республики (64 сенатора). С точки зрения деления парламентов по моделям, таких четыре.

Первая модель характерна для парламентских республик, где законодательные органы работают на основе принципа парламентского ответственного правления. Главный признак такого парламента – институт политической ответственности правительства, т. е. парламенту предоставлены право вотума недоверия правительству, право отправлять правительство в отставку (Великобритания, Нидерланды, Италия, ФРГ, Австрия, Болгария, Венгрия).

Вторая модельпарламентаризма характерна для стран с президентской формой правления, где существуют жесткий принцип разделения властей; принцип «сдержек и противовесов», парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство не обладает правом роспуска парламента (США).

Третья модель – парламенты в странах со смешанной формой правления, где сочетаются элементы парламентской и президентских систем, парламент наделен правом вотума недоверия, где присутствует реальный институт парламентской ответственности правительства, но и у главы исполнительной власти (Президента) есть полномочия, связанные с деятельностью парламента, и право его роспуска (Франция, Казахстан, Россия, Беларусь).

Четвертая модель – парламенты в тех странах, где они имеются или присутствуют в качестве декоративных элементов или законодательных органов. В монархических режимах они называются квазипарламентами (Катар, ОАЭ, Кувейт).

Законосовещательные парламенты существовали в СССР и странах мировой системы социализма (конец 40-х – конец 80-х гг. ХХ в.), сегодня они имеются на Кубе, в КНДР, Вьетнаме.

Есть некоторые отличия в порядке формирования парламентов: если он однопалатный, то, как правило, избирается гражданами; если двухпалатный, то здесь есть особенности. К примеру, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избираются всенародно во время прямых, всеобщих и равных выборов при тайном голосовании. Верхняя палата – Совет Республики – формируется путем косвен-ного избирательного права.

В составы парламентов большинства стран входят их председатели (спикер) и несколько его заместителей. Для плодотворной работы парламентов создаются комиссии или комитеты, целями которых являются подготовительная работа по созданию и оценке законопроектов, а также контроль за исполнением законов и деятельностью исполнительной власти.
В нынешнем составе Палаты представителей, сформированной после выборов 17 октября 2004 г., таких комиссий и комитетов сформировано 12.

В странах, где выборы проходят по смешанной или пропорциональной избирательной системах, в парламентах формируются партийные фракции депутатов, связанные принадлежностью к одной политической партии или придерживающихся одинаковых политических взглядов, либо сочувствующих. Полномочия большинства парламентов – это законотворческая деятельность, обсуждение и утверждение бюджета страны, контроль за его исполнением и деятельностью правительства и т. д.

2. Глава государства и роль его в структуре высших органов власти.
Президент Республики Беларусь

Приступая к изучению второго вопроса темы, необходимо уяснить шесть вариантов реализации должности главы государства. Первый– это глава государства в лице монарха, занимающий свой престол двумя способами:

1) наследование престола (Великобритания, Нидерланды, Япония, Бельгия);

2) назначение монарха либо избрание его своей семьей, старшинами (Саудовская Аравия и некоторые королевства Африки).

Второй вариант – президент, становящийся таковым в трех случаях:

1) избранный всеми гражданами страны (Беларусь, Россия);

2) избранный парламентом (государства Балтии, некоторые европейские страны);

3) избираемый специальными коллегиями выборщиков (США).

Третий вариант – главой государства выступает коллегиальный орган, избираемый парламентом страны на определенный срок. При этом из числа членов коллегиального органа, к тому же некоторые полномочия передаются одному из его представителей, который подписывает документы, принимает верительные грамоты от послов и т. д. (СССР, Куба).

Четвертый вариант – глава государства по совместительству. Такую функцию, например, выполняет глава правительства – канцлер в ФРГ, где каждый субъект германской федерации имеет парламент и правительство, но главы этого государственного образования нет.

Пятый вариант –главой государства «как бы является» генерал-губернатор – представитель британской королевы в бывших колониях (Канада, Австралия, Новая Зеландия).

Шестой вариант– это единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно, путем ее узурпации. Чаще всего это военные, возглавившие военный переворот, главы военных хунт, провозгласившие себя главами государств.

К наиболее важным полномочиям глав государств можно отнести следующие функции:

1) функции представительства, т. е. обычаи, правила и законодательные нормы, согласно которым глава государства представляет свою страну во внешних и внутренних делах;

2) функции главы государства в области государственного управления, иными словами, глава государства так или иначе принимает участие
в назначении правительства и его отставке, т. е. в формировании исполнительной власти. К полномочиям главы государства в области государственного управления можно отнести также право главы государства назначать должностных лиц, причем не обязательно высшего уровня. К числу таких должностных лиц можно отнести представителей судебной власти;

3) полномочия главы государства, связанные с деятельностью парламента, и в законодательной сфере. Так, в некоторых странах главы государств имеют право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, отзывать или закрывать сессии, имеют право роспуска парламента, назначать членов верхних и нижних палат, издавать различные нормативные акты (указы, декреты и пр.);

4) военная функция главы государства как верховного главнокомандующего – означает, что в случае кризисных ситуаций и военных действий президентом будут издаваться специальные военные акты, законы, директивы, которые будут определять военную стратегию страны;

5) полномочия личного статуса президента, касающиеся отдельных граждан. Это награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление или лишение гражданства;

6) деятельность главы государства в сфере государственной безопасности – проявляется в координации вопросов, связанных с государственной безопасностью. Главы государств часто возглавляют специальные межведомственные органы, занимающиеся сферой безопасности страны,
у них есть помощники или секретари советов безопасности;

7) экономические функции главы государства проявляются в сфере определения экономического курса страны, в выборе экономических приоритетов.

Пост Президента Республики Беларусь учрежден Конституцией, принятой в марте 1994 г. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Выборы первого Президента Беларуси состоялись летом 1994 г. Убедительную победу на них одержал А. Г. Лукашенко. Такую же уверенную победу он одержал и на вторых президентских выборах, состоявшихся
в сентябре 2001 г.

Президент избирается всем народом. Срок его полномочий – пять лет. Конституцией Республики Беларусь также предусмотрены случаи, когда Президент досрочно прекращает свои полномочия. Это может произойти в том случае, если Президент сам подает в отставку или не может исполнять обязанности по состоянию здоровья (ст. 88). Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Для этого предусмотрена особая процедура, в которой участвуют обе палаты белорусского парламента.

В октябре 2004 г. на общереспубликанском Референдуме большинство избирателей проголосовало за внесение поправки в ныне действующую Конституцию, согласно которой снято ограничение на занятие поста Президента одним и тем же лицом двумя сроками.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Полномочия белорусского Президента весьма широки. Он назначает выборы и референдумы, распускает палаты парламента в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, подписывает законы или возвращает их в парламент на доработку, ведет международные переговоры, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь и т. д. Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории Беларуси, а также декреты, имеющие силу закона.

Вступая в должность, Президент нашей страны приносит Присягу: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободу человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязательства». В этих нескольких предложениях, которые Президент произносит в торжественной обстановке, положив руку на Конституцию, подчеркивается та огромная ответственность, которую принимает на себя человек, ставший главой Республики Беларусь.

Исполнительная власть

Правительство – высший орган исполнительной власти. Оно руководствуется законами, принятыми парламентом, и на практике осуществляет тот или иной курс развития страны. Правительство часто именуют Советом или Кабинетом Министров. В Швеции, Норвегии, Финляндии оно носит название Государственного Совета, в Швейцарии – Федерального Совета, в Беларуси – Совета Министров. Правительство состоит из министров и возглавляется, как правило, премьер-министром (в некоторых странах – канцлером).

Полномочия правительства следующие:разработка программ экономического и социального развития общества; подготовка государственного бюджета, а после утверждения парламентом – обеспечение его исполнения; руководство отдельными отраслями хозяйства, наукой, культурой, образованием, социальной сферой; ведение международных переговоров и заключение договоров.

Правительство может выполнять все эти задачи только во взаимодействии с парламентом. Как власть исполнительная, оно обращается за окончательным решением к власти законодательной. Разумеется, это касается не каждого решения по каждому конкретному поводу. Но важнейшие решения в форме законов, указов, постановлений исходят все же от парламента.

Правительство Республики Беларусь – Совет Министров. В него входят Премьер-министр, его заместители и министры. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Правительство разрабатывает основные направления внешней и внутренней политики, проект бюджета страны, обеспечивает единую экономическую политику, организует управление государственной собственностью. Оно работает в тесной связи с Президентом и парламентом. Правительство разрабатывает проект бюджета страны. Оно представляет его Президенту, который вносит этот проект и отчет о его исполнении для рассмотрения парламентом.

В том случае, если бюджет принимается законодательной властью, он представляется на подпись Президенту. После подписания Президентом бюджет вступает в силу и становится обязательным к исполнению. По истечении года правительство должно отчитаться об исполнении бюджета перед парламентом и Президентом. Столь сложная система отношений вполне оправдана: ведь речь идет о документах и действиях, определяющих судьбу всей страны.

Тема 8. Политические партии, общественные организации
и движения в жизни общества

Вопросы для изучения

1. Сущность, функции и типология политических партий.

2. Партийные системы, характеристика их.

3. Сущность, функции общественных организаций и движений.

4. Типы, разновидности современных общественных организаций
и движений.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. – Мн., 2005. (Раздел I).

2. Мельник В.А. Политология: Учебник.– 4-е изд., испр.– Мн., 2002. – С. 181–205.

3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. С. В. Решетникова.– 4-е изд.– Мн., 2004. – С. 306–332.

Наши рекомендации