Информационная составляющая войны с терроризмом
Национальные системы безопасности стран-лидеров, достаточно эффективные в прошлом веке, обнаруживают свою уязвимость при столкновении с угрозами нового века. Потенциал угрозы международного терроризма стал очевидным после террористического акта против США 11 сентября 2001 года. Характер и тактика самой операции показал ущербность старой системы национальной безопасности.
Терроризм и порождаемые им угрозы - явление отнюдь не новое. Тактическая составляющая имеет много общего с тактикой партизанских движений.
Партизанское движение квалифицируется как вид борьбы народа за свободу и независимость своей родины на территории, занятой противником и в отношении войск противника.[390] Главной и основной целью является деморализация войск противника, нарушение коммуникаций, создание атмосферы страха внутри подразделений противника. Действия партизанских отрядов ведутся по двум направлениям: боевые действия[391] и информационная работа. Издание газет и журналов, вещание в радиоэфире, направленное на войсковые части, становится эффективным инструментом влияния на психологическое состояние противника[392]. Эффективность информационно-психологического воздействия подтверждается историческим опытом - деятельностью советских партизан во время Великой Отечественной войны, действиями С. Бендеры при развертывании сопротивления войскам НКВД, Че Гевары при ведении революционной борьбы на Кубе и в Южной Америке[393].
Информационно-психологическая война в условиях малой войны приобрела решающее значение в последние десятилетия. Афганская война (1977-1989 гг.) и первая чеченская война (1994-1996 гг.) обнаружили полную неготовность органов психологической защиты государства (подразделения психологической борьбы Вооруженных сил, специальных подразделений ФСБ и МВД) к противодействию информационным атакам боевиков.[394]
В информационно-психологической войне акцент делается на манипуляции страстями, желаниями и страхами людей. Информационно-психологическая работа в условиях партизанской войны ориентирована на создание атмосферы страха посредством демонстрации особой жестокости и унижений. У личного состава противника возбуждаются самые низменные желания.[395] В результате информационного прессинга противник вынужден заниматься наведением порядка в своих рядах, а партизаны в этот момент наносят боевые удары. Результативной формой информационно-психологической работы стала подделка СМИ под издания и каналы радио-телевидения противника. Таким образом запускается любая дезинформация и создается возможность манипулировать настроениями солдат противника, провоцировать бунты и дезертирство. Психологическая атака позволяет партизанам формировать среди личного состава вооруженных сил противника и населения страны-противника группы сочувствующих, что приводит к переходу войск противника на сторону повстанцев. [396]
Современные информационные технологии расширяют арсенал средств информационно-психологической войны. Используя ценности демократии, в частности, плюрализм мнений, партизаны стремятся апеллировать к общественному мнению стран противника. Доступ к национальным и глобальным СМИ обеспечивает влияние на общественное мнение, дает возможность вести направленную пропаганду, способную вызывать чувство презрения и откровенное недовольство политикой, проводимой в регионе вооруженными силами.
Важным элементом работы современных партизан являются ресурсы сети Интернет, с помощью которых можно безопасно координировать действия и рекрутировать добровольцев, широко пропагандировать свои идеи. Особенностью современных информационных(компьютерной, сетевой и телекоммуникационной) технологий стала возможность мультимедийной передачи информации аудитории. Теперь респондент знакомится не только с текстовыми и графическими материалами, но и способен просмотреть и прослушать аудио-видео записи бесчинств противника. [397] Партизаны используют информационное пространство в качестве самостоятельного театра военных действий.
Террористическая деятельность. Деятельность террористических организаций имеет существенные отличия. Первое отличие связано с тем, что целью для атаки могут быть как войска, так и мирные граждане, зачастую не имеющие никакого отношения к выдвигаемым требованиям. Второе отличие - террористические организации преследуют исключительно политические или экономические требования. Третья отличительная черта обусловлена особым типом отношения в группе. Партизаны действуют как военная организация. В террористических организациях принята идеологически-иерархизированная модель управления, где руководитель является абсолютным лидером, а ее члены - ближайшими учениками и соратниками. Есть еще одно важное отличие. Террористические организации не используют свои собственные СМИ. Они паразитируют на глобальных и национальных средствах массовой информации, хотя иногда создают свои собственные средства массовой информации, не предназначенные для длительной деятельности.[398] В последние десятилетия отчетливо проявляется важнейшая задача практически любого теракта: наравне с предъявленим требований стоит и привлечение общественного мнения, или, точнее сказать, запугивание его.[399]
Анализируя процесс освещения в СМИ террористических актов, можно выделить ряд этапов этого процесса. Главная приманка всей прессы, как известно, - сенсация. В момент совершения теракта на место прибывают съемочные группы всех телекомпаний, газетные и радиожурналисты. Им нужна горячая новость. Террористы на это и рассчитывают. За считанные минуты об их акции узнает и национальная аудитория, и весь мир. На этом этапе террористы даже не стремятся получить прямой эфир и огласить свои требования. Им нужно создать атмосферу страха, заставляющую людей бояться и сомневаться в компетентности властей обеспечить безопасность общества.
Первый шаг сделан. О маленькой агрессивной группке узнали миллионы. Событие широко обсуждается, говорят о несостоятельности правоохранительных органов, бессилии правительства, самих террористах, от которых следует поскорее избавиться.
Следующий этап можно назвать «шоуужаса». Нет такого СМИ, которое не сделает теракт главной новостью дня. Нет такого СМИ, которое откажется от обсуждения события с участием экспертов и специалистов. Будут обговорены особенности проведения теракта, вооружение террористов, затронуты геополитические вопросы, аудиторию просветят во всех аспектах и тонкостях идеологии террористов. Если кто-то из комментирующих теракт обмолвится об исламском следе, то на аудиторию польются потоки невнятной аргументации вековой агрессивности исламского фундаментализма. Если же представители власти будут говорить о национализме, то аудитории придется погрузиться в темные стороны истории как своей страны, так и мирового фашизма в целом. [400]
Третья фаза характеризуется активными кампаниями по раздуванию темы терроризма. Возможно, до этого этапа сами террористы, совершившие теракт, не доживут, но обсуждение будет идти еще как минимум неделю. Если же террористы смогут уничтожить хотя бы несколько ни в чем неповинных граждан, то тема растянется не менее чем на месяц.