Старые СМИ как каналы распространения террористических материалов
К основным каналам, используемым для распространения контента террористической направленности, могут быть отнесены все СМИ, однако, формы взаимодействия создателей контента и самих каналов существенно различаются.
Во взаимодействии с традиционными печатными СМИ можно выделить следующие особенности. Самым простым для террористических группировок является издание пропагандистской книжной продукции. В условиях удешевления и децентрализации издательского бизнеса, появления современной множительной техники такая деятельность легко осуществляется самими террористическими группировками. Однако реальную трудность представляет широкое распространение такой продукции, поскольку оно запрещено в конституциях практически всех стран.
Использование террористическими группировками периодической печати предполагает публикацию журналистских материалов – как новостных, так и аналитических – в газетах и журналах. Вполне логичной в этой связи выглядит публикация партийных изданий или органов террористических группировок, а также в печатных источниках, принадлежащих «сочувствующим». Правда, часто такая деятельность имеет гипотетический характер: при запрете самих террористических организаций возможности для такой «партийной» журналистики исчезают, и СМИ, «отлученные» от своих идеологов, прекращают свою деятельность.
Гораздо более сложная ситуация возникает при освещении проблемы терроризма общеполитическими – так называемыми непартийными или независимыми – печатными СМИ, создание которых в большинстве стран мира не контролируется государством и его правоохранительными структурами. В этом случае мы видим непосредственное взаимодействие журналистов и источников, находящихся в руках или в связи с террористами, на основе чего журналисты и создают свои материалы. Именно здесь возникает первый узел проблем, связанных с пособничеством терроризму. В условиях актуальности террористических угроз материалы прессы на тему терроризма могут оказывать весьма неоднозначное воздействие на аудиторию, которая пребывает в уверенности, что пресса во всех случаях нейтрально и непредвзято освещает проблемы терроризма. В большинстве случае так и происходит, однако встречаются и примеры того, как террористы манипулируют журналистами для дальнейшей манипуляции аудиторией.
Важнейший для современной журналистики принцип объективности обязывает журналистов представлять позиции всех упоминающихся в материале сторон. Проявлением этого же принципа во многих журналистских культурах является нейтральность в изложении материала, нежелательность высказывания собственного отношения к происходящему. С другой стороны, и сам этот принцип таит определенные «подводные камни»: журналист может подробно излагать позицию террориста, мотивируя это необходимостью ответного слова «другой» стороны. Он также может, пренебрегая принципом нейтральности, создавать позитивный образ террористов.
Играя на подобных противоречиях, террористические группировки стремятся получить доступ к массовой аудитории через практику подкупа или идеологической «обработки» журналистов, декларирующих принципы объективности и нейтральности.
В более жесткие условия террористы попадают при взаимодействии с аналоговым радио- и телевещанием. «Старые» электронные СМИ существуют по-прежнему в условиях редкости частот вещания, следовательно, они попадают в сферу особого внимания государственных органов. Создание террористами собственных радио- и телестанций невозможно, т.к. в большинстве стран аналоговое вещание лицензируется государственными органами. Для трансляции передач иностранных телеканалов на массовую аудиторию в большинстве стран созданы определенные барьеры, преодолеть которые оказывается довольно сложно. Такая ситуация на зарубежных телерынках характерна для катарского канала «Аль-Джазира», предоставляющего право обращения к телезрителям лидерам исламистских террористических организаций. У канала существуют очень серьезные сложности и с вещанием на территории США, и с созданием англоязычной версии, которую заранее отказываются транслировать практически все крупные вещатели и даже кабельные операторы. Однако попадание интервью или обращений фигур международного масштаба в эфир крупных каналов возможно, как это произошло, к примеру, с интервью Ш. Басаева журналисту радио «Свобода» А. Бабицкому, показанному общенациональной телесетью Эй-би-си.
Теоретически возможность проникновения материалов террористической направленности в рекламные материалы СМИ значительно выше, чем в журналистские материалы: как правило, журналисты не принимают участие в создании текста рекламы, оставляя его на усмотрение рекламных отделов или рекламных агентств. Вероятность публикации террористических материалов на полосах рекламы, таким образом, выше, чем на полосах редакционных, однако во многих странах мира кодексы рекламных ассоциаций не предполагают публикацию материалов, нарушающих законодательство или нравственные, этические и культурные нормы страны. Несмотря на то, что размещение рекламы в СМИ преследует откровенный коммерческий интерес, осознание рекламными сообществами многих зарубежных стран недопустимости определенного типа содержания стимулирует появление кодексов рекламной деятельности. А если, как говорят японские рекламисты, «покупатель – это божество», то и содержания, оскорбляющего или травматизирующего покупателя, реклама допускать не может. Это уже вопрос экономический.
Мы видим, что как в редакционных, так и рекламных материалах СМИ важнейшую роль при публикации материалов террористической направленности играет наличие или отсутствие определенных «фильтров». Они присутствуют как на уровне самих редакций (критерии профессиональной деятельности журналистов, кодексы их поведения, информационные приоритеты СМИ), так и на уровне «сырьевых» поставщиков медиаиндустрии – информационных агентств. На этом уровне мы сталкиваемся с необходимостью анализа принципов отбора информационного «сырья» для журналистов, а также факторов, определяющих формирование «повестки дня» для «старых» СМИ.
Ситуация радикально меняется, если мы вступаем на «новые земли» современного медиапространства – в сектор интерактивных онлайновых СМИ.