Написание текста работы и ее внешнее оформление.

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно.

Необходимо, чтобы содержание основных вопросов полно, в необходимой логической последовательности раскрывало тему. Изложение материала должно быть кратким, лаконичным, последовательным.

Недопустимо механическое переписывание материала из первоисточников. Используя материал первоисточника, следует оформлять его в качестве цитаты. Если это требование не выполняется, преподаватель возвращает представленный материал работы для повторного написания.

Тема контрольной работы считается раскрытой, если в ней в предусмотренной планом последовательности, охарактеризованы все вопросы плана с использованием рекомендованной литературы, нормативного материала и материалов практики.

Студент должен внимательно проверить стиль работы, логику изложения материала, выявить и устранить допущенные пробелы и противоречия, исправить ошибки.

Требования, предъявляемые к оформлению контрольной работы:

– контрольная работа выполняется на стандартных листах белой бумаги (размер А 4). Текст работы оформляется только на одной стороне листа. Объем работы должен составлять 17–20 страниц;

– страницы текста контрольной работы должны быть пронумерованы, иметь поля. В нижней части страницы указываются подстрочные ссылки, то есть указываются источники, использованные при написании работы;

– верхнее и нижнее поля должны составлять 20 мм. Работа должна быть представлена в сброшюрованном виде. Для этого левое поле должно составлять 30мм, а правое 10 мм;

– контрольная работа начинается с титульного листа. На первой странице работы содержится план, изложение текста начинается со второй страницы. Рассматриваемые вопросы выделяются в тексте в виде заголовков в соответствующих разделах и подразделах;

– контрольная работа представляется в печатном виде, который должен быть выполнен через одинарный интервал.

Контрольная работа состоит из трех заданий.

Теоретический вопрос является основным и должен занимать не менее три четверти объема контрольной работы. Ответ на него должен быть развернутым и аргументированным, с использованием как основной учебной, так и дополнительной литературы.

При выполнении первого задания, сноски на использованную литературу могут быть как постраничные, так и концевые. При постраничных сносках их нумерация начинается с 1 на каждой странице (листе).

При составлении списка литературы должна соблюдаться следующая последовательность. Вначале указываются нормативно-правовые акты (памятники права). Если использовано несколько актов, то они указываются в алфавитном порядке, либо по юридической силе документа. Далее следуют учебные и научные издания, которые выстраиваются в алфавитном порядке.

Пример:

1. Курскова Г. Ю. История отечественного государства и права. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Курскова Г. Ю., Калина В. Ф., Белоновский В. Н., Михайлова Н. В., Эриашвили Н. Д. - Юнити-Дана, 2012.

2. Вергаскина, Л.В. История отечественного государства и права : учебное пособие для студ., обуч. по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция / Вергаскина Л.В. - Бузулук : БГТИ (филиал)ОГУ, 2015. - 86 с.

3. История отечественного государства и права : учебник / под ред. Р.С. Мулукаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 703 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01618-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115293 (20.10.2016).

4. История отечественного государства и права : учебник / под ред. Р.С. Мулукаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 703 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01618-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115293 (20.10.2016).

Второе и третье задания представляют собой практические задания (схемы, задачи (казусы), выполнение (решение) которых дает возможность студентам непосредственно ознакомиться с содержанием конкретных памятников права. Именно в ходе решения задач (казусов) у студентов начинают формироваться навыки юридического мышления, способности самостоятельного анализа правовых документов, объяснения смысла и содержания правовых норм, т.е. те качества, без которых немыслимо становление юриста.

Прим.: Задание 2. Составить схему и представить в рукописном варианте.

Прежде чем приступить к решению задачи, студенту следует дать краткую характеристику того или тех правовых документов, в которых содержаться нормы позволяющие разрешить данный казус.

Пример:

В 1724 г. в военном суде рассматривалось дело по жалобе майора лейб-гвардии Преображенского полка. Майор через суд требовал наказать подполковника провинциального сухопутного полка, который встал впереди его на торжественной церемонии.

Справедливы ли притязания майора гвардии?

При решении данного казуса следует обратиться к Табелю о рангах 1722г.

Табель о рангах 1722г. занимает важное место в процессе юридического оформления дворянского сословия в России. Вначале XVIII в. господствующий класс, разделенный на бояр и дворян, был сплочен в единое дворянское сословие. Вместо старого деления введена лестница служилых классных чинов, непосредственно связанных с прохождением гражданской, военной, и придворной службы. В свою очередь военная служба подразделялась на сухопутную, гвардейскую и морскую.

Табель о рангах устанавливал 14 классных чинов (рангов), дающих право занимать ту или иную классную должность. Особенностью петровского Табеля о рангах было то, что, во-первых, он увязывал присвоение чинов с конкретной службой. Во-вторых, в основу продвижения по должности был положен принцип выслуги и заслуг (службу все начинали с самого низшего чина не зависимо от своего происхождения и без учета заслуг предков). В-третьих, устанавливались отношения субординации в зависимости от чина (ранга).

Табель о рангах давал возможность выходцам из других сословий при получении уже самого низшего 14 ранга получать личное дворянство, т.е становиться обладателями льгот дворян за исключением права передавать дворянство детям, права приобретения поместий с крепостными крестьянами и участия в дворянском самоуправлении. С получением 8 ранга личный дворянин приобретал потомственное дворянство.

Решение казуса:

В соответствии с Табелем о рангах 1722г. воинское звание майора гвардии соответствует 6 рангу, а воинское звание подполковник провинциального полка (сухопутная служба) приравнивалось к 7 рангу. Следовательно, ранг и классный чин майора гвардии выше ранга и классного чина армейского подполковника. В ст. 3 Табеля о рангах сказано – «Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалования».

Такая санкция предусмотрена ст. 3 только при службе в церквях, дворцовых и публичных торжественных церемониях, торжественных столах, бракосочетании и погребениях.

Следовательно, притязания майора гвардии можно признать справедливыми и военный суд приговорит подполковника сухопутного полка к штрафу в размере двухмесячного жалования.

Более того, в той же статье сказано, что «из штрафных денег имеет объявитель того третью долю получать, а достальные имеют в гошпиталь употреблены быть». Таким образом, майор гвардии имеет право и на возмещение морального ущерба в размере одной трети штрафа.

Основной фактический и понятийный материал представлен в рекомендуемых учебниках, сборниках документов, специальной литературе.

С необходимыми приёмами анализа историко-правового материала, а также с уровнем требований, которые предъявляются к знаниям, студенты познакомятся на семинарских занятиях по предложенным темам.

В случаях затруднений, неясностей в понимании отдельных вопросов курса студентам следует обращаться к преподавателю кафедры истории государства и права в дни консультаций.

Наши рекомендации