К выполнению контрольной работы. Подготовка работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление

Подготовка работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Наиболее трудоемкий из них - подготовительный этап, в ходе которого необходимо после определения темы контрольной работы составить библиографию, собрать материал, уточнить с научным руководителем (преподавателем политологии) план работы. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу - самостоятельно подготовить качественную, работу и при необходимости - защитить ее.

Наиболее сложным и ответственным является подготовительный этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана. Рекомендуется выбрать после консультаций с преподавателем определенный ракурс исследования темы контрольной работы, который вызывает наибольший интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах, литературу, имеющуюся в распоряжении студента. После определения особенностей проблематики темы следует приступить к составлению библиографии, т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования. Вся выявленная литература выписывается на специальные библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге. Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление о её содержании.

Самостоятельная работа над литературой. Самостоятельная работа над документами и литературой требует выработки определенных навыков и умения работать с книгой, которые могут быть выработаны только при условии непосредственной работы с источником или литературой. Использование же брошюр, статей, посвященных анализу документа, никоим образом не компенсирует самостоятельную творческую деятельность студента, а лишь облегчает ему работу над литературой. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от того, какую цель ставит читатель. Основная же цель изучения студентом литературы состоит прежде всего в усвоении содержания работы, выделении основных ее положений и умении кратко сформулировать выводы.

После выявления необходимой литературы переходите к непосредственному сбору материала по избранной теме. Поэтому самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов:

1. Предварительное общее ознакомление с произведением.На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основными разделами (содержанием).

2. Работа над изучением текста.После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению. Оно может быть сплошным или выборочным. По мере прочтения обязательно нужно делать пометки, записать понравившуюся мысль, обратить внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным и не очень медленным с тем, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на его выводы.

3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги.Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора. Самостоятельная работа будет более успешной, если проявлять целеустремленность и активность в поиске, а также систематичность и последовательность в овладении практическими навыками изучения произведения.

В процессе чтения можно использовать любые формы записи (подробный или краткий конспект, тезисы, выписки), при этом обязательно выделяйте главные положения книги, статьи. Не забывайте указывать выходные данные книги (фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания), или статьи (фамилия и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Пометки, конспектирование можно выполнять как от руки, так и при помощи набора текста конспекта на компьютере. Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективна, чем собственноручное написание.

Правила конспектирования источников, научных изданий и статей:

Процесс работы над первоисточником подразделяется на два основных этапа:

1. Знакомство с произведением.

2. Составление конспекта.

На первом этапе необходимо:

1. Прочитать работу, уяснить её содержание.

2. Сделать для себя заметки о структуре изучаемой работы, выявить основные положения и выводы.

3. Вторично прочитать работу, выделить основные мысли автора, проследить за их развитием в труде.

4. Обратить внимание на формы и методы доказательств, которыми пользуется автор при разработке основных положений.

На втором этапе необходимо:

1. Кратко, своими словами, изложить основное содержание материала соответственно главам или разделам произведения.

2. В процессе конспектирования в авторской последовательности излагать основные положения работы.

3. При освещении основных положений в конспекте должны быть отражены и авторские обоснования их.

4. В конспекте необходимо привести наиболее яркие цифры и факты и т.д., внесённые автором труда для документального обоснования своих выводов и положений.

5. Наиболее важные положения и выводы цитировать по источнику.

6. Цитировать фрагмент произведения строго по источнику, не внося в цитату никаких изменений.

7. Собственные мысли, возникшие в ходе изучения первоисточника, а так же пометки другого рода выносить на поля конспекта по мере работы над произведением.

8. Конспект должен быть составлен чётко с единой системой подчёркивания, отделением законченной мысли (абзаца) красной строкой.

Требования к объему, оформлению и срокам выполнения контрольных работ

Теперь рассмотрим порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. Изучив необходимую литературу и сделав выписки, студенту необходимо составить рабочий план, который должен определить главную идею работы, а также последовательность в изложении основных вопросов темы. План работы, как правило, согласовывается с преподавателем, читающим учебную дисциплину «Политология».

В плане закрепляется структура студенческой работы, включающая: введение, основную часть, заключение. В план следует включать3-4 вопроса, так как обилие вопросов не позволит студенту с достаточной глубиной их раскрыть.

Во введении определяется актуальность темы, раскрывается важность и необходимость ее исследования, формулируются основные задачи работы. Введение должно быть по возможности кратким (1-1,5 с.).

В основной части работы следует раскрыть содержание темы, используя хронологический или проблемный принцип изложения материала.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по использованию выводов работы в научных исследованиях, при анализе современной политической ситуации в России, в других странах и в международном сообществе и т.д. В конце работы прилагается список использованных источников и литературы. Список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке, следует поместить в конце контрольной работы (реферата). Примеры библиографического описания изданий в списке использованных источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.

После составления плана необходимо весь собранный материал распределить в соответствии с основными вопросами. В ходе распределения материала студент еще раз просматривает его и осмысливает. На этой стадии завершается процесс анализа и обобщения всех имеющихся в вашем распоряжении публикаций по теме контрольной работы.

Продумав и обработав материал, можно приступить к написанию соответствующего раздела. Излагать материал нужно четко, аргументировано. Законченная мысль в работе должна отделяться абзацем, который начинается с красной строки.

Ваши конспекты (записи) должны помочь связать воедино все основные вопросы произведения. Старайтесь самостоятельно, своими словами излагать содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись прочитанного наиболее важными и характерными цитатами, фактами. Каждая выписка должна выражать законченную мысль. Часто при записи прочитанного студент опирается на фактический материал, заимствованный из других работ. Цитирование широко распространено в студенческих работах (рефератах, контрольных работах) и это понятно: легче привести цитату, выдержку из опубликованной работы, чем тратить время на обдумывание собственных выводов. Однако это не должно быть правилом, поскольку не соответствует творческому подходу к усвоению материала. Там же, где объективно необходимо цитирование, должно быть обязательно выполнено правило: текст цитируемого материала должен быть строго выверен с источником и заключен в кавычки. Сноски оформляются внизу страницы или в конце контрольной работы. Ссылки на цитаты, фактический материал делаются только на ту литературу, которая использована автором непосредственно (лично). При постраничном цитировании, сноски на произведение приводятся внизу страницы. При повторной ссылке на книгу (статью), требуется привести только фамилию, инициалы автора, название произведения и номера страниц.

Если студент выбрал вариант сносок в конце контрольной работы, то в тексте контрольной работы после каждой цитаты необходимо проставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста. Например:

Джек Питерс писал о политическом лидерстве: «Политическое лидерство является обязательным атрибутом политической жизни цивилизованного общества» [3.,С.192]. В данном случае цифра 3 - это порядковый номер в списке литературы, который приведен студентом в конце своего исследования (3. Питерс Д. Политика и общество. М.: Кентавр, 1990.), а цифра 192 - страница данного произведения Д. Питерса.

Опыт проверки контрольных работ показывает, что они могут иметь ряд характерных недостатков:

- поверхностное изложение теоретических положений;

-подмена творческой работы с литературой списыванием текстов из монографий, статей, брошюр и т.д.;

- использование устаревшей литературы;

-небрежность в оформлении, игнорирование требований, предьявляемых преподавателями кафедры истории и политологии к контрольным работам.

Контрольные работы, присланные на рецензию на кафедру истории и политологии, но имеющие отмеченные недостатки, к зачету не принимаются и возвращаются студенту на доработку.

При рецензировании контрольных работ преподавателями кафедры обращается внимание не только на содержание, но и на оформление. Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в рукописном, машинописном или компьютерном варианте в объеме 15-20 страниц формата А4 (шрифт 14, 40 строк на странице, 65 знаков в строке). Только по согласованию с преподавателем контрольная работа может быть предоставлена на магнитном носителе (дискете).

Контрольная работа должна иметь поля для замечаний преподавателя. Таким образом, каждая контрольная работа состоит из следующих компонентов: 1 - титульный лист; 2 - план; 3 - текст работы; 4 - список использованной литературы.

На титульном листе контрольной работы (реферата) указывается:

- полное название министерства, к которому относится вуз;

- полное название учебного заведения;

- полное название кафедры, на которой эта работа выполнена;

- название учебной дисциплины;

- тема реферата;

-фамилия, имя отчество студента, курс, форма обучения, номер студенческой группы, номер специальности и домашний адрес, шифр (номер) студенческого билета;

- название института, факультета, где студент обучается;

- должность, фамилия и инициалы преподавателя, читающего учебный курс;

- город и год выполнения работы (образец оформления титульного листа контрольной работы студента заочной формы обучения см. Приложение 1 данных методических указаний).

На второй странице текста приводится план-оглавление с указанием страниц разделов. Далее – с третьей страницы - разборчиво, без помарок должна быть написана вся работа. В конце работы должны быть поставлены дата ее отправления в университет и подпись автора. Работа должна быть представлена на кафедру истории и политологии не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии.

Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой "зачтено". Студент, несмотря на положительную оценку его работы, должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом. Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, т.к. преподаватель в ходе экзамена (зачета) обязательно обратит внимание студента на недостатки в работе и проверит знания студента по тематике замечаний на контрольную работу.

В случае, если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.

Защита контрольной работы. Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием преподаватель может провести собеседование со студентом- заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене или зачете. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель.

Наши рекомендации