Совершенствование деятельности органов
Внутренних дел в обеспечении
Режима особого положения
Необходимость совершенствования управления органами внутренних дел в обеспечении режима особого положения является актуальной проблемой. Она вызывается объективными обстоятельствами, связанными с состоянием общественной безопасности в стране.
Во всех звеньях, составляющих общественную безопасность государства, применительно к режиму особого положения природного, техногенного и социального характера наблюдается возрастание негативных факторов, что, приводит к росту напряженности в стране.
Причины возникновения указанных факторов различны. Они зависят как от внешних, так и от внутренних условий развития общества.
В связи с этим главным направлением развития научной мысли в данной области должно стать не только проникновение в природу экстремальности, но и прогнозирование будущего с целью разработки научно обоснованных рекомендаций по предупреждению возникновения особых условий и их негативных последствий.
На наш взгляд, следует обратить внимание на математическое описание катастроф как скачкообразных изменений, возникающих в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешней среды. К ним относятся следующие:
- постепенное движение в сторону лучшего состояния сразу же приводит к ухудшению. Скорость ухудшения при равномерном движении к лучшему состоянию увеличивается;
- по мере движения от худшего состояния к лучшему сопротивление системы изменению ее состояния растет;
- максимум сопротивления достигается раньше, чем самое плохое состояние, через которое нужно пройти для достижения лучшего состояния. После прохождения максимума сопротивления состояние продолжает ухудшаться;
- по мере приближения к самому плохому состоянию сопротивление с некоторого момента начинает уменьшаться. Как толькосамое плохое состояние пройдено, полностью исчезает сопротивление, и система начинает притягиваться к лучшему состоянию;
- величина ухудшения, необходимого для перехода в лучшеесостояние, сравнима с финальным улучшением и увеличивается помере совершенствования системы. Слаборазвитая система можетперейти в лучшее состояние почти без предварительного ухудшения, в то время как развитая система в силу своей устойчивости напостепенное, непрерывное улучшение не способна.
Для МВД РФ в условиях режима особого положения актуальны следующие основные задачи:
- обеспечение охраны общественного порядка и борьбы спреступностью;
- оказание содействия иным структурам жизнеобеспечениялюдей в осуществлении своих функций;
- участие в спасении граждан и материальных ценностей.Каждое из указанных направлений может быть поделено на
более мелкие. В ведомственных нормативных актах они обозначены и сгруппированы следующим образом:
1) пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;
2) пресечение массовых беспорядков в местах лишения свободы и учреждениях исполнения наказания;
3) розыск и задержание вооруженных преступников;
4) ликвидация бандитских формирований;
5) пресечение захвата военных объектов;
6) освобождение заложников;
7) участие в предупреждении и пресечении захвата воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельностьгражданской авиации;
8) участие в пресечении террористических актов;
9) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природногои техногенного характера.
Эффективное решение вышеназванных задач во многом зависит от успешного управления силами и средствами органов внутренних дел, основными недостатками которого в настоящее время являются:
- громоздкость структуры аппарата управления центра и маломощность низовых управленческих звеньев в горрайлинорганахвнутренних дел;
- параллелизм и дублирование функций управления в центреи на местах, превращающих работу системы вхолостую, увеличивающих документооборот и обрастание второстепенными планами;
- множественность внутриаппаратных согласований;
- смешивание управленческих и исполнительских функций наверхних и нижних уровнях управления;
- низкий профессионализм сотрудников аппарата управления;
- слабое взаимодействие внутрисистемных подразделений инизкий уровень внесистемных контактов;
- отсутствие целевых специально подготовленных структур,способных в автономном режиме, в обстановке отрыва от пунктовпостоянной дислокации успешно решать поставленные задачи.
Все указанные обстоятельства затрудняют выполнение поставленных задач. В качестве иллюстрации можно привести недостатки в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности во время акции протеста студентов в Екатеринбурге (апрель 1998 г.), вызвавшей большой общественный резонанс.
Вот некоторые из них, выявленные в процессе анализа и оценки происшедшего:
- не были внесены соответствующие предложения в органыисполнительной власти о порядке проведения указанной акции и ответственности организаторов и участников за его нарушение, о выделении соответствующей территории, изменении режима дорожного движения (п. 1 указания МВД РФ от 12 апреля 1998 г. №212);
- подготовка велась без прогноза возможного осложненияобстановки;
- с организаторами планируемого мероприятия не была отработана схема действий на период проведения митинга и в случаеосложнения обстановки;
- не был осуществлен комплекс оперативно-поисковых ипрофилактических мероприятий по выявлению лиц, вынашивающихнамерения совершать групповые нарушения общественного порядка, зачинщиков (и подстрекателей) и документированию нарушенийзакона;
- сотрудники ОМОН не были психологически подготовлены кдействиям в случае осложнения обстановки и активного противодействия со стороны правонарушителей, что привело к необоснованному применению силы и специальных средств при вытеснениисобравшихся от Дома правительства области;
- оперативный штаб ГУВД области несвоевременно реагировал на складывающуюся обстановку, неправильно оценил ситуацию,неверно расставил силы и средства (резервы), не предусмотрел ихмобильность при выдвижении к местам осложнения обстановки;
- не были приняты меры по оцеплению периметра зданияДома правительства области и установке металлических ограждений;
- разъяснительная работа среди студентов на подступах кДому правительства проведена на низком уровне, без привлечения кней авторитетных людей, ректоров, преподавателей, руководителейгорода и области.
Следует отметить, что действия органов внутренних дел могли быть гораздо успешнее, если бы были своевременно решены следующие задачи:
1. Просчитаны возможности правоохранительных структур,моральные и материальные последствия готовящейся акции, учтенвозможный общественный, включая международный, резонанс иприняты с учетом этого соответствующие превентивные меры.
2. Обеспечена готовность сил и средств к действиям в обстановке, резко отличающейся от обычной, с криминологической,этнографической, экономической, политической позиций, а также сучетом негативного отношения значительной части коренного населения и местных правоохранительных органов к деятельностифедеральных сил в указанном регионе.
3. Создана система организации непрерывного и надежногоуправления (и связи) подразделениями, привлекаемыми к выполнению служебно-боевых задач в особых условиях, тесного взаимодействия, как внутреннего, так и внешнего.
4. Обеспечена надежная информационная поддержка действий правоохранительных органов, в частности органов внутреннихдел, средствами массовой информации.
5. Отработаны новые организационные и тактические схемыпроведения специальных операций с учетом прежнего опыта
6. Решены вопросы правового обеспечения действий силовых структур в указанной обстановке, правовой защищенности ихличного состава при выполнении оперативно-служебных задач. Вэтих целях должны были быть внесены соответствующие измененияи уточнения в Закон РФ «О милиции», Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ «О внутренних войсках МВДРоссийской Федерации», Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон РСФСР «О чрезвычайном положении», в Положение оМинистерстве внутренних дел Российской Федерации, а также в Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», предусмотрев в них обязательную подготовку глав администраций всех уровней по проблемам предотвращения и ликвидации последствий социальных, в частности, вооруженных конфликтов.
7. Четко определены границы действий органов внутреннихдел с учетом их правового положения, места и роли этого государственного института в выполнении поставленных перед силовымиструктурами задач.
Указанные меры являются особенно значимыми для деятельности не только правоохранительных структур, но и многих других органов исполнительной власти.
Все вышеизложенное позволяет обозначить два основных направления совершенствования управления органами внутренних дел в условиях режима «особого» положения:
1) совершенствование системы управления;
2) совершенствование процесса управления.Совершенствование системы управления органами внутренних дел в условиях «особого» положения включает:
- разработку, экспериментальную апробацию и внедрение наиболее эффективных организационных структур на всех уровнях управления. Таковыми в настоящее время являются штатные и оперативные штабы и их внутриструктурные подразделения. Основные их недостатки проявляются в отсутствии прочных межструктурных связей (внутренних и внешних) и должных профессиональных навыков штабной деятельности, профессионализма в работе. Очевидно, требуются время и большие усилия, чтобы штабы приобрели не только опыт, но и авторитет среди сотрудников органов внутренних дел. Кроме авторитета власти им необходима власть авторитета;
1
- уточнение функций подразделений штатных и оперативныхштабов на этапах обеспечения готовности к действиям в особых условиях и в процессе решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач, устранение элементов параллелизма и дублированияв их работе;
- создание группировок сил и средств, способных в автономном режиме в отрыве от пунктов постоянной дислокации успешно решать задачи повышенной сложности по обеспечению правопорядка и законности в стране (типа ОМОН, СОБР, ОСН);
- создание единой отраслевой автоматизированной системыуправления ОВД и ВВ в особых условиях с использованием имеющихся локальных сетей ПЭВМ;
- улучшение профессионального отбора, подготовки, обучения и воспитания кадров для действий в особых условиях, отказ отпринципа «каждой сестре по серьге» и переход к принципу «побеждает лишь умелый», к четко выраженной дифференциации в подборе и подготовке кадров;
- улучшение материально-технического положения подразделений специального назначения, их перевооружение современнойтехникой, средствами связи, оружием;
- совершенствование правового обеспечения деятельностиОВД и ВВ в особых условиях: вхождение в международное правовоеполе, разработка и уточнение нормативных актов по наиболее актуальным проблемам деятельности ОВД и ВВ в особых условиях природного, техногенного и социального характера.
Совершенствование процесса управления органами внутренних дел в условиях особого положения предполагает решение трех основных задач:
- улучшение обеспечения подготовки сил и средств к действиям в названных условиях;
- повышение качества управления группировкой сил исредств непосредственно при наступлении и протекании особых условий;
- рационализацию управления силами и средствами приобеспечении ликвидации последствий особых условий.
При решении задачи улучшения обеспечения подготовки сил и средств к действиям в особых условиях основное внимание должно быть обращено на повышение уровня анализа оперативной обстановки и ее прогнозирования; корректировку ранее разработанных
9-580 129
планов действий в обозначенных условиях; систематическую проверку состояния и уровня готовности сил и средств; повышение уровня работы оперативных штабов на данном этапе с учетом вида и характера прогнозируемых особых условий.
Повышение качества управления группировкой сил и средств непосредственно при наступлении и протекании особых условий включает: улучшение сбора и анализа информации о возникших особых условиях, месте и характере их протекания, действиях органов внутренних дел, принимаемых решениях по стабилизации положения, состоянии связи и организации взаимодействия используемых сил и средств, осуществлении скрытого управления.
Не должны оставаться без внимания и вопросы улучшения организации тылового и технического обеспечения, воспитательной работы, оказания помощи пострадавшим, учета потерь личного состава, боевой техники, оружия и других специальных средств. Важным является также повышение уровня информирования различных (включая вышестоящие) инстанций о складывающейся обстановке и принимаемых мерах.
Рационализация управления силами и средствами при обеспечении ликвидации последствий особых условий предполагает акцентирование усилий на следующем: организации охраны общественного порядка в период ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, вызвавших наступление особых условий; содействии иным структурам, участвующим в ликвидации негативных последствий; организации сбора и возвращения личного состава в места постоянной дислокации; анализе и оценке действий личного состава; разработке и организации выполнения мероприятий по повышению готовности сил и средств к действиям в особых условиях с учетом проведенной работы; организации изучения и расследования причин и условий, вызвавших названную обстановку (условия); информировании населения, средств массовой информации и вышестоящих инстанций о происшедшем событии (особых условиях), его причинах и действиях органов внутренних дел; организации мероприятий по недопущению повторения особых условий, которые могут быть предотвращены.
Названные мероприятия, безусловно, не являются исчерпывающими. Они скорее служат лишь ориентиром, направлением в работе органов внутренних дел. С их учетом следует разрабатывать
и осуществлять конкретные меры с учетом вида особых условий и региональных особенностей оперативной обстановки.
Перечисленные меры связаны с явлениями социального свойства и главным образом криминального характера. К их числу, помимо описанных выше проявлений межэтнического характера, можно отнести этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, появляющиеся в деятельности некоторых национальных общественных формирований сепаратистского толка и создающих благоприятные условия для межнациональных конфликтов.
Сюда же можно отнести массовую миграцию и неуправляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны как следствие распада СССР, провалов национальной и экономической политика России и стран СНГ, распространение и эскалацию конфликтных ситуаций на национально-этнической почве.
Особую опасность представляет угроза криминализации общественных отношений, включая такой вид преступности, как терроризм. Именно преступность является в настоящее время одной из главных составляющих, формирующих и образующих особые условия в обществе.
Как справедливо отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию, посягает на национальную безопасность нашей страны.
Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер. Это борьба за право жить не в особых, а в нормальных условиях, позволяющих обществу поступательно развиваться, совершенствовать свои демократические институты, без насилия решать возникающие в процессе эволюции проблемы.
Однако состояние и уровень преступности в настоящее время таковы, что не позволяют рассчитывать в ближайшее время на улучшение обстановки.
Прогноз развития криминальной ситуации свидетельствует не только о дальнейшем увеличении общего числа совершаемых преступлений, но и о возрастании количества отдельных наиболее тяжких деликтов, таких, как убийства, разбойные нападения организованных преступных формирований, захваты заложников, преступления, совершаемые с помощью оружия и взрывчатых веществ
Особенностью криминальной ситуации в стране является, как отмечалось, и то, что в последние годы резко увеличилось количество террористических актов, совершаемых с помощью взрывных устройств (до 1990 года такие преступления совершались крайне редко). Именно они чаще всего создают особые условия и способны «взорвать» обстановку, вызвать массовые волнения среди населения.
Все это заставляет не только по-иному оценивать используемые ранее приемы и способы борьбы с преступностью, но и вносить существенные коррективы в общую систему управления органами внутренних дел и прежде всего применительно к особым условиям обстановки.
Осуществляемые в настоящее время меры по совершенствованию организационной структуры МВД РФ направлены на решение именно этой задачи.
Глава IV. АДМИНИСТРАТИВНО • ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
§ 1. Понятие, содержание и правовые основы введения режима военного положения
В современной юридической литературе военное положение трактуется как особый правовой режим, вводимый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся установлением чрезвычайных мер в интересах обороны государственной безопасности или для обеспечения общественного порядка1. Отмечается также, что режим военного положения вводится всегда по решению уполномоченного органа государственной власти при обстоятельствах, связанных с возникновением военных действий или угрозой агрессии, как в отдельных местностях страны, так и на всей ее территории.
В административном праве под режимом военного положения понимается установление на основании законов военного времени повышенной ответственности за неподчинение приказам и распоряжениям военных властей, а также введение комплекса мер, связанных с ограничением прав граждан и установлением дополнительных обязанностей различного характера2.
По мнению С.Н. Бабурина, исследование сущности и признаков режима военного положения является составной частью проблемы территориальных режимов государств в целом3 и потому актуально. Административно-правовой институт режима военного положения имеет глубокие исторические корни в военном законодательстве большинства зарубежных стран. Эволюция данного режима в средневековой Европе проходила в два этапа. Первый этап ознаменовался появлением осадного положения, а второй - военного положения. Эти режимы продолжительное время не регламентиро-
См., например: Большой юридический словарь / Под ред. А Я Сухарева. В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М., 1997. С. 92-93.
См.: Там же; Додонов В.Н., Румянцев О.Г. Энциклопедический юридический словарь. - М., 1996. С. 43; Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 1984. С. 44.