Органы управления государственным имуществом

Министерство государственного имущества Российской Федерации

(Мингосимущество России), согласно постановлению Правительства от 29 декабря 1997 г.1, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации и управления государственным имуществом и координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральной собственностью. Оно является правопреемником упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства от 4 декабря 1995г.2

Министерство имеет свои территориальные органы в субъектах Федерации. Его основные задачи:

реализация на основе законодательства РФ государственной политики приватизации государственных и муниципальных предприятий, объектов недвижимости, в том числе земельныхучастков, находящихся под приватизируемыми предприятиями;

управление и распоряжение в установленном порядке объектами федеральной собственности на территории страны и за рубежом;

осуществление межотраслевой и межрегиональной координации деятельности в сфере приватизации государственного имущества, управления и распоряжения федеральной собственностью;

1 СЗ РФ. 1998.№ I. Ст. 144.

2 СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4930.

участие в создании инфраструктуры фондового рынка, обеспечивающей процессы приватизации в реализации государственной политики в области привлечения инвестиций;

принятие решений о приватизации предприятий, находящихся в федератьной собственности, осуществление необходимых преобразований их организационно-правовой формы и передачи свидетельств о праве собственности на них для продажи Российскому фонду федерального имущества;

издание нормативных актов, регулирующих процесс приватизации, и лр.

Министерство наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет 'их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарным предприятием.

Согласно постановлению Правительства от 5 января 1998 г.1, Мин-госимушество России в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляет: закрепление их на праве оперативного управления или передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям; закрепление на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями; передачу в аренду иным организациям по договору.

В соответствии с постановлением Правительства от 24 июня 1998 г.: решения о высвобождении военного имущества также принимает Мингосимущество по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

Постановлением Правительства от 30 июня 1998 г.3 утвержден план поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества на 1998–2000 годы. На Мин roc имущество возложена координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по выполнению плана и контроль за своевременным и полным его выполнением.

Мингос имущество ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных

1 СЗ РФ- 199S.4; 2. Ст. 264.

2 СЗ РФ. I99N. № 2ft. Ст. 1080.

1 СЗ РФ. 1998., Чо 27. Ст. 3200.

предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, а также осуществляет методическое и программное обеспечение работ, по ведению реестра, организацию защиты информации, контроль за ведением отраслевых и территориальных баз данных. Эта функция возложена на Министерство постановлением Правительства от 11 января 2000 г.1 в целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики.

Приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов Федерации и местных органов государственной власти, организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации. Функции комитета определены Типовым положением о нем, утвержденным Указом Президента от 14 октября 1992 г.- Комитеты вправе проводить приватизацию, оформлять договоры аренды, запрашивать всю необходимую документацию, выступать представителем фонда имущества.

Мингосимуществу России подотчетен Российский фонд федерального имущества, который является специализированным финансовым учреждением, осуществляющим функции по приватизации переданных ему объектов федеральной собственности3. Для этого Фонд реализует специальные коммерческие и организационно-контрольные функции: осуществляет продажу объектов приватизации, так как на него возложены полномочия продавца федерального имущества: обеспечивает перечисление в бюджет полученных за проданное имущество денежных средств; осуществляет контроль за соблюдением условий договоров купли-продажи.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций. Федерачьная служба осуществляет возле женные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях. Основными задачами федеральной службы, согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 1 июня 1998 г.4, являются:

1 СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 274.

2 Ведомости РФ. 1992. № 43. Ст. 2430.

3 САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4937.

4 СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2546.

проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и Российской Федерации как кредитора подснежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации создан в целях повышения эффективности организации принудительного исполнения судебных решений, а также актов других органов, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество организаций. Основной задачей этого специализированного государственного учреждения, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 января 1998 г.1, является реальная оценка имущества и дальнейшая его реализация с целью пополнения казны. Долговой центр работает не с государственными предприятиями, а с предприятиями, в которых есть частный капитал. Причем в первую очередь на торги выставляются не производственные комплексы, а предметы роскоши, которые имеются у любой коммерческой структуры. Свои задачи Центр осуществляет непосредственно либо через территориальные отделения (филиалы, представительства) или организации, наделенные правами и функциями Центра.

СЗ РФ. 1998. №2 Ст. 267.

***********************************

Наши рекомендации