Государство как субъект политики
Центральным элементом политической системы выступает государствоВ повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществомВ научной литературе существуют два основных значения этого термина: 1) государство трактуется как совокупность государственных учреждений, теаппарат управления обществом; 2) как особый вид политико-правовой организации власти обществаВ политологии распространено второе определениеГосударство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.
Существует несколько концепций происхождения государства:
Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли.
Патриархальная концепция трактует власть правителя в государстве как власть отца в большой семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношенияОтражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя "царь-батюшка", "отец народа"Происхождение государства может рассматриваться как разрастание семьи до размеров государства.
Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободойТолько после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.
Психологическая концепция исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.
Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим).
Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабыхАналогичным образом трактуется и происхождение классовой эксплуатации.
Органическая теория проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях.
Ирригационная теория связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооруженийЭтот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока.
Как показывают исследования историков и этнографов, не существует одной причины возникновения государстваБольшинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государстваГосударство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от обществаНа этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы: появление частной собственности и имущественного неравенства, рост численности и плотности населения, завоевание одних народов другими, потребности обороны, переход к оседлому образу жизни, общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности, потребности организации ирригационных работ.
2Признаки и сущность государства
Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.).
1Отделение публичной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцевЭто отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправленияОсуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.)Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов.
2Наличие территорииЗаконы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территорииГосударство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.
3СуверенитетЭто такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношенийВыделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне.
Монополия на легальное применение силы, физического принужденияДиапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человекаДля выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, полиция и т.д.), а так же органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5Монопольное право на взимание налогов и сборов с населенияНалоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.
6Организация общественной жизни на правовых началахБез права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решенийВ любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и тп.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений является государствоЛишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.
7Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего благаНи одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Сущность государства - главное, что обуславливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно служитТрадиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обуславливающие государство - классовую и общесоциальнуюДействительно, государство как историческое явление имеет двойственную природуБудучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.еобеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность)Как свидетельствует опыт современной демократии сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расшириласьГосударство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его"Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.
3Функции государства
Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в его функцияхТрадиционно их делят на внутренние и внешниеК внутренним относятся следующие:
- экономическая - защита существующего способа производства, регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование "естественных монополий" (связь, энергетика)Вопрос о пределах государственного вмешательства в экономическую сферу является одним из сложнейших вопросов современной теории и практикиС одной стороны, полную несостоятельность показала практика прямого директивного вмешательства государства в экономику (СССР)С другой, - полностью свободный рынок несет в себе момент стихийностиСовременное государство должно использовать экономические рычаги (налоги, льготы, кредиты) для регулирования экономических процессов;
- социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.)Государство через эту функцию корректирует негативные социальные последствия реформ, связанных с переходом к рынку;
- правовая - обеспечение законности и правопорядка;
- политическая - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев населения, либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника;
- образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения культурных потребностей населения;
- экологическая - охрана природной среды.
К внешним функциям относят следующие: защита интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.
Для осуществления указанных функций государство использует определенные средства (ресурсы государственной власти) и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государстваВсе рассмотренные в лекции "Политическая власть" ресурсы могут быть использованы государством, но к исключительной монополии государства относится использование законов, других юридических норм и силовых ресурсов.
4Структура и формы государства
Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему государственного управления, институт президентства или институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти
В структуре государства выделяют три ветви государственной власти: законодательная власть (парламент), которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты имеют разные названия, например в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в России - Федеральное Собрание), исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневное управление страной (в России - это Правительство Российской Федерации), судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).
Дальнейший анализ государства связан с выделением возможных форм государстваФорма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима (характеристика режимов рассматривается в отдельной лекции).
Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между нимиГосударства по форме правления классифицируются на республики и монархии.
Монархия (с гречmonarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследствуНа современном этапе существуют государства с такими разновидностями монархической формы правления, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко).
При абсолютной монархии в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной властиМонарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.
Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:
а) власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом монарх не вправе изменять конституцию, а его власть номинальна, символична;
б) правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;
в) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства (премьер-министр - наиболее значимое лицо в политической жизни);
г) правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом.
В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это - определенный символ нации, в котором актуализируется историческая память народ
В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность.
Республика - (от латres publicа - общественное дело) форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срокВ современных государствах преобладают две разновидности республиканской формы правления: парламентская (Германия, Италия, Индия) и президентская республика (США, Аргентина, Мексика).
Парламентская республикаЭта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления)В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламентПрезидент, также как монарх, является формальным главой государства, фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительстваТак как парламент назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может его отозвать, то выходит, что он занимает главное место в системе государственных органов и соответственно играет ведущую роль в политической жизни обществаС другой стороны, президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента (например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр).
Президентская республикаКлассическим примером данной формы правления являются СШАЭта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.квласть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом)В руках президента сосредоточена вся полнота исполнительной властиПрезидент одновременно является главой государства и главой исполнительной властиПо отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты (вето - запрет, накладываемый одним органом власти на решения другого, в данном случае - это право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение)Право вето носит относительный характер: парламент должен повторно проголосовать за отвергнутый законЧтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов В исключительных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях и в нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения к ответственности.
В ряде стран (Франция, Швейцария, Литва) сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формыИх называют полупрезидентскими или смешаннымиПрезидент, являясь главой государства, в тоже время влияет на формирование правительства и назначения на ключевые постыХотя, как и в парламентской форме, существует премьер-министр, президент обычно председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решенияПравительство несет двойную ответственность - перед президентом и парламентом.
У политологов нет единого мнения относительно формы правления, сложившейся в современной РоссииЕе оценивают как смешанную, указывая на роль президента в формировании правительства и его влияние на принятие решений правительства, на право роспуска нижней палаты парламента -Государственной Думы (последнее полномочие в президентской республике у главы государства отсутствует)Ряд ученых говорят о России как суперпрезидентской республике, ссылаясь на объем полномочий, предоставленных президенту, и на сложность объявления процедуры импичмента.
Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.
Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное (от латunitas - единство) государство (Болгария, Венгрия, Великобритания) предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданстваМестные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферахУнитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализаванными (Испания, Франция)Последняя форма предполагает большую автономность крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительство.
Федерация (от латfederatiо - союз, объединение) - это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.) [6, с.195]Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" ® "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государствоФедеральные конституции (в более редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности ее субъектовОтношения между центром и субъектами строятся на основе распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая - субъектов федерации, третья - в совместной компетенцииСубъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданствоВ большинстве случаев члены федерации не имеют право одностороннего выхода из союза.
Федерация формируется по территориальному (административному) принципу (США, Германия, Бразилия), по национальному принципу (бывшие СССР, Югославия, Чехословакия), либо на сочетании двух основ (Россия, Пакистан)История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная) федерацияРазнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальнве единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область)Сложность подобного строения федерации проявляется в том, что один субъект федерации (автономия) входит в состав другого (область, край)Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.).
Ряд ученых выделяет симметричные и асимметричные федерации [5]Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая - предполагает в силу каких-либо причин (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму) предоставление отдельным субъектам более широких прав в области налоговой политики, в сфере международной деятельности и дрК подобным государствам относят Бельгию, Испанию, Россию, Индию, Пакистан, Малайзию.
Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей [6, с.198]Такими целями является оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничествоЧлены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, гражданство и законодательствоКонфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию (США в ХYIII в., Швейцария в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается.
5Правовое и социальное государство
Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства
Остановимся на основных принципах правового государства:
1Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
2Правовой характер самих законов, т.еих соответствие международным правовым стандартам.
3Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитиеГосударство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимоОбщеизвестна формула: "все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено".
4Взаимоответственность государства и личностиВ правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также пронизаны морально-этическими обязательствами.
5Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.
Сущности современного демократического государства соответствует не только его правовая, но и социальная формаСчитается, что такой тип государства складывается во второй половине ХХ вв странах Запада во многом благодаря влиянию социальных экспериментов социалистических странСоциального государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством [6, с.204]Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса и солидарности в обществеТакое государство сглаживает имущественное и другое социальное неравенство, помогает низкодоходным группам, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существованияЭто проявляется в реализации разнообразных программ государства, направленных на развитие сферы образования, здравоохранения (в различных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования); помощи пенсионерам и другим социально уязвимым группам; в создании новых рабочих мест; в развитии системы переобучения безработных, трудоустройства молодежиПодобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойную жизнь", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целейРеализация этих прав находится в непосредственной зависимости от уровня экономического развития страны, от перераспределительной политики государства, когда с помощью налогов часть доходов богатых слоев населения перераспределяется в пользу бедных.
Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства в терминах социальной справедливостиЭти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей составной частью их программСоциал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ним такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышение налогов, что в итоге тормозит экономическое развитиеНапример, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.
6Государство и гражданское общество
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского обществаВ понятии "гражданское общество" отражена иная, нежели государство, сфера социальной жизни - сфера частногражданской жизни людей, где доминирует предприимчивость, инициатива и частный интересГражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государствуВ государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерамиВажным условием существования гражданского общества является наличие правового механизма, который ограждает его от прямого вмешательства со стороны государства.
Какое состояние системы социальных отношений можно определить как гражданское общество? В современной теории нет единого ответаОдни исследователи считают возможным применить эпитет "гражданское" к догосударственному обществу (такой подход вряд ли является продуктивным, т.кпервобытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе), другие считают, что таковым оно становится, когда появляется государство, третьи связывают его с развитием капитализма в экономике и с преобразованием характера отношений между властью и населением, когда отношения между властью и подданными трансформировались в отношения между властью и гражданами.
Существуют разные подходы относительно структурных составляющих гражданского общества.
1Наиболее распространен подход, отождествляющий гражданское общество с внегосударственной сферойВ этом случае структура гражданского общества будет включать в себя, во-первых, - экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями; во-вторых, - социальные институты: негосударственные предприятия, акционерные общества, семья, церковь, негосударственные СМИ, институты культуры и образования, партии, органы местного общественного самоуправления.
2 Из структуры гражданского общества исключатся экономическая сфера.
3За границу гражданского общества выносятся политические движения и партии, органы общественного самоуправления, которые объединяются в особую сферу - "политическое общество"Последнее трактуется как посредник между гражданским обществом и государством.
Формирование гражданского общества тесно связано с развитием правового государстваВажнейшими предпосылками этого взаимосвязанного процесса являются многоукладная рыночная экономика (основа независимости граждан от государства); равноправие различных социальных классов и слоев; реальные гарантии прав и свобод; соблюдение гражданами законов; ориентация органов государственной власти на соблюдение конституцииПоказателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийностьПартии призваны "отфильтровать" интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной властиТем самым гражданское общество является источником законов.
Основные понятия: государство, форма правления, монархия, абсолютная монархия, дуалистическая монархия, республика, президентская республика, парламентская республика, импичмент, вето, форма государственного устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, правовое государство, социальное государство, гражданское общество, политическое общество.
14) Политическая власть: природа, содержание, виды.
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.
Признаки политической власти:
1) верховенство, обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства;
2) публичность (действует на основе права от имени всего общества);
3) легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны);
4) моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений);
5) многообразие ресурсов (возможность использования самых разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных).
1.5.2. Функции политической власти:
1) поддержание общественного порядка и стабильности;
2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
3) достижение общественного согласия (консенсуса);
4) принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
5) управление делами общества.
1.5.3. Виды политической власти:
1. По предназначению, функциям: 1) законодательная, 2) исполнительная, 3) судебная.
2. По месту в структуре власти: 1) центральная, 2) региональная, 3) местная.
3. По основному субъекту: 1) монархическая, 2) республиканская, 3) олигархическая (???).
4. По отношению к государству: 1) государственная, 2) общественная.
Политическая власть в наиболее полном виде существует как государственная власть, а также может проявляться как влияние и управление в любых политических организациях. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением.