Социальные группы как субъекты и объекты политики.

В политологии социальные группы рассматриваются как субъекты и объекты политики.
Под субъектом политики понимается носитель практической деятельности, источник активности, направленной на объект политики. В свою очередь объект в политике - та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике. Субъект и объект находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и способны меняться местами.
Признаками субъекта политики являются: способность и возможность принятия политических решений, наличие средств и возможностей реализовать принятые решения, практическое участие в политической деятельности, ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками и др.
Нормы поведения, на которые ориентируются разные группы, способы коммуникации между ними, доступ к различным ресурсам не являются однородными. Они соответствуют статусу данной группы, или ее положению в обществе. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, заходит речь о "социальной стратификации", при которой расположение различных слоев (страт) начинает походить на геологические напластования в срезе горных пород.
Социальная стратификация (лат. stratum - слой, пласт и facere - делать) - система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев. Присущая современному обществу система многомерной стратификации формируется на основе таких измеряемых признаков как престиж профессий, объем властных полномочий, уровень дохода и образования.
Люди издавна пытались осмыслить причины появления социального неравенства.
Современные трактовки стратификации достаточно разнообразны, среди них выделяются теории функционализма и конфликта.
Во всех обществах некоторые виды деятельности считаются более важными, чем другие, и самые талантливые люди должны выполнять в процветающем обществе самые важные функции. Для привлечения самых лучших общество способствует их доступу к социальному вознаграждению. По мнению функционалистов, социальное неравенство функционально и универсально, социальная стратификация неизбежно существует во всех обществах.
Сторонники теории конфликта не согласны с функционалистами в том, что неравенство - это естественный способ обеспечить выживание общества. С их точки зрения, неравенство возникает тогда, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (в основном, богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды. Многие идеи теоретиков конфликта почерпнуты из марксистской концепции.
Сущность современных концепций социальной стратификации включается в размещении людей и групп по определенным социальным позициям, которые ранжируются как обладающие различной степенью социального престижа.
Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них - главный статус - определяет его положение в обществе. Статусы делятся на "приписанные" (аскриптивные) и "достигнутые" (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретенные статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев.
В доиндустриальном обществе богатство, образование, престиж и власть тесно связаны, и это приводит к накоплению неравенства и к доминированию одной социальной группы над другими. В экономически развитом обществе складывается совершенно другая модель распределения неравенства, которую определяют как систему дисперсионных (рассеянных) неравенств, а расхождение рангов одного и того же субъекта в различных социальных иерархиях представляя собой социальную декомпозицию. Осуществление такой модели разрушает неравенство, дает возможность доступа к важнейшим политическим ресурсам со стороны различных субъектов.
Переход индивида (группы) из одних общественных слоев в другие, продвижение к позициям с более (менее) высоким престижем, доходом и властью связан с процессами социальной мобильности. Если статус индивида или группы меняется на более высокий, престижный, то можно сказать, что имеет место восходящая мобильность. Однако индивид (группа) в результате жизненных катаклизмов может перейти и в низшую статусную группу - в этом случае срабатывает нисходящая мобильность.
Преодоление социальной дистанции, сопровождающееся повышением статуса, всегда связано с повышением политической напряженности. Теория "статусной перестановки" объясняет политизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально-экономические характеристики не снижаются, но происходит рост статуса низших классов. Нисходящая мобильность часто сопровождается предубеждением против социальных, политических и этнических меньшинств.
Негативные последствия социальной мобильности усиливаются в государствах, переживающих распад моральных норм и ценностей. При быстрых социально-экономических изменениях члены общества утрачивают значимость социальных норм, у них отсутствуют стандарты социального сравнения с другими людьми, позволяющие оценить свой статус и выбрать соответствующие этому статусу образцы поведения. Индивиды оказываются в неопределенном, маргинальном состоянии.
Маргиналы (лат. marginalis - находящийся на краю) - личности и группы, находящиеся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих норм и традиций. Процесс маргинализации сопровождается утратой индивидом субъективной идентификации с определенной группой, сменой социально-психологических установок. Это вынуждает маргиналов к социальным перемещениям и в горизонтальном и в вертикальном направлениях.
Этот переход может затянуться и в этот период у индивида формируются определенные установки, обусловленные субъективной оценкой собственных возможностей. Если индивид воспринимает свой статус как относительно нормальный, удовлетворительный и стабильный, происходящее в политике может представляться им чем-то малозначительным для собственной жизни.
Когда люди начинают задаваться вопросом о том, что есть и что могло бы быть, тогда появляется чувство относительной депривации.
Можно различить три пути развития, которые приводят к обострению чувства относительной депривации:
"революция пробудившихся надежд" - в результате установления новых стандартов, возникновения новых идеологий, лишенность становится непереносимой;
"революция обратных выгод" - существенное падение жизненных стандартов;
"революция крушения прогресса" - за длительным объективным экономическим и социальным развитием следует короткий период резкого отступления. Реальность все больше отдаляется от планов.
В том случае, когда по ряду существенных признаков позиции определенной группы людей близки или совпадают, то социологи говорят о "классовой кристаллизации" или формировании класса.
Классовое деление есть частный случай социальной стратификации. Здесь необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) в истории помимо классов неравенство существовало в форме кастовой и сословной систем, в государственно-социалистических обществах функционировала слоевая система, основанная на властных отношениях;
2) в обществах классового типа значительная часть населения не входит в состав основных классов, образуя мозаику слоев;
3) помимо основных социальных групп (классов или слоев) в обществе всегда существует возрастная, этнорасовая, культурно-статусная стратификация.
Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество, и с каждым из них связаны особые способы воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения образуют стратификационную систему. Стратификационной системой называется система регулируемого неравенства, при которой члены общества располагаются выше или ниже в соответствии с принятыми степенями различия.





Наши рекомендации