Понятие государства и его признаки. Государство как субъект хозяйствования и как субъект управления. Сектор расширенного правительства.

Понятие государства и его признаки. Государство как субъект хозяйствования и как субъект управления. Сектор расширенного правительства.

Государство – универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.

Признаки:

1)Территория

2)Население

3)Публичная власть

4)Налоги

5)Право

6)Армия

7)Государственный суверенитет – внешний и внутренний.

Государство как субъект хозяйствования и как субъект управления

Понятие государства и его признаки. Государство как субъект хозяйствования и как субъект управления. Сектор расширенного правительства. - student2.ru

• Государство и рынок ресурсов: рынок ресурсов предоставляет различные виды ресурсов (трудовые, производственные, земельные), государство осуществляет покупку этих ресурсов в разнообразной форме (заработная плата государственным служащим или работникам государственных предприятий, плата за аренду или приобретение земельных участков и т.п.), на рынок ресурсов государство предоставляет имеющееся у него ресурсы;

• Государство и рынок продуктов: рынок продуктов, с одной стороны, является поставщиком необходимых государству товаров и услуг, производимых субъектами частного сектора и домашними хозяйствами, с другой стороны, государство как производитель поставляет последние на рынок продуктов. В связи с эти государство, с одной стороны, осуществляет покупку товаров и услуг, а с другой стороны, получает выручку от продажи товаров и услуг;

• Государство и рынок капитала: финансовый рынок, как правило, предоставляет государству займы в условиях дефицита государственного бюджета. В случае же положительного сальдо государственного бюджета государство может направлять средства на финансовый рынок. Кроме того, государственные предприятия могут нуждаться в сохранении своих сбережений для последующего вложения в расширенное производство, либо в кредитах для осуществления деятельности в настоящее время и в этих случаях они прибегают к услугам рынка капитала;

• Государство и фирма: государство предоставляет фирме общественные блага и услуги, фирма платит государству налоги, которые являются одним из основных финансовых источников его существования;

• Государство и домашнее хозяйство: государство предоставляет домашнему хозяйству общественные блага и услуги, осуществляет различные трансфертные платежи, от домашнего хозяйства государству поступают налоги.

Сектор расширенного правительства включает государственный сектор и некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые правительством.

Функции государства. Содержание политических и экономических функций. Функции государства по определению Всемирного Банка. Альтернативные подходы к классификации функций государства, их взаимосвязь.

Функции государства

• Правовые (политические): создание конституционных основ, правового каркаса и поддержание законодательно-правовых условий для формирования и функционирования социально-экономической системы

• Экономические: распределение ресурсов, перераспределение ресурсов, стабилизация

Экономические функции государства

1) функция распределения ресурсов для обеспечения общественными товарами, причем распределение ресурсов осуществляется и в государственном, и в частном секторе. Например, если в качестве общественного блага рассматривается безопасность, оборона, то производство военной техники могут осуществлять и осуществляют как государственные, так и частные предприятия и фирмы;

2) функция перераспределения в основном проявляется в осуществлении различных трансфертных платежей, налоговой политики с целью перераспределения средств между богатыми и бедными, между различными сферами и видами экономической деятельности, регионами и т.п.;

3) основная задача функции стабилизации состоит в обеспечении полной занятости, стабильного уровня цен, экономического роста, достижения благоприятного торгового баланса и т.п.

Области выполнения функций государства
(Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии 1997. МБРР/Всемирный банк, 1997.)

1) область, где рыночная система не работает

2) область обеспечения справедливости.

В каждой области выделяются:

Ø минимальные функции

Ø функции средней степени сложности

Ø функции активного вмешательства.

Область отсутствия рыночной системы:

минимальные функции: государства предоставляет элементарные общественные блага (оборона, законность и правопорядок, макроэкономическое управление, государственная система здравоохранения).

функции средней степени сложности: преодоление экстернальных эффектов (начальное образование, охрана окружающей среды), регулирование монополий (регулирование коммунальной сферы, антимонопольная политика), преодоление эффектов несовершенной информации (страхование здоровья, жизни, пенсионное обеспечение, финансовое регулирование, защита прав потребителей)

функции активного вмешательства: координация деятельности частных структур (содействие рынкам, координация инициатив).

Область обеспечения справедливости:

минимальные функции государства: защита бедных (программы по борьбе с нищетой, помощь пострадавшим от различных бедствий)

функции средней степени сложности: обеспечение социального страхования (пенсионное обеспечение для бедных, пособие на членов семьи, страхование от безработицы)

функции активного вмешательства: перераспределение (перераспределение активов).

Альтернативные подходы к классификации функций государства, их взаимосвязь.

Функции государства классифицируются:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),

по значению: на основные и неосновные,

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

• Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регули-рующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

• Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программ-но-стратегических целей и задач развития общества.

• Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

• Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

• Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита ин-тересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоя-тельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), под-держка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

• Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установле-ние режима природопользования.

• Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого ин-формационного пространства.

• Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей полу-чения образования.

К внешним функциям государства относятся:

• Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета госу-дарства.

• Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

• Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

• деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и

• деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).

4. Понятие государственного управления, его соотношение с понятием «государственный менеджмент» (public management). Методы государственного управления.

Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных , судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Его соотношение с понятием «государственный менеджмент» (public management)

В теории государственного управления существует три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

· правовой подход;

· политический подход;

· менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинен не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления - является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчетны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции "представительной бюрократии", в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учет ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия "государственый менджмент" (public management) в качестве синонима понятию "государственное управления".

Общей для всех трех подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

следования

· принципу верховенству права (правовой подход);

· следования воле народа (политический подход);

· следования цели получения нужного социально-экономического результат (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления. Методы государственного управления

Классификационный признак Виды методов
масштаб применения Общие конкретные (частные)
содержание 1) экономические 2) социально-психологические 3) административные
тип воздействия 1) прямые 2) косвенные 3) опосредованные
Субъект осуществления 1) единоличные 2) коллегиальные 3) коллективные

Адмнистративная реформа

Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» определены приоритетные направления административной реформы:

· ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

· исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

· развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

· организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

· завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение указанных задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451.

Проведены инвентаризация, анализ и классификация функций федеральных органов исполнительной власти. Всего в рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными – 1468, дублирующими – 263, требующими изменения – 868 функций.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора – на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства.

В соответствии с Концепцией административной реформы в РФ в 2006–2008 годах намечены следующие задачи реформы:

1. внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам;

2. разработка и внедрение стандартов государственных услуг (регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдача паспорта, регистрация и трудоустройство безработных граждан и др.), предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти. Административный регламент – нормативный правовой акт органа исполнительной власти, определяющий последовательность действий по осуществлению функций органа исполнительной власти (административные процедуры);

3. оптимизация функций органов исполнительной власти и введение особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти (контрольно-надзорные функции);

4. повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;

5. модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

6. формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Направления реформирования государственной службы. Внедрение принципов управления по результатам на государственной службе. Понятие и назначение должностных регламентов. Методы стимулирования государственных служащих.

В первую очередь государству следует позаимствовать систему оценки деятельности. Внедрение механизмов управления по результатам установит персональную ответственность за достижение планируемых результатов в сфере государственного и муниципального управления, позволит осуществлять эффективный контроль исполнения решений, оценку хода работы по достижению планируемых результатов и, при необходимости - оперативную корректировку действий, высокую степень достижения планируемых результатов.

В ОС нет четких критериев оценки (в ЧС – это прибыль).

Для того чтобы укрепить государственную власть в стране требуется программа реформы государственного управления, включающая следующие цели:

1)совершенствование порядка оказания услуг(для всех, кто пользуется услугами государственной службы, а именно для политиков(консультации и проведение политического анализа); для граждан(юридические услуги, услуги по охране порядка и безопасности, социальные гарантии); для частного сектора (поддержка стабильности бизнеса и его открытости для инвестиций, создание благоприятного инвестиционного и законодательного климата, обеспечение равных возможностей на рынке).

2)повышение ответственности государственной службы перед различными группами получателей услуг;

3)развитие в государственной службе культуры качественного исполнения услуг;

4)стремление к обеспечению экономической эффективностигосударственной службы.

Должностные регламенты представляют собой перечень услуг и стандартов их исполнения для конкретной должности.

Должностные регламенты дополнительно должны отразить порядок и допустимые варианты действий государственных служащих, ограничивая диапазон произвольных решений и создавая основу для реального контроля исполнительной власти гражданами.

Государственный служащий должен иметь стимулы – адекватную заработную плату, стабильную занятость и возможность продвижения по службе. В противном случае, если служащий не доволен, то он может не уволиться, а плохо работать.

28. Новации российского законодательства о государственной службе, их связь с концепцией New Public Management.

Понятие государства и его признаки. Государство как субъект хозяйствования и как субъект управления. Сектор расширенного правительства.

Государство – универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.

Признаки:

1)Территория

2)Население

3)Публичная власть

4)Налоги

5)Право

6)Армия

7)Государственный суверенитет – внешний и внутренний.

Государство как субъект хозяйствования и как субъект управления

Понятие государства и его признаки. Государство как субъект хозяйствования и как субъект управления. Сектор расширенного правительства. - student2.ru

• Государство и рынок ресурсов: рынок ресурсов предоставляет различные виды ресурсов (трудовые, производственные, земельные), государство осуществляет покупку этих ресурсов в разнообразной форме (заработная плата государственным служащим или работникам государственных предприятий, плата за аренду или приобретение земельных участков и т.п.), на рынок ресурсов государство предоставляет имеющееся у него ресурсы;

• Государство и рынок продуктов: рынок продуктов, с одной стороны, является поставщиком необходимых государству товаров и услуг, производимых субъектами частного сектора и домашними хозяйствами, с другой стороны, государство как производитель поставляет последние на рынок продуктов. В связи с эти государство, с одной стороны, осуществляет покупку товаров и услуг, а с другой стороны, получает выручку от продажи товаров и услуг;

• Государство и рынок капитала: финансовый рынок, как правило, предоставляет государству займы в условиях дефицита государственного бюджета. В случае же положительного сальдо государственного бюджета государство может направлять средства на финансовый рынок. Кроме того, государственные предприятия могут нуждаться в сохранении своих сбережений для последующего вложения в расширенное производство, либо в кредитах для осуществления деятельности в настоящее время и в этих случаях они прибегают к услугам рынка капитала;

• Государство и фирма: государство предоставляет фирме общественные блага и услуги, фирма платит государству налоги, которые являются одним из основных финансовых источников его существования;

• Государство и домашнее хозяйство: государство предоставляет домашнему хозяйству общественные блага и услуги, осуществляет различные трансфертные платежи, от домашнего хозяйства государству поступают налоги.

Сектор расширенного правительства включает государственный сектор и некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые правительством.

Наши рекомендации