Институт президентства в РК и его роль в демократизации общ

Институту президентства в Казахстане уже более двадцати лет. За это время он уже успел столкнуться с рядом проблем. Но сначала сделаем небольшой экскурс в историю вопроса. Нормой демократического мира после второй мировой войны стала парламентская система правления. Однако в 80-х и 90-х гг. все новые претенденты на демократию в Латинской Америке и Азии (Корея и Филиппины) избрали чисто президентские системы. В настоящее время из 25 стран, которые сейчас составляют Восточную Европу и бывший Советский Союз, только три (Венгрия, Чешская Рес- публика и Словакия) избрали чистый парламентаризм. Многие новые демократии предпочли президентскую форму правления. Важнейшее преимущество президентских систем в том, что они создаются для осуществления стабильности исполнительной власти и в этом они преуспевают.

Президентский демократический режим — это система взаимной независимости ветвей власти — законодательной и исполнительной. Обе имеют собственный источник легитимности в виде фиксированного выборного мандата. Президентские системы более чем парламентские, склонны иметь исполнительную власть, чья программа последовательно блокируется законодательной властью. Принципиальное значение имеет в связи с этим вопрос об образовании высших представителей исполнительной власти — глав государства и административно- территориальных и национальных единиц. В конституционных монархиях глава исполнительной власти — премьер-министр- назначается, как правило, монархом из числа лидеров победивших на выборах в парламент партий; что касается глав местных органов исполнительной власти, то порядок их образования не отличается от способов, существующих в республиках. В республиках глава государства- президент- избирается гражданами, и тогда наделяется обширной компетенцией- властью. В этом случае он обладает относительной самостоятельностью перед парламентом (президентская республика). Или избирается парламентом, и обладает ограниченными полномочиями (парламентская республика).

Тем не менее, в Республике Казахстан предпринималась попытка сочетать президентскую форму правления с относительно сильной властью президента, как главы государства и главы исполнительной власти, с принципами парламентаризма, что нашло свое воплощение в Конституции 1993 года. По этой Конституции Президент в значительной степени был ограничен в назначении и смещении правительства Верховным Советом. Громоздкий однопалатный Верховный Совет- 177 депутатов — избирался при практически отсутствующей многопартийной системе. Небольшие по составу партии не имели ни определенных программ, ни какого-либо опыта политической деятельности. Члены этих партий, зачастую популисты и демагоги, выдвинувшиеся на митингах, становились депутатами. Это был непрофессиональный парламент – «законодательный» орган, в котором многие депутаты более заботились о собственном благополучии, личных амбициях, чем об интересах народа и государства. Неудивительно поэтому, что он оказался неработоспособным. Его деятельность вступила в глубокое противоречие с требованиями коренных социально-экономических и политических реформ. Кроме того, выборы Верховного Совета последнего, тринадцатого созыва, признаны неконституционными, и он был распущен [1]. В создавшейся ситуации единственным выходом из политического кризиса стала необходимость критического осмысления Конституции 1993 года как не соответствующей условиям переходного периода, и разработка новой Конституции, в которой по нашему мнению, на основе собственного недавно приобретенного опыта Республики Казахстан, других стран СНГ, мирового опыта найдены адекватные решения сложившихся социально-экономических, политических, государственных проблем.

В Конституции Республики Казахстан 1995 года найдена новая, соответствующая условиям современного Казахстана форма правления — президентская республика. Тем более, что у народа Казахстана имеется признанный лидер, которому он полностью доверяет руководство страной. По Конституции 1995 года «Президент Республики Казахстан, является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях» (ст. 40, п.1). Значительным является и то, что «Президент республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина» (п.2) [2]. Столь высокий статус Президента Республики вытекает из конституционной характеристики нашей страны, как государства с президентской формой правления. Это означает, что главе государства в структуре государственной власти принадлежит ведущая, системообразующая роль. Если главной особенностью системы правления в государстве Казахстан по новой Конституции назвать значительное усиление института президентства, то это будет верно. Однако весьма неполно, ибо одновременно благодаря новому статусу Президента Республики Казахстан, как бы «над ветвями власти» и конституционному возвышению его координирующей роли в механизме их взаимодействия значительно усиливаются, прежде всего, потенциал казахстанского парламентаризма и, конечно, самостоятельность исполнительной вертикали, а также полнее гарантируется независимость судебной власти.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу органа государственной власти Республики Казахстан, ставило бы исполнительную власть над законодательной. Институт президентства теперь не «вмонтирован» в исполнительную ветвь власти, как было по Конституции 1993 г., но призван олицетворять и осуществлять государственное единство казахстанского народа. Так, согласно статье 40 раздела 3 Конституции Республики Казахстан 1995 г., Президент, являясь главой государства, его высшим должностным лицом, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства и представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях (ч.1), служит, во-первых, символом и гарантом единства народа и государственной власти (ч.2) и, во-вторых, обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти, а также ответственность ее органов перед народом Казахстана (ч.3). В соответствии с этой, по существу конституционно закрепленной концепцией казахстанской модели президентской республики, выстраиваются все остальные элементы системы правления, образуя слаженный механизм «сдержек и противовесов».

Наряду с осуществлением уже упоминавшихся конституционных правомочий, Президент РК обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики; назначает выборы в парламент, созывает его первую сессию и внеочередные совместные заседания палат парламента; принимает присягу его депутатов народу Казахстана; с согласия парламента назначает на должность председателя Национального банка, Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности и сам освобождает их от должности; ведет переговоры и подписывает международные договоры республики; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами республики; решает вопросы гражданства республики; осуществляет помилование граждан и многие другие прерогативы главы государства Казахстан в соответствии с Конституцией и законами республики (см. ст.44 раздела 3 «Президент» и норм других разделов Конституции 1995 года).

В заключение приведем слова Президента Республики Казахстан, высказанные им в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана»: «Высокая международная репутация Казахстана позволила нашей стране стать председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это — большая честь для нас. Это — высочайшая ответственность председательствовать в ОБСЕ в сложнейший период современной истории человечества. ОБСЕ с ее уникальным географическим составом участников — а это 56 государств, расположенных на трех континентах, с богатейшим опытом взаимодействия государств является одним из ключевых механизмов международной безопасности и сотрудничества… Казахстанское председательство в самой влиятельной организации по безопасности будет проходить под девизом:«Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность». Мы намерены расширить и укрепить консенсусное поле по основополагающим вопросам безопасности, а также по вопросам развития самой Организации. Мы будем делать все для того, чтобы ОБСЕ была структурой, признающей многообразие мира XXI века»

Наши рекомендации