Белорусская экономическая модель – составляющая идеологии белорусского государства
Теоретическая модель соц-экономического развития страны - совокупность принципов, идей, элементов и требований, предъявляемых к системе нар. хоз-ва и соц. сфере общества, к его соц. и институциональной структуре, к эффективности функционирования управленческой организации, к качеству жизни населения.
Экономика, политика и идеология – взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется соц.-политическая, духовная и мат. деятельность различных социальных субъектов.
Фун-я современного гос-ва – управления. Гос. управление – это управление делами всего общ-ва, а именно: полит-ми, экономическими, соц. и иными процессами, протекающими в общ-ве, обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы.
Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.
Экономическая политика – это система хоз.мероприятий, проводимых гос-ой властью для достижения опред. целей, т.е. это поведение гос-ва в отношении экономики страны.
Рыночные преобраз-я могут осущ-ся двумя путями:
Первый путь заключался в полном переходе к рынку, полномасштабном осуществлении рыночных преобразований. Второй – предусматривал постепенное движение к рыночным отношениям при активном вмешательстве гос-ва в экономические процессы.
Каждое гос-во создает собственную модель национально-эконом-го развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций и мирового опыта.
Основные отличия моделей рыночных экономик:
• структура собственности;
• соц. политика;
• масштабы гос. вмешательства в экономику;
• участие гос-ва в перераспределительных процессах.
Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.
Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек,
Характерными чертами белорусской модели экономики, являются:
1. сильная и эффективная государственная
2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования (это означает, что частный сектор может и должен развиваться не в ущерб национальным интересам);
3. осуществление хорошо продуманной и просчитанной, нацеленной на повышение эффективности производства, приватизации, с использованием инвестиций;
4. развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и прежде всего с Россией, в экономической сфере, в области здравоохранения, образования, науки, культуры и т. д.;
5. проведение развитой социальной политики,
6. многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип благоприятного существования и функционирования страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей
Белорусская модель получила название соц.ориентированной многоукладной рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.
Гос. регулирование включает следующие функции:
· поддержка науки, образования н научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;
· проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;
· обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты;
· создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;
· обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм;
· формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;
· создание среды для малого и среднего бизнеса;
· стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной базы для стимулирования инвестиционной деятельности.
Экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития
46. Политика РБ в социальной сфере- сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.
Принцип соц. справедливости - адресная соц.политика, соц. гарантии, по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
Планомерность гос курса - поддержка талантливой уч-ся молодежи, студентов. Создан Спец Фонд Президента РБ по соцподдержке одаренных учащихся и студентов.
Важную роль в обеспечении благополучия людей играет выполнение в соц. сфере мин. госстандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры. Действует система справедливого распределения вознаграждения за труд, соц, защищенности малоимущих граждан и повышения соц.защиты населения в целом
Соц. гарантии выражаются в гарантиях:
- равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
- права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
- права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и соц. содержания жизнедеятельности человека;
- справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
-права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- права на соц.обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.
Главная цель соц политики - предоставление каждому трудоспособному человеку возможности создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную соц.защиту, которая д.б. исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. М/народный опыт стран показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.
Адресные соц.программы, в частности:
- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;
- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной соц. помощи в РБ. Основная цель - защита наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Особое внимание уделяется жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость соц.инфраструктуры, транспортных услуг, быт. обслуживания.
В системе материальной помощи семьям с детьми гос-во использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.
Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
Пособия на детей в возрасте до 3 лет выплачиваются всем, а на детей старше этого возраста пособия выплачиваются адресно, с учетом совокупного дохода.
Актуальная социально значимая проблема – реформирование системы льгот. Расходы в РБ в год- 14% ВВП.
Одна из сложных задач - упорядочение системы льгот и привилегий. Сейчас их насчитывается свыше 200 видов, а получателей льгот и привилегий в республике – свыше 6 млн человек. В обществе все шире проявляются тенденции социального иждивенчества.
В Беларуси в рамках Соглашения Государств–участников СНГ продолжает действовать система льгот и гарантий инвалидам и участникам войны, семьям погибших военнослужащих. Эти льготы будут сохранены.
Пенсии. Реформирование пенсионной системы вызвано необходимостью адаптации к новым экономическим, социальным и демографическим реалиям нашей жизни. В Беларуси усиливается процесс старения населения, а финансирование пенсионных систем любой страны, независимо от уровня экономического развития, осущ-ся за счет трудоспособных граждан. Новая модель пенс. системы будет включать три составляющих: всеобщую, трудовую и добровольную пенсии.
Первая – гарантированная гос. пенсия, предоставляемая каждому нетрудоспособному, и поэтому она может рассматриваться как соц. пенсия или как базовая, которую дополняют другие виды.
Вторая – трудовая (страховая) пенсия, величина которой напрямую зависит от страхового стажа и объема уплаченных в пенс. систему страховых взносов. Именно трудовая пенсия ориентирована на личную ответственность работающих и получение в будущем достойной пенсии.
Третья – дополнительная индивидуальная пенсия, которая будет формироваться на накопительных принципах и позволит значительно увеличить размер будущих пенсий.
Строительство жилья.
Июль 1999 - стал формироваться жилищный фонд социального пользования. Он предназначен для сдачи в найм жилья малообеспеченным и нетрудоспособным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Стратегия государственной жилищной политики направлена на обеспечение жильем всех нуждающихся, особенно молодых семей. В республике сформирована система государственной поддержки строительства, реконструкции и приобретения жилья гражданами. На эти цели ежегодно направляются значительные финансовые ресурсы, в т.ч. льготные кредиты и безвозмездные субсидии, средства бюджета и внебюджетных фондов. Также предоставляются налоговые льготы, льготных земельных участков и оплате стоимости инженерно-транспортной инфраструктуры.
Усилен строительный комплекс. По сравнению с другими странами ввод жилья в расчете на 1000 человек населения в Республике Беларусь - 353 кв. м общей площади жилых домов, в России – 206, в Украине – 108, в Киргизии – 91, в Казахстане – 81. До 30% введенного в эксплуатацию жилья строится в сельской местности.
Спорт. Занятия физ-рой, спортом, следование принципам ЗОЖ являются приоритетами гос. политики.
49. РБ - одна из тех стран, где мол. политика выведена в ранг гос. и явл-ся ее важн. напр-ем. Мол. политика состоит в обесп-нии выс. прав. и соц. статуса молодежи, создании прав., экон, орган. условий для реал-ции интересов, потр-стей и устрем-ний мол. граждан занять дост. место в обществе.Гл. цель гос. мол. пол-ки-гарант-ность права молодежи на дух., нравст. и физ. развитие, создание необх. условий для своб. и эффект. участия молодежи в пол., соц., экон. и культ. жизни страны, в обесп-нии пол. стаб-сти и гражд. согласия в общ-ве.пред-гает решение след. задач: предост-ние молодежи доступ. и качеств. образ-ния; обесп-ние патриот., духовно-нравств. и эстетич. воспитания мол. граждан; форм-ние у них высок. полит. и прав. кул-ры, законопосл. поведения, др. позит. ценностей и ориентаций; дост-ние ответст. и актив. участия молодежи в общ. жизни; соверш-ние системы соц. защиты молодежи и мол. семьи; развитие междун. молод. сотрудн-ва; информ. обесп-ние работы с молодежью.Проведение в жизнь гос. мол. политики осущ-ют Президент, Нац. собрание, мест. Советы депутатов, исполн. и распоряд. органы. На местах функц-руют отделы по делам молодежи. Гос-во добилось знач. успехов в реал-ции таких задач как всестар. развитие личности, вовл-ние молодежи в общест. жизнь рес-ки, привлечение мол. людей к работе в органах власти и упр-ния, доступность и кач-во образ-ния, поддержка одар. и талант. молодежи, обес-ние трудоуст-ва молодежи и врем. труд. занятости учащейся молодежи, оказание помощи в решении жилищ. проблем, соц. поддержка незащ. слоев молодежи и мол. семей, обес-ние нравств., идеол. и патриот. воспитания, форми-ние здор. образа жизни молодежи. Гос-во создает условия и настойчиво формирует у молодежи стремление исп-вать свой талант и интеллект на благо отечества.
50.СМИ - слож. и многогр. институт по сбору, обр-тке, анализу соц. знач. сообщений о событиях и явл-ях в природе и общ-ве и их доведению с помощью спец. техн. сред-в до общ-сти.СМИ, как институт пол. системы, вып-ет функции: инфор-ния; образ-ния; соц-ции; легитимации власти; науч. и культ. просвет-ства; критики и контроля;регуляции общ. развития; охран.; форм-ния общ. сознания и мнения; пропаганд.; мобилизац.; рекламы; развлечения и др. В системе каналов идеол. влияния на индивидов и соц. группы особая значимость принадлежит СМИ. К СМИ относится период. печат. издание, масс. справ-ки, радио, телевидение, электр. комуник. системы. Роль СМИ в общ-ве исключ-но огромная. Их деят-сть направлена на пол. просвящение масс и на осознании ими своих инт-сов в сфере власти. Любое гос-во в т.ч. и Беларусь моделирует свои отн-ния с общест-стью, подд-вает свой авторитет. С пол. точки зрения СМИ условно можно разделить на:правит.,оппоз.,незав. Кроме того СМИ бывают: Коммер., кот. представляют част. сектор. Гражд., кот. отражают инт-сы лектарата. Професс., кот. предс-ляют мнения разл. групп общ-ва и также общ.-рыноч., выраж. интересы потр-лей. В чем же конкр. проявляется идеол. воздействие СМИ на личность, группу, сообщ-во: Люб. СМИ в совр. мире выступает как хорошо осведом. и операт.-действ. поставщик инф-ции и в люб. инф-ции, представл. СМИ, обязательно сущ-ет идеол.составляющее. СМИ не просто несут своим читателям, слушателям, зрителям потоки инф-ции, они акцентируют их вн-ние на опр. событиях и процессах, создают сов-сть неких символов, образов. СМИ предлагают своим зрителям, читателям, слушателям своеобр. эталоны поведения. Образцы того, что следует считать нормаль.СМИ явл-ся мощ. фактором мировоззр., пол., идеолог. влияния на дух. мир,ценнос. ориентации и способы пов-ния лич-сти или группы, а иногда сообщ-ва в целом. СМИ выражают интересы общ-ва, разл. соц. групп, отд. личностей. СМИ не просто инф-руют, сообщают новости, но и пропаг-руют опр. идеи, взгляды, учения, пол. программы и тем самым участвуют в соц. упр-нии. Путём форм-ния общ. мнения, выработки опред. соц. установок, форм-ния убеждений СМИ подтал-ют чел-ка к опр. поступкам, действиям.