Основные тенденции развития современных международных отношений

В наст. Вр. Междунар. отношения хар-тся многообразием различн. взаимосвязей. В 1945г. в ООН сост. 51 государство, в наст. Вр. более 200. 1я тенденция – возн-ние нов. Мир. порядка, основан. на гегемонии США. После Второй мир. войны международн. Отн-я хар-лись противостоянием двух сверхдержав – СССР и США. 2 тенденциия - глобализация, кот. понимается как усиление темпов интернационализации эк. и др. сфер общест. жизни. Глобализация – это беспрепятственное перемещ-е инф-ии, идей, ценностей, капиталов, тов., услуг, стандартов поведения людей и их моды, сопровождающееся ослаблением влияния нац. факторов жизни и усилением роли интернац.Ряд факторов сущ-но ускорил наступление широкомасштабной глобализации: 1.Создание транснац. корпораций (ТНК) и быстрое нарастание их эк. мощи. 2.Появление междунар. банков, страх. компаний и иных крупных финн. Орг-ий, облад. способностью совершать золотовалютные межгос. трансферы и использующих эту возможность для оказания эк. давления на нац.правительства. 3.Формир-е глобальных торг. сетей, кот. действуют как каналы глобального эк. обмена, связывающего многие гос-ва и регионы мира. 3 тенденцией - нарастание глоб. проблем: предотвращение мир. ядерной войны, преодоление отсталости стран «третьего мира», демограф. проблемы, устранение голода и недоедания, обеспечение сырьем и эн., устранение опасных болезней и т. д.Наиб. важной проблемой явл.проблема предотвращения мировой войны с использ-ем оружия масс. уничтожения. Применение ядерного оружия опасно колоссальн. потерями среди населения планеты , необратимы в изменении всех условий жизни людей: выгорание кислорода в атмосфере, начало «ядерной зимы», уничтожение озонового слоя атмосферы и т. д. Для решения этой глобальной проблемы необходим новый миропорядок, основывающийся принципах:- признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеку и его жизни как высшей ценности;- отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск во всех случаях ненасильственных путей разрешения имеющихся конфликтов;- признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;- понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.

32.сущность, цели, функции, средства внешней политики

в основе внеш. политики гос-ва лежат интересы нации или многонац. общества, но гос. и нац. интересы совпадают только тогда, когда внеш. политика гос-ва адекватно отраж. потребности общ-ва.осн. субъектами внеш. политики явл.: 1.Гос-во, его институты, полит. лидеры и главы гос-в. 2.Неправит. Орг-ии: полит. партии и движ-я, неполит. Объед-я и союзы. Таким обр., внеш. Пол-ка представл. Деят-ть и взаимод-е офиц. субъектов, получивш.право от имени всего общ-ва выражать нац. интересы на междунар. арене, избирать соответствующие ср-ва и методы их реализации. Главная цель внеш.пол. люб. Гос-ва - это обеспеч-е его безоп-ти, охранит. функция. Она связ. с охраной и защитой прав и интересов данн. страны, а также её граждан за её пределами. Важнейш. задачей внеш. Пол. Гос-ва явл. Усил-е его эк. и полит. потенциала. Функции:Инф.-представительская , Регулирующая ,Интеграционн. Внешнеполит. Деят-ть по достижению поставлен. целей реализуется различн. средствами: полит.( дипломатия), эк.( использ-е эк. потенциала страны), военн., информационно-пропагандистскими(сми)

35. Пол. идеология –совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть. Основные назначения идеологии – выражать в обобщенной форме идейно-ценностные основы общественного устройства, давать соответствующие ориентиры социально-политического поведения и действия. Идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать социальную основу для власти правящих элит. Функции: 1) формирует и развивает полит сознание людей, дает необходимые ценностные ориентиры и обосновывает мировоззренческие позиции; 2) обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений; 3) Является важным инструментом политической и общественной организации, объединяет и сплачивает близких по своему соц статусу, политич устремлениям людей; 4) обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формирование и развитие политич культуры граждан. Итак, политическая идеология, будучи целостной системой воззрений и концепций в отношении окружающей действительности, в то же время представляет собой систему политических ориентаций и установок. Это одновременно учение, программа, политическая практика.

36.Консерватизм-возник на рубеже 18-19в. как реакция на хаос и разр-ния, вызв. вел.франц.револ-цией. Принципы: традиционализм;нравств. абсолютизм;отриц.отношение к идее равенства, вера в еств. иерархию;отр.отн-ние к демократии, к идее прогресса, к политизации чел-ка; приверженность локальн. цен-стям, местн. патриотизму;выступает за сильн. власть, задач. кот. явл-ся поддер-ние закона в гос-ве. Во 2-ой пол. 20в.-неоконсерватизм:не отр-ют полн-стью идею демократии, говорят, что дем. полит. уст-во должно сочет-ся с элитар.рук-вом;отдавая предпочтения силн.власти и гос-ву, склон-ся к тому, что его вмешат-во в эк-ку долж.быть огран-но;призн-вая бед-сть неизб.злом, выст-ют за остор.и огран. соц. реформы. 3 принципа соц.доктрины:солидар-сти - основан на предст-нии о единстве труда и капитала;справ-сти-справ.расп-ние доходов и собст-сти,справ.з\п, налоги..;субсидиар-сти-помощь для соде-вия самопомощи и част.иниц-ве.Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусм-ет такое устр-во общ-ва и власт. механизмов, когда своб. конк-ция и рынок огран-ют роль гос-ва в жизни общ-ва. Осн. идеи сторонников либерализма: сущ-ние опред. естест. прав чел-ка на жизнь, свободу; создание гос-ва с целью сохранять и защищать естес. права чел-ка; огр-ние объёма и деят-ти гос-ва; защищённость част. жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общ. жизни; равенство условий, обеспеч. свободы граждан; гарантия прав меньш-ва. приверженность либер-ма идее разделения властей на зак., исполн. и суд., кот. должны сдерживать и урав-вать друг друга.В эк. сфере либерализм пред-ет: идеал рын. обмена, личн. предпр. иниц-ву, «частную» конк-цию, невмеш-во гос-ва а экономику.Усиление элементов гос. идеологии и соц. целей, адаптир. трад. ценности либерализма к эк. и пол. реалиям вт. половины XX в., заставило говорить о его истор. обновл. форме – неолиберализме. Важн. достоинством пол. системы здесь провоз-лась справед-сть, а прав-ва – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу пол. программы неолибералов легли идеи консенсуса управл. и управляемых, необходимости участия масс в пол. процессе, демокр-ции процедуры принятия упр. решений.Осн. идеи сторонников либерализма: сущ-ние опр. ест. прав чел-ка на жизнь, свободу; создание гос-ва с целью сохранять и защищать естес. права чел-ка; огр-ние объёма и деят-ти гос-ва; защищённость част. жизни индивида, об-ние свободы его действий во всех сферах общ. жизни; равенство условий, обеспеч. свободы граждан; гарантия прав меньш-ва. Приверженность либер-ма идее разделения властей на зак., исполн. и суд., кот. должны сдерживать и урав-вать друг друга.В эк. сфере либерализм пред-ет: идеал рын. обмена, личн. предпр. иниц-ву, «частную» конк-цию, невмеш-во гос-ва а экономику.Социал-демократизм зародился во вт. полвине 19 века. цель социал-демократов – построение соц-ма.Утверждают:для построения соц. общ-ва нужны не рев-ции, а эвол. меры, реформы. они проводятся, чтобы заменить капитализм соц-мом.общ-во в своем развитии постоянно будет идти по пути соц-ма, каким бы соверш. оно не стан-сь.постп. реформирование бурж. общ-ва в социализме осущ-ся на основ соц. партнерства. социализм базируется на многоукл-ти экон-ки. равн. права на сущест-ние имеют общ. и част. собс-сть. чрезм. огосудар-ние собств-ти приводит к росту бюрократии, не стимулирует труд работника.переход к социализму не осущ-ся через диктатуру ни одн. класса , ни одн. партии в стр-ве социализма прин-ют участие все слои общества без дискр-ции и власть должна исходить от народа.гос. формой соц-ма может быть только демократия

Роль органов гос.власти.

Осн. принципы идеологии бел. гос-ва сформулированы в КонституцииИх осуществляют : Президент. Именно статус, полномочия и функции Гл. гос-ва предопределяют ведущую роль Пр-та в формировании и проведении адекватной идеологии бел. гос-ва. Глава гос-ва оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии бел. гос-ва и определяет структуру идеолог. сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнит. власти, он же определяет основные направления идеологии во внутр. и внешней политике гос-ва. Указы и Декреты Пр-та содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия прав-ва. Нормат. акты Гл. гос-ва определяют идеологию формирования соц.ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей. Пр-нт РБ выполняет по К. след. Идеолог. Ф-ции: гарант.,арбитражно-интегративную,контрольную.

Парламентучавствует одновременно и в её формировании, и в практ. реализации. Представительная,законодательная ф-ции. Направлениях деятельности-Законотворческое, представительское. идеологическое направление, контроль за деятельностью исполнительной власти. Осн. факторов формирования идеологии бел гос-ва - совершенствование соц. отношений и полит.с-мы общества; обогащение духовной жизни граждан республики, их полит,нравственной, профессионально, художественной культуры; развитие производства, повышение благосостояния людей, утверждение всех форм собственности и т.д.

Правительство.В последнее время идеолог. деятельность органов местного упр-ния и самоупр-ния становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспит. роль. Они занимаются массово-полит. и культ.-просветит. работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией её досуга и т.д.

Развитие бел. Эк-ки находит свое отражение в идеологии белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратег. направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как: Нац. стратегия устойчивого развития РБ до 2020г; Концепция соц.-эк. развития РБ до 2015 г. и др. Бел. модель гарантирует высокий ур-нь благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное соц.обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах констит. гарантий прав и свобод граждан, свободы предпр-ва и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния раб-ка и рез-тов его труда, соц.партнерства между гос-вом, профсоюзами и союзами пред-лей. Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, бел. модель включает специф. черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Осн. ист-ми устойчивого развития должны стать: чел., научно-производ. и инновац. потенциалы, природные ресурсы и выгодное географ. положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект –инновации–благосостояние».
В соотв. с реализацией принципа многовекторности в междунар. сотрудничестве след. приоритеты: 1. углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран СНГ, в рамках Союзного государства РБ и РФ, ЕврАзЭС и создание Единого эк. пространства в рамках Организации рег. интеграции ; 2.вкл-ние страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции в связи с расширением Евросоюза;3, активизация внешнеэк. связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Наши рекомендации