Полит. деятельность: понятие, формы и типы
Полит. деят-ть – совок. действия субъектов политики
по реализации общественно-знач. целей, потребностей
и интересов больших общностей людей посредством
использ-ия властного механизма. Цель полит. деят-ти –
поддержание и укрепление существующих обществ.
отношений, частичном либо полном их преобраз-ии.
Полит. процесс складыв-ся из бесконечн. суммы
политически значимых действий всех его участн-ов.
Полит. действие-осознанная(или нет) готовность
субъекта к определ. поведению в фиксир. полит.
ситуации. Они осущ-ся в определенных формах:
мирной и насильственной. Мирная: реформы,
конформизм, переговоры, соглашения, референдумы,
собрания, митинги и т.п. Насильств.: война, революция,
контрреволюция, восстание, заговор, путч, переворот.
23. Политическое участие – способность индивидов спонтанно или осознанно ориентироваться в политической жизни общества, весьма динамичная и массовая форма их взаимоотношений с организационно- властными структурами по поводу политической власти и управления.
ПУ может быть организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным.
В политической практике различают 2 формы ПУ – активную и пассивную. Активная может быть организованной и автономной. Организованные формы: участие в выборах, референдумах, в качестве доверительного лица; в выборных органах государственной власти; в самодеятельных организациях, движениях, митингах, демонстрациях, политических дискуссиях и др. Автономная форма активного участия выражается в самостоятельном, сознательном вовлечении индивида в политику( редакции газет, журналов, государственные и партийные органы и т д. участие в формировании общественного мнения, оказание влияний на принятие решений, контроль за их осуществлением).
Самым распространенным видом пассивного участия граждан в политической жизни является чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио телепередач.
Мотивы политического участия определяют такие факторы, как престиж или перспективы карьеры; доход как удовлетворение базовых потребностей и как мера успеха, собственной значимости; тип политической культуры; уровень и структура «человеческого капитала» и его востребованность обществом; резко изменившаяся ситуация в стране, сложившаяся в обществе соц.-психологическая атмосфера; сохранение и потеря места работы.
Без активного политического участия граждан немыслимо функционирование демократии. Демократия – форма правления, при которой установлены и осуществляются на практике способы и формы участия народа в управлении государством.
Потребности и степень участия граждан в общественной жизни зависят от политического режима, типа политической культуры, др. факторов. Активное полит . участие граждан обеспечивается определенными государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, которые в своей совокупности должны соответствовать принципам правового государства, демократического режима.
Немаловажную роль играют и такие факторы, соц.-экон. статус , возраст, пол, место жительства, профессия, духовный климат в обществе; способность власти обеспечить прогресс народа. Аполитичные люди не интересуются политикой из-за вовлечения в собственные проблемы. Некоторые считают политику непонятной , скучной, бессмысленной. Другие, что политика не интересуется ими, а обслуживает интересы элиты.
24.От лат –conflictus – столкновение. Политический конфликт – это противоборство 2 или более разнонаправленных субъектов при реализации их политических интересов и целей в условиях противодействия. Субъектами, участниками конфликтов могут быть индивиды, социальные общности , партии, общественные организации и движения, государства, надгосударственны структуры от региона до мирового сообщества в целом. Главными объектами политических конфликтов выступают госуд. власть, сохранение или свержение ее, распределение ее ресурсов, полномочий и благ, господства и подчинения. Полит конфликты возникают из-за власти.
Типологизация конфликтов строится на основе различных критериев: по степени распространения конфликты различают глобальные, межсистемные, внутрисистемные, межрегионарные, регионарные, межгосударственные, внутригосударственные, внутриорганизационные , межличностные; с точки зрения зон и областей различают конфликты внешне- и внутриполитические; по степени и по характеру их нормативной регуляции можно говорить об институализированных и не институализированных конфликтах, характеризующих способность или неспособность сторон взаимодействия на основе установленных в обществе законов, норм, правил; по степени вовлечения людей в разрешение спора можно выделить « глубоко» и «неглубоко» укорененные ( в сознание людей) конфликты; с точки зрения публичности конкуренции сторон имеет смысл говорить об открытых и закрытых конфликтах; по временым характеристикам различают долговременные и кратковременные конф. В соответствии со строение и организацией режима правления выделяют канфликты вертикальные ( между различными уровнями власти) и горизонтальные ( внутри субъектов и носителей власти).
Политический кризис – явление, связанное с потерей политической системой стабильности, равновесности и эффективности, с полной или частичной утратой со стороны властных структур контроля за ходом политического процесса и расстройством механизма управления. Это может быть кризис данной конкретной политики, власти, правительства, парламентский, кризис отношений законодательства и исполнительной власти и т. Д.
Разрешение конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий.
29. Политическая социализация личностей. Особенности политической культуры и социализации в РБ.
Политическая культура граждан может служить стабильности политической системы (политическая культура согласия) либо дестабилизировать ее (политическая культура конфликта). Есть и такие индивиды, чья политическая культура позволяет им легко приспосабливаться к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.
Политическая социализация – непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, ценностей, убеждений, традиций, норм, моделей полит. поведения, необходимых ему для адаптации к полит. системе и выполнения в ней определенных функций.
Системы полит. социализации: системная (позитивное отношение к власти, правовому порядку, традиционным институтам); плюралистическая (высокий уровень гражданской активности и полит. участия); конфликтная (формирование лояльности лишь к одной определенной социальной группе); гегемонистская (враждебное отношение к любой полит. системе, кроме своей).
Первичная (начальная) полит. социализация начинается с 3-5 лет и продолжается до 13-летнего возраста. Индивидом усваивается социальные роли, нормы и ценности общества. Происходит его адаптация. Личность вполне способна выступать сознательным субъектом политики. В данной стадии особая роль принадлежит семье. Влияние оказывают сверстники и ближайшее окружение.
Вторичная – проходит на протяжении всей сознательной жизни человека. Она характеризуется влиянием самого индивида на отбор и усвоение знаний, норм, ценностных представлений и т.д. Большое влияние на личность оказывают государство, полит. элиты и лидеры, литература, искусство, наука, трудовые коллективы и т.д.
Показателем эффективности полит. социализации личности является наличие у нее высокого уровня трех составляющих: политической информированности, политической компетентности, политической активности.
История политической культуры Беларуси уходит глубокими корнями в традиции народа, особенности национального менталитета, характера населения. С образованием РБ и принятием конституции 1994 г. началось качественное изменение содержания полит. культуры нашего народа.
Большинство населения РБ проявляет живой интерес к политике,но не стремится взаимодействовать с властью, предпочитая подчинятся ей, считая при этом что простые грждане не могут влиять на политику. Для них хар.-на подданническая полит. культура. Вторая часть пытается активно демонстр.-ть свои полит. взгляды и отстаивать их. Эти люди явл. носителями активистской полит. культуры. Третья часть,представл. патриархальную культуру, мало интересуются политикой, не обладает должной информативностью, имеет низкую компетентность в упр. делами общества и гос.-ва.
Для современной РБ хар.-ны два типа полит. культуры: традиционный (восточный) и инновационный 9западный). Полит. культура основной массы населения формируется на традиционных для белорусов ценностях, соц.-ых и полит. установках, сориентирована на возрождение исчезающих принципов социалистического общества.
Полит. элиты РБ ориентированы на идеалы и ценности, которые хар.-ны для полит. культуры западного типа: непринятие концентрации власти в одних руках, полит. и партийный плюрализм; соблюдение правовой законности, прав и свобод личности; соблюдение этики, морали субъектами политики; приоритетная ориентация внешнеполит.-ой и внешнеэконом.-ой деят.-сти на европейский Запад; и многое другое.
В РБ сформировался некий синтез этих культурных норм и представлений. В целом доминируют черты и свойства полит. культуры восточного типа.
Дальнейшее развитие полит. культуры РБ будет зависеть от бережного, уважительного отношения к культурному прошлому в сочетании с усвоением лучших образцов духовных и культурных ценностей мировой цивилизации. Важную роль сыграет и приобретение нового исторического опыта. На ген. конференции ЮНЕСКО в 1995 г. была сформулирована задача создания новой полит. культуры, получившей название «культура мира».
30. сущность и субъекты международных политических отношений.
Свойственное государствам и народам стремление к благосостоянию побуждает их распространять свое влияние и за пределами своей территории – как в международных отношениях, так и во внешней политике.
Международные отношения (МО) – авторство в изобретении термина принадлежит И. Бентану – особый род общественных отношений, складывающихся как результат взаимодействия разных народов по реализации их интересов и целей за пределами гос границ. Междунар. полит. отношения – это отношения между странами и народами по поводу их положения в системе мировых связей, мировом обществе.
В отечественной и российской политологии МО определяются как совокупность идеологических, политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и иных связей и взаимоотношений, складывающихся между странами и народами при реализации их интересов и целей на мировой арене.
ВИДЫ МОделятся по сферам общественной жизни на идеологические, политические, экономические, социальные, научно-технические, культурные, военно-стратегические и др; на основе взаимодействующих участников – на межгосударственные, межпартийные, отношения между различными международными организациями, отдельными соц.-ми группами, производственными коллективами и т.д. На основе геополитического критерия выделяют такие виды МО, как глобальные (общепланетарные), региональные (европейские, азиатские и т.п.), субрегиональные (например, взаимоотношения стран Карибского бассейна) и двухсторонние. С точки зрения напряженности МО бывают стабильными и нестабильными, равноправными и неравноправными, основанными на содружестве или конфликте, доверии или вражде. В зависимости от взаимодействий государств друг с другом выделяют три вида МО – отношения, основанные на балансе сил, с одной стороны, и на балансе интересов – с другой, и переходные отношения, характерные для бывших стран третьего мира.
Основные ПРИНЦИПЫ МОзафиксированы в Уставе ООН и других общепризнанных международных документах: принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательств во внутренние дела друг друга; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов; принцип нерушимости границ и территориальной целостности государств; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип всеобщего уважения прав человека.
СТРУКТУРУ МОможно представить в виде трех составляющих: субъекты МО, объекты МО, нормативно-правовая база, на основе которой строятся отношения между субъектами.
Главными субъектами МОна гос. уровне являются: *национальные (суверенные) государства и союзы, коалиции, межгос.-ые объеденения, системы гос.-в (напр., Евросоюз, СНГ, Союз Беларуси и России и др.); *междунар.-ые правительственные и межправительственные организации 9их более 250): универсальные (ООН), межрегиональные и региональные (Совет Европы, ОБСЕ, ЕврАзЭС и др.), специализированные ( Евроатом, ВТО, МВФ и др.); * военно-политические союзы и блоки (НАТО и др.);
Участниками МО на негос.-ом уровне явл.: * международные неправительственные организации (их более 22,5 тыс.), в том числе имеющие статус и функции мировых, многонациональных институтов (Всемирная федерация профсоюзов, Мировой Совет женщин, Международный Красный Крест, и др.) и международные неправительственные организации со статусом и функциями национальных, внутренних институтов ( Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО, Общество белорусов мира «Бацькаушчына», и др.); * международные производственные, финансовые, профессиональные и иные ассоциации, общества, движения и объединения ( ТНК, ОПЕК, движение «АнтиНАТО», ФИФА, города-побратимы и др.); * конкретные личности и индивиды (исторические, политические деятели, занимавшие или занимающие должности в полит. системе общества; личности, которые своей деятельностью и выдвинутыми ими идеями оказали заметное влияние на развитие МО, напр. лауреаты Нобелевской премии мира, религиозные деятели), рядовые граждане.
Объектами МО является мировое сообщества в целом, его проблемы и пути их решения, а так же цели и интересы, которые складываются между участниками во всех видах МО. Именно интересы в глобализирующемся мире объединяют или разъединяют народы и государства, заставляют их сотрудничать или конфликтовать.