Легитимность политической власти. Типы легитимного господства

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.


Легитимностьозначает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Традиционная легитимностьопирается на традицию, на некогда установленный порядок. Виды традиционной власти: геронтократия(власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху, а в современном обществе проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.

Харизматическая легитимность(с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм. Подобной властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.

Легальная (рациональная) легитимностьимеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.

Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил идеологическуюлегитимность, которая опирается на убежденность индивидов в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурнуюлегитимность, вытекающую из доверия населения к структурам и нормам режима (к законам, органам власти), персональнуюлегитимность имеющую своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность должным образом использовать власть и др. Французский политолог Ж. Л. Шабо говорит о возможности демократической(опирается на волеизъявление управляемых), технократической(связана с умением властвовать) и онтологической(соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности.

7. Понятие и структура политической системы. Типология политических систем

Политическая система (ПС) – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Подходы к изучению ПС:
1.Институциональный – рассматривает ПС государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).
2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).
Структура ПС общества включает в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.
• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.
• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.
• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.
Основные функции ПС:
- Приобщение граждан к политике, формирование и обогащение полит культуры общества;
- Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов;
­- Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;
­- Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;
­- Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;
Основные критерии ПС: стабильность, эффективность, легитимность, легальность.

Типология ПС:

1. похарактеру взаимоотношения с внешней средой: закрытые и открытые.

Закрытые ПС имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

2 по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические ПС.

Черты тоталитарной ПС:

− отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

− ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

− радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

Черты авторитарной ПС:

− использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;

− ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

− централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

− сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Черты демократической системы:

− правление большинства;

− свобода критики и оппозиции правительству;

− защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;

− право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.

3. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем.

4. По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

8. Сущность и содержание политического режима. Типология политических режимов.

Политический режим (ПР) – совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти и характеризует среду и условия политической жизни общества.
Выделяют три механизма анализа, которых позволяет охарактеризовать ПР:
• Институциональный (отражает, как и какие институты действуют в политической системе, их значимость и способы воздействия);
• Социологический (характеризует какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике);
• Идеологический (характеризует какие идеи и насколько свободно можно формулировать в политической системе).
Понятие ПР включает в себя ряд основных критериев:
• характер и мера осуществления власти;
• механизм формирования власти;
• взаимоотношения общества и власти;
• роль идеологии в жизни общества;
• характер политического лидерства;
• соотношение прав и свобод граждан;
• положение средств массовой информации;
• наличие демократических прав и свобод;
• изменения в социальной структуре общества;
• уровень развития политической культуры.

Классификация политических режимов:
Тоталитарный – впервые уплотняется в 20 годы 20 века, основой теории Муссолини.
Основные признаки режима:
1. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь.
2. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, где отсутствует механизм преемственности и контроля за властью.
3. Общество полностью отчуждено от власти, но в политическом сознании присутствует единство власти и народа.
4. В обществе присутствует единая идеология, которая формирует идеи о «светлом будущем».
5. Лидер опирается на партию или группу, всегда харизматичен.
6. Запрещено все, кроме того, что приказано.
7. СМИ находятся под контролем государства, существует «закрытое общество».
8. Демократические права и свободы носят декларированный характер, государство гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание
9. Социальная структура общества имеет классовый характер.
10. Тоталитарная политическая культура доверяет политическому лидеру
Авторитарный режим – власть одного человека или узкой группы лиц.
Основныепризнаки авторитарного режима:
1. Характер и мера осуществления власти – власть одного человека
2. Контроль и насилие не носят общественный характер.
3. Влияние власти распространяется на сферу политики и частично идеологию.
4. Власть формируется путем назначения и не имеет механизма преемственности
5. Граждане к власти относятся безразлично, где в основе находятся принципы патриархальности и опеки.
6. Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.
7. Лидер обладает высокими полномочиями, где складывается режим личной власти.
8. Разрешено все кроме политики.
9. Осуществляется частичный контроль над СМИ.
10. Правовая свобода граждан ограничена в политической сфере.
11. В ПС общества главная роль принадлежит исполнительным органам власти.
Демократический – власть принадлежит народу, где обеспечиваются права и свободы человека. А. Линкольном: Демократия - правление народа, для народа, посредством народа.
Признаки демократического режима:
1. Источником власти является народ.
2. Пределы власти устанавливаются конституцией и законами.
3. Власть выбирается гражданами на основе принципа преемственности.
4. Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует их деятельность.
5. Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм мнений в идеологической сфере.
6. Политическое лидерство зависит от традиций и ценностей общества.
7. Разрешено все то, что не запрещено законом.
8. СМИ свободны и не зависимы и являются 4-ой властью.
9. Демократические права и свободы гарантируются конституцией и законами.
10. Для демократического ПР характерна многопартийность, всеобщее избирательное право, разделение власти.

11.Форма правления –организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между собой и другими субъектами. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной и парламентской, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и частично исполнительной, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которыми практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентский монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. Республика: высшие государственные органы избираются населением и на определенный срок. Выделяют 2 вида республик: президентская и парламентская. В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных Конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства. В парламентской республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства. В смешанной республике правительство несет ответственность и перед парламентом, и перед президентом. Президент-глава государства и верховный главнокомандующий. Правительство формируется из победившей партии, глава назначается президентом. Парламент может вынести правительству вотум недоверия, президент-распустить парламент. Государственно-территориальное устройство – политико-территориальная организация государства, характеризующаяся правовым статусом центра и регионов в их взаимоотношениях. формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Унитарное государство -цельное государство, части являются только административно – территориальными образованиями, не имеющими суверенных прав. Федеративное государство -союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который не нарушает целостность всего союзного государства. Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при котором объединенные страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

12.Правовое государство –государство, которое действует и функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической ответственностью. Правовое государство характеризуется особой системой правил, принципов, которые дают ему возможность сохранять свой статус, и только в системе обеспечивают его правовой характер. Любой из нижеприведенных принципов, взятых отдельно, не может быть достаточным для характеристики государства как правового. Эти принципы: ограничение государственной власти; верховенство законов, основанных на праве; суверенитет народа, ограниченный правами человека; гарантии основных прав и свобод граждан, которые обеспечиваются ответственностью государства перед гражданами, а не только граждан перед государством; разделение властей, означающее разделение функций и относительную автономность в принятии решений законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Особая роль отводится независимой судебной власти(принцип судебной защиты), которая выполняет посредническую функцию в ситуации спора или конфликта, обеспечивая защиту прав граждан и соблюдение принципа ответственности нарушившими закон. Гражданское общество – совокупность самодеятельных, негосударственных общественных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, политически и экономически активных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству. Основные признаки: демократический характер власти, наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; экономическая свобода; рыночные отношения; эффективная социальная политика; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический, партийный, идеологический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Основу гражданского общества составляют граждане высокого политического, экономического, социального, культурного и морального статуса.

13. понятие государственной политики и гос управления. система гос управления рб
Государственное управление – это практическая деятельность государственных органов, н аправленная на регулирование общественных отношений и процес
Для государственного управления характерны следующие особенности:
· Государственное управление распространяется на общество и даже за его пределы с учетом осуществляемой внешней политики.
· Государственное управление опирается на силу государственного аппарата, а следовательно использует и средства принуждения.
· Государственное управление обладает разнообразными ресурсами. Общество, как основной объект управления, имеет возможность оказывать влияние на управленческую деятельность, определяя сложность решаемых задач и проблем.
Государственная политика (общественная политика) — совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.
Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Представительным и законодательным органом является парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена).
Исполнительная власть представлена Советом Министров Республики Беларусь во главе с Премьер-министром.
Главой государства является Президент Республики Беларусь.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь.
В Республике Беларусь действует Конституция 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

14. Глава гос-ва. Полномочия главы гос-ва РБ.

Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия:

1) определяя основные направления внутр. и внеш. политики, Президент РБ. формирует цели, задачи и конкретные направления деят-ти Правительства, ведущих министерств и других центральных органов гос. управления;

2) Президент РБ. назначает с согласия Палаты представителей Премьер-министра Республики Беларусь, назначает на долж-ть и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РБ, министров, председателей гос. комитетов, комитетов при Совете Министров и других членов Правительства;

3) Президент РБ. вносит в Палату представителей законопроекты, в том числе касающиеся правового статуса органов исп. власти;

4) Президент РБ определяет систему органов исп. власти, назначает руководителей республиканских органов гос. управления, определяет их статус;

5) Президент РБ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ, принимает решение об отставке Правительства;

6) Президент Республики Беларусь формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;

7) Президент Республики Беларусь формирует Администрацию Президента Республики Беларусь;

8) Президент Республики Беларусь назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь;

9) Президент РБ. имеет право отменять акты Правительства, местных органов исполнительной власти;

Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ.

Наши рекомендации