Этапы стан-я и разв-я политологии. Место полит-ии в системе общ-х наук
Этапы стан-я и разв-я политологии. Место полит-ии в системе общ-х наук
Возникн-е полит-й мысли восходит к полит. учениям древности, к религ-мифолог-м истокам, к уч-ям великих мыслителей – Конфуция, Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа и др.
Слово о политике(п-ке) в античности понималось как усвоение чел-ом опред-х качеств, развитие ораторских способн-й, практика законодат-й деят-ти, непосредств-я, прямая демократия и др. «Естественность» политики для мн. античных мысл-лей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять гос-вом, каковы формы, механизмы этого упр-я, и др. вопросы полит. бытия решались ими по-разному. П-ка была интегрирована в общ-ную жизнь.
В сред. века господствовала теологич-я форма мышления. Учение Ф. Аквинского о божеств-ном происхождении гос-ва и власти, моральном хар-ре правления и др. вопросы оказали заметное влияние на полит-ю.
В эпоху Возрождения, когда полит. мысль освоб-сь от среднев-го религ-го мировоззр-я, усилиями Н. Макиавелли, М. Лютера, Ж. Бодена и др. полит-я отрасль знания получила нов. методы познания п-ки, гос-ва, общ-ва— метод конкретности анализа реальных полит. событий и их обобщ-я. Так, Н. Макиавелли обосновал п-ку как опытную науку, стал «отцом» полит-кой технологии властвования, и др.
Полит-ие воззрения нового времени предст-ны учениями Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др., кот-е выразили идеи естеств-го права и обществ-го договора, выдвинули, обосновали принцип разделения властей (Локк и Монтескье), связь обществ-го неравенства с частной собств-тью и гос-вом (Руссо) и т. д.
Марксистско-ленинская конц-я п-ки исходила из признания эконом. базиса первоосновой полит. надстройки, классовости п-ки, кот. определяла как область отнош-ий м/ду большими массами людей по завоеванию, удерж-ю и использ-ю гос. власти, обосновала ведущее место и роль пролетариата в полит. и общ-ной жизни, его диктатуру и т. д.
На современное состояние полит-ии большое влияние оказ-т труды ранее не издававш-ся отеч-х мыслителей — Н. Бердяева, А. Богданова, С. Булгакова, И. Ильина, П. Новгородцева, С. Франка и др., а также зарубежных ученых — Т. Адорно, 3. Бжезинского, М. Вебера, Е. Вятра, М. Дюверже, К. Мангейма, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса и многих других.
Вместе с тем следует отметить, что полит-я как наука еще находится на нач. стадии своего становления.
Функции и методы политологии.
Функции:
1.Информационно-познавательная. Человек изуч. Новую для себя социальную информ., объясняющую сущность изучаемых проблем, познает теорию и практику мирового общественного развития.2.Мировоззренческая, или идейно-воспитательная. Исслед. и подвергает критическому анализу различ. социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных позиций оценивать общественные явления.3.Прогностическая.
4.Регулятивная, или прагматическая. Регулир. полит. отношения. Помогает оценить политическую действительность.5.Методологическая. Выработка представлений об поведении человека в различ. политических ситуациях, системах.6.Социально-культурная
7.Инструментальная. Определяет действия, которые нужно принять для реш. задачи.Методы:Общие: 1. Диалектико-материалестический. (Раскрывает связь политики с обществом, экономикой, культурой. Позволяет понять события в движении, развитии.) 2.Анализ. 3.Синтез. 4.Аналогия. 5.Моделирование. 6.Системный метод. 7.ИсторическийЧастные:1.Социологический.2.Статистический.3.Библиографический анализ. 4.Прогнозирование. 5.Изуч. повед. человека, группы, класса в полит. системе.
Полит. решения и их роль в обществ. развитии
Принятие полит. решений-главн., центр., составляющая
полит. процесса. Формир-ие и принятие решений зависят
от компетенции, личн. опыта, интуиции управляющих,
полит. режима, формы правления, реализации принципа
разделения властей и т.д. Выработка оптим. и эффект.
решения связана с формулировкой цели и средств
ее достижения. Самыми распростр. формами подхода
к принятию управленч. решения явл. компромисс и
голосование. Коллект. решения отличаются большей
взвешенностью и компетентностью. Их недостаток –
чересчур медленная реакция на проблемы. В отличие от
коллект. органов должностные лица несут личную отв-ть
за принимаемые решения. И групп., и индивид. субъектам
управления принятию оптим. решений способствуют
структуры интеллект. поддержки (консультанты).
Роль органов гос.власти.
Осн. принципы идеологии бел. гос-ва сформулированы в КонституцииИх осуществляют : Президент. Именно статус, полномочия и функции Гл. гос-ва предопределяют ведущую роль Пр-та в формировании и проведении адекватной идеологии бел. гос-ва. Глава гос-ва оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии бел. гос-ва и определяет структуру идеолог. сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнит. власти, он же определяет основные направления идеологии во внутр. и внешней политике гос-ва. Указы и Декреты Пр-та содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия прав-ва. Нормат. акты Гл. гос-ва определяют идеологию формирования соц.ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей. Пр-нт РБ выполняет по К. след. Идеолог. Ф-ции: гарант.,арбитражно-интегративную,контрольную.
Парламентучавствует одновременно и в её формировании, и в практ. реализации. Представительная,законодательная ф-ции. Направлениях деятельности-Законотворческое, представительское. идеологическое направление, контроль за деятельностью исполнительной власти. Осн. факторов формирования идеологии бел гос-ва - совершенствование соц. отношений и полит.с-мы общества; обогащение духовной жизни граждан республики, их полит,нравственной, профессионально, художественной культуры; развитие производства, повышение благосостояния людей, утверждение всех форм собственности и т.д.
Правительство.В последнее время идеолог. деятельность органов местного упр-ния и самоупр-ния становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспит. роль. Они занимаются массово-полит. и культ.-просветит. работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией её досуга и т.д.
Развитие бел. Эк-ки находит свое отражение в идеологии белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратег. направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как: Нац. стратегия устойчивого развития РБ до 2020г; Концепция соц.-эк. развития РБ до 2015 г. и др. Бел. модель гарантирует высокий ур-нь благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное соц.обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах констит. гарантий прав и свобод граждан, свободы предпр-ва и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния раб-ка и рез-тов его труда, соц.партнерства между гос-вом, профсоюзами и союзами пред-лей. Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, бел. модель включает специф. черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Осн. ист-ми устойчивого развития должны стать: чел., научно-производ. и инновац. потенциалы, природные ресурсы и выгодное географ. положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект –инновации–благосостояние».
В соотв. с реализацией принципа многовекторности в междунар. сотрудничестве след. приоритеты: 1. углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран СНГ, в рамках Союзного государства РБ и РФ, ЕврАзЭС и создание Единого эк. пространства в рамках Организации рег. интеграции ; 2.вкл-ние страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции в связи с расширением Евросоюза;3, активизация внешнеэк. связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Этапы стан-я и разв-я политологии. Место полит-ии в системе общ-х наук
Возникн-е полит-й мысли восходит к полит. учениям древности, к религ-мифолог-м истокам, к уч-ям великих мыслителей – Конфуция, Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа и др.
Слово о политике(п-ке) в античности понималось как усвоение чел-ом опред-х качеств, развитие ораторских способн-й, практика законодат-й деят-ти, непосредств-я, прямая демократия и др. «Естественность» политики для мн. античных мысл-лей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять гос-вом, каковы формы, механизмы этого упр-я, и др. вопросы полит. бытия решались ими по-разному. П-ка была интегрирована в общ-ную жизнь.
В сред. века господствовала теологич-я форма мышления. Учение Ф. Аквинского о божеств-ном происхождении гос-ва и власти, моральном хар-ре правления и др. вопросы оказали заметное влияние на полит-ю.
В эпоху Возрождения, когда полит. мысль освоб-сь от среднев-го религ-го мировоззр-я, усилиями Н. Макиавелли, М. Лютера, Ж. Бодена и др. полит-я отрасль знания получила нов. методы познания п-ки, гос-ва, общ-ва— метод конкретности анализа реальных полит. событий и их обобщ-я. Так, Н. Макиавелли обосновал п-ку как опытную науку, стал «отцом» полит-кой технологии властвования, и др.
Полит-ие воззрения нового времени предст-ны учениями Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др., кот-е выразили идеи естеств-го права и обществ-го договора, выдвинули, обосновали принцип разделения властей (Локк и Монтескье), связь обществ-го неравенства с частной собств-тью и гос-вом (Руссо) и т. д.
Марксистско-ленинская конц-я п-ки исходила из признания эконом. базиса первоосновой полит. надстройки, классовости п-ки, кот. определяла как область отнош-ий м/ду большими массами людей по завоеванию, удерж-ю и использ-ю гос. власти, обосновала ведущее место и роль пролетариата в полит. и общ-ной жизни, его диктатуру и т. д.
На современное состояние полит-ии большое влияние оказ-т труды ранее не издававш-ся отеч-х мыслителей — Н. Бердяева, А. Богданова, С. Булгакова, И. Ильина, П. Новгородцева, С. Франка и др., а также зарубежных ученых — Т. Адорно, 3. Бжезинского, М. Вебера, Е. Вятра, М. Дюверже, К. Мангейма, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса и многих других.
Вместе с тем следует отметить, что полит-я как наука еще находится на нач. стадии своего становления.