Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии её эффективности.

Власть имеет определенную структуру. Основные компоненты власти: субъект, объект, ресурсы и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.Субъект власти – это ее непосредственный носитель, агент власти. Он воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, соц группа, организация. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. это желание властвовать, воля к власти. Во-2, субъект власти должен быть компетентным, т.е. знать суть дела, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Власть невозможна без подчиняющегося, т.е. без объекта. В принципе подчинение также присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значении. В широком значении ресурсы власти – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Такое понимание ресурсов достаточно обще и не позволяет дифференцировать различные элементы власти, т.к. в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть; собственные качества субъекта; некоторые свойства объекта (его полит доверчивость, привычка подчиняться субъекту и др.); благоприятную для субъекта ситуацию, а также материальные и иные средства воздействия. Поэтому для изучения власти предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.Ресурсы власти так же разнообразны, как и средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. На этом основании выделяют следующие виды ресурсов: экономические – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, полезные ископаемые, плодородные земли и т.д. Пользуясь этими ресурсами, власть добивается от человека желаемого поведения и тем самым регулирует жизнь в стране. социальные – это способность повышения или понижения соц статуса. Они частично совпадают с эконом ресурсами. например, доход и богатство, являясь эконом ресурсом, вместе с тем характеризуют и соц статус. Однако соц ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.; культурно-информационные – это знания и информация, а также средства их получения и распространения. Власть, которая умело пользуется этими ресурсами, может рассчитывать на поддержку. Например, в годы ВОВ стихи, песни, кинофильмы использовались властью для того, чтобы поддержать дух патриотизма, который был необходим для победы; принудительные (силовые) – это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, прокуратура, службы безопасности и т.д.; демографические – это люди. Человек – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы.

Одна из важнейших проблем политологии – изучение механизма полит власти. В самом широком смысле она включает в себя такие вопросы, как институциональные и правовые формы организации и функционирования полит власти, пути, способы и средства ее завоевания, удержания и осуществления. Совокупность различных форм внешнего выражения полит власти – учреждений и организаций, устной и печатной продукции (документов, законов, норм, правил, приказов, инструкций) – образует ее механизм. В свою очередь механизм полит власти является частью более общего механизма, посредством которого осуществляются политико-властные отношения. Такой более общий механизм называется полит системой общества. Очевидно, что развитый механизм полит власти представляет собой чрезвычайно сложную структуру, которая имеет пирамидальное строение. В ее основании находится общество в целом, ближе к основанию – господствующие полит силы и их организации, а на ее вершине – собственно структуры власти: парламент, правительство, глава государства, руководители иных рангов, суды, контрольные органы. Благодаря иерархической структуре механизма полит власти зависимость правящей группы от господствующих соц-полит сил становится неочевидной и непрямолинейной. Можно также утверждать, что в принятии решений по огромному количеству больших, и малых политических проблем правящая группа полностью автономна. Тем не менее посредством механизма власти господствующие соц-полит силы, принуждают правящую группу действовать в определенных рамках. Выход за их пределы влечет за собой и осложнение взаимоотношений между правящей элитой и господ соц силами. Последние с появлением реальной угрозы их коренным интересам принимают решительные меры по восстановлению нарушенного баланса вплоть до перемен в составе правящей группы.Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, управление, организация и контроль.



Наши рекомендации