Демократия как форма политической жизни.

В основе - признание суверенитета народа.

В процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать – это суть доктрины. Обязанность большинства – общее уважение меньшинства и его прав на оппозицию.

Признаки:

- гласные свободные выборы (свобода выдвижения кандидатур, свобода избирательного права, свобода голосования)

- Функционирование выбранной народом власти

- Разделение властей

- Многопартийная система.

- Существование легальной оппозиции (неотъемлемый орган, право на оппозицию обеспечивает плюрализм на свободу мнений.)

- Гласность. Доступ СМИ к информации. Контроль общества за властью.

- Гарантии прав и свобод граждан

- Верховенство закона. Правовое государство.

Виды:

- Представительная (деятельность выборных органов)

- Непредставительная (референдум)

Недостатки:

- возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

пробуждает социальную активность масс, которая может носить деструктивный х-р.

Приоритеты гос. политики РБ

Основа-концепция поступательного и устойчивого развития:

- постепенная демократизация общества

- социально-ориентированая рыночная экономика

- социальная направленность гос. политики

- многовекторная внешняя политика

1. Экономическая пол-ка

- активное гос. регулирование

- симулирование инноваций и инвестиций

- энергетическая безопасность

- экономия и бережливость

- модернизация сельскохозяйственного производства

2. Социальная политика

- развитие образования, науки, культуры, искусства.

- обеспечение занятости населения

- развитие соц. сферы села, малых и средних городов

- развитие системы здравоохранения

- упорядочение льгот: индивидуальная поддержка тех, кто нуждается

- охрана материнства и детства

- преодоление последствий аварии на ЧАЭС

- преодоление демографического кризиса

55 Международные отношения — совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

Глобальные международные отношения — это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения ~ это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в .себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Внешняя политика

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики..

Черты внешней политики

-выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности.

-Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятел. госуд., является способность этого госуд. поддерживать полит. стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи внутр. и внешн. политики распространяются практически на все сферы общественной жизни. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутрен. политики.

Виды внешней политики

Одним из таких видов является пассивная, (присуща экономически слабым государствам.) Агрессивная (формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.) Активная (поиск равновесия между внутр. и внешн. Политикой). Консервативная внешняя политика (охрана достигнутого ранее равновесия.)

Основные субъекты внешней политики:

-Государство, его институты, а также политич. лидеры и главы государств.

- политические партии и движ., неполитические объединения и союзы.

Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экон. и полит. могущества госуд., обеспечение безопасности госуд., его национ. суверенитета, повышение престижа госуд.а в международных отношениях.

Функции внешней политики:

-Охранительная функция(охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей)

-Информационно-представительская функция (деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе.)

-Регулирующие функции (необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей.)

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

1. Политология как наука и учебная дисциплина

2. Методы и функции политологии

3. Понятие политики

4. Cтруктура, уровни и функции политики

5. Субъекты политики

6. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни

7. Сущность власти

8. Политическая власть

9. Легитимность политической власти

10. Сущность, структура и функции политической системы

11. Основные направления развития политической системы Республики Беларусь

12. Тоталитарный политический режим

13. Авторитарный политический режим

14. Демократический политический режим

15. Сущность, структура и функции государства

16. Формы государственного правления

17. Формы государственного устройства

18. Правовое государство

19. Гражданское общество

20. Глава государства

21. Законодательная власть в Республике Беларусь

22. Исполнительная власть в Республике Беларусь

23. Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

24. Партия как политический институт

25. Типы политических партий

26 Становление многопартийности в Республике Беларусь

27. Партийные системы

28. Группы давления

29. Сущность, структура и типы политического процесса

30. Политическая деятельность

31. Политическое участие

32. Политические изменения как фактор общественного развития

33. Теория политической модернизации

34. Основные этапы преобразования трансформирующихся обществ

35. Понятие политической элиты. Властвующая и политическая элита

36. Структура и функции политической элиты. Механизм контроля за деятельностью пол.элиты

37. Теории элит

38. Понятие политического лидерства

39. Теории политического лидерства

40. Типы и функции политических лидеров

41. Роль выборов в политической жизни общества

42. Виды избирательных систем

43. Политическая культура: сущность, структура и функции

44. Факторы формирования политической культуры

45. Типы политической культуры

46. Политическая социализация

47. Сущность политического конфликта

48. Политический кризис

49. Пути урегулирования политических конфликтов

50. Политическая идеология либерализма

51. Политическая идеология консерватизма

52. Политическая доктрина социал-демократии

53. Сущность государственной политики и управления, ее принципы и методы

54. Приоритеты государственной политики Республики Беларусь

55. Международные отношения

56. Внешняя политики государства

Наши рекомендации