Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся должен
Знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Формы занятий:
1. лекции с постановкой проблемных заданий (в т.ч. с элементами беседы)
2. семинары
3. экскурсии
4. видеоуроки
5. лабораторно-практические занятия на основе работы учащихся с различными источниками знаний
6. индивидуальные консультации
7. эвристическая беседа
8. уроки проверки знаний учащихся (тематические и итоговые)
9. игровые формы уроков (урок - художественный салон, урок-суд)
10. конференции
Инструментарий для оценивания результатов:
Оценка письменного ответа:
"5" - ответ полный и правильный на основе изученных теорий, при этом возможна одна
несущественная ошибка или недочёт.
"4" - ответ полный, но недостаточно обоснованный; или ответ полный, но содержит не более двух
несущественных ошибок или недочётов.
"3" - работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при
этом 2 - 3 недочёта.
"2" - работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
"1" - работа не выполнена.
Оценка устного ответа:
"5" - ответ полный и правильный на основе изученных теорий, ответ обоснованный,
аргументированный, изложен монологически, в определённой логической последовательности,
литературным языком, ответ самостоятельный.
"4" - ответ полный, правильный, самостоятельный, обоснованный, изложен в определённой
логической последовательности литературным языком, но при этом допущены 1 - 2
несущественных ошибки, легко исправленные по требованию учителя.
"3" - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, неточный,
непоследовательный, необоснованный, с речевыми ошибками.
"2" - ученик не знает большую часть материала, искажает смысл понятий, не понимает основное
содержание или допускает существенные ошибки, которые не может исправить по требованию
учителя.
"1" - ответ отсутствует.
Тестирование в формате ЕГЭ
Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ
Дополнительная литература
Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М., 1991.
Андриянов В. Косыгин. — М., 2003.
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII— первой половине XIXвека. — М., 1994.
Аронов Д. В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906—1917 гг.). — М., 2005.
БохановА. Н. Николай II. - М., 1997.
Булдаков В. Красная смута: природа и последствия революционного насилия. — М, 1997.
Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М., 1990.
Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны. (Вторая половина 40-х—начало 60-х годов). — М., 2000.
Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М., 1998—1999.
Великие социальные революции XVII—XVIIIвв. — М„ 1990.
Война 1939—1945: два подхода. — М., 1995.
Галкин А. А. Германский фашизм. — М., 1967.
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг. — М., 1995.
Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. — М., 1993.
Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. — М., 1992.
Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIVвв.). — М., 2001.
Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период. — М., 1997.
Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. — М., 2002.Данилов А. А., Пыжиков А. В. Россия в 90-е гг. XXв. — М., 2002.
Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. - Л., 1978.
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1990.
Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство. — М., 2001.
Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг. — М., 1993.
Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых. — М., 1992.
Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIIIв. - М., 1966.
Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М., 1984. Киселев А. Ф. Профсоюзы и Советское государство. — М., 1991.
Левина Я. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы. — СПб., 1999.
Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762— 1914 гг. - М„ 1995.
Лубянка. Сталин и ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. — М., 2003.
Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности
НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М., 2004.
Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М-, 1989.
Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительное историческое исследование. — М., 1994.
Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII—начало XXIвека. — М., 2005.
Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина: Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941 гг. — М., 2002.
Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIXстолетия. — М., 1990.
Миронов Б. Я. Социальная история России. В 2 т. — СПб., 1999.
Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. — М., 1989.
Молчанов Я. Я. Дипломатия Петра Первого. — М., 1984.
Москва. Быт XIV—XIXвеков. — М., 2005.
На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. — М., 1990.
Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.
Наш край: Документы, материалы, 1777-1917гг. – Ставрополь,1977.
Наш край: Документы, материалы, 1917-1977гг. – Ставрополь,1983.
Никонов В. Молотов: молодость. — М., 2005.
НЭП: взгляд со стороны. — М., 1991.
Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М., 1991.
Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг. — М., 1993.
Очерки русской культуры XIXв.: общественно-культурная среда, — М., 1998.—Т. 1.
Павлов Д. Русско-японская война 1904—1905 гг.: секретные операции на суше и на море. — М., 2004.
Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. — М., 1997.
Пантин И. К., ТТлимак Е. Г., Хорос В, Г. Революционная традиция в России: 1783 — 1883. — М., 1986.
Календарно-тематическое планирование курса «История» 11 КЛАСС 102 часа
№ п./п. | Дата план | Дата фактич | Тема урока | Дом. задание |
История Россия (68 час.) РАЗДЕЛ 1 . Российская империя ( 13+1= 14 ч) Тема 1. Россия в начале ХХ в. (4 ч) | ||||
Социально-экономическое развитие страны в конце XIX - начале ХХ в | § 1. | |||
Внутренняя и внешняя политика самодержавия | § 2. | |||
Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция | § 3 | |||
Повторение по теме «Россия в начале ХХ в.» | Повторить пар.1-3 | |||
Тема 2. Россия в годы Первой революции (3 ч) | ||||
Революция: начало, подъём , отступление | § 4. | |||
Становление российского парламентаризма . | § 5. | |||
Повторение по теме: Россия в годы Первой революции | Повторить пар.4-5 | |||
Тема 3. Монархия накануне крушения (6ч) | ||||
Третьеиюньская политическая система | § 6. | |||
Наведение порядка и реформы | § 7. | |||
Россия в Первой мировой войне | § 8. | |||
Россия в Первой мировой войне (этапы) | § 8. | |||
Русская культура конца XIX - начала ХХ в. | § 9. | |||
Повторение по теме: Монархия накануне крушения | Повторить пар.6-9 | |||
Повторение по разделу «Российская империя» | Вопросы и задания к разделу 1 . | |||
РАЗДЕЛ 2. Великая российская революция. Советская эпоха (45+1=46 ч) Тема 4. Россия в революционном вихре 1917 г (4 ч) | ||||
По пути демократии | § 10. | |||
От демократии к диктатуре | § 11. | |||
Большевики берут власть | § 12. | |||
Повторение по теме: Россия в революционном вихре 1917 г | повторить пар.10-12 | |||
Тема V. Становление новой России (октябрь 1917-1920 г. ) (5 ч) | ||||
Первые месяцы большевистского правления | § 13. | |||
Огненные вёрсты Гражданской войны | § 14. | |||
Огненные вёрсты Гражданской войны (Этапы) | § 14. заполнить таблицу | |||
Почему победили красные? | § 15. | |||
Повторение по теме: Становление новой России (октябрь 1917-1920 г. ) | повторить пар.13-15 | |||
Тема VI. Россия, СССР: годы нэпа (6 ч.) | ||||
Социально-экономическое развитие страны | § 16. | |||
Общественно-политическая жизнь. Культура | § 17. | |||
Образование СССР | § 18. | |||
Образование СССР. | § 18.заполнить таблицу | |||
Внешняя политика и Коминтерн | § 19. | |||
Повторение по теме: Россия, СССР: годы нэпа | Повторить п.16-19 | |||
Тема Vll. СССР: годы форсированной модернизации (6 ч) | ||||
Кардинальные изменения в экономике | § 20. | |||
Общественно-политическая жизнь. Культура | § 21. | |||
«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система | § 22. | |||
На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 1930-е гг | § 23. | |||
Накануне грозных испытаний | § 24. | |||
Повторение по теме: СССР: годы форсированной модернизации | Повторить п.20-24 | |||
Тема Vlll. Великая Отечественная война (8 ч.) | ||||
Боевые действия на фронтах | § 25. | |||
Боевые действия на фронтах (Битва под Москвой) | § 25. Подготовить сообщение | |||
Боевые действия на фронтах (Сталинградская битва) | § 25. заполнить таблицу | |||
Боевые действия на фронтах (Курская битва) | § 25. Подготовить сообщение | |||
Борьба за линией фронта | § 26. | |||
Советский тыл в годы войны | § 27. | |||
СССР и союзники. Итоги войны | § 28. | |||
Повторение по теме: Великая Отечественная война | Повторить п.25-28 | |||
Тема IX. Последние годы сталинского правления (5 ч.) | ||||
Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях | § 29. | |||
Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях | §29 подготовить сообщение | |||
Восстановление и развитие народного хозяйства | § 30 . | |||
Власть и общество | § 31 . | |||
Повторение по теме: Последние годы сталинского правления | Повторить п.29-31 | |||
Тема Х. СССР в 1 953- 1 964 гг.: попытки реформирования советской системы (5 ч.) | ||||
Изменения в политике и культуре | § 32. | |||
Преобразования в экономике | § 33. | |||
Преобразования в экономике | § 33. | |||
СССР и внешний мир | § 34. | |||
Повторение по теме: СССР в 1 953- 1 964 гг.: попытки реформирования советской системы | Повторить п.32-34 | |||
Тема XI. Советский Союз в последние десятилетия своего существования (6ч). | ||||
Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг. | § 35. | |||
Общественно -политическая жизнь. Культура | § 36. | |||
Перестройка и её итоги | § 37. | |||
Распад СССР | § 38. | |||
Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» | § 39 . | |||
Повторение по теме: Советский Союз в последние десятилетия своего существования | Повторить п.35-39 | |||
Повторение по разделу: «Великая российская революция. Советская эпоха» | Вопросы и задания к разделу 2 | |||
РАЗДЕЛ 3. Российская Федерация (6+1=7 ч) Тема Xll. На новом переломе истории : Россия в 90-е гг. ХХ - начале XXI в. (6 ч.) | ||||
Начало кардинальных перемен в стране | § 40. | |||
Российское общество в годы реформ | § 41 . | |||
Ситуация в стране в конце ХХ в | § 42. | |||
Россия в XXI в | § 43. | |||
Внешняя политика России . | § 44. | |||
Повторение по теме: На новом переломе истории : Россия в 90-е гг. ХХ - начале XXI в. | Повторить п.40-44 | |||
Повторение по разделу «Российская Федерация» | Вопросы и задания к разделу 3 | |||
«Всеобщая история: XX-начало XXI в.» (34 часа) Глава I. Индустриальная цивилизация в начале XX века. ( 5 ч) | ||||
Мир в начале 20 века | §1 | |||
Международные отношения в начале 20 века | §2 | |||
Первая мировая война | §3 п.1,2 | |||
Первая мировая война | §3 п.3,4 | |||
Повторение по теме: Индустриальная цивилизация в начале XX века. | §1-3 | |||
Глава II. Мир в период между двумя мировыми войнами (7ч) | ||||
Послевоенное урегулирование и революционное движение | §4 | |||
Страны Запада в 1920-е годы: от процветания к кризису | §5 | |||
Модернизация в странах Востока | §6 | |||
Мировой экономический кризис | §7 | |||
Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг. | §8 п.1,2 | |||
Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг. | §8 п.3,4 | |||
Повторение по теме: Мир в период между двумя мировыми войнами | §4-8 | |||
Глава III. Вторая мировая война (7 ч) | ||||
Начало Второй мировой войны | §9 | |||
Начало Великой Отечественной войны. Военные действия на других театрах войны | §10 п.1,2 | |||
Начало Великой Отечественной войны. Военные действия на других театрах войны | §10 п.3,4 | |||
Объединенные нации на пути к победе над Германией и Японией | §11 п.1,2 | |||
Объединенные нации на пути к победе над Германией и Японией | §11 п.3,4 | |||
Завершающий этап Второй мировой войны | §12 | |||
Повторение по теме: Вторая мировая война | §9-12 | |||
Глава IV. Мир во второй половине XX- начале XXI века (10ч) | ||||
Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине 20 века | §13 | |||
Общественно-политическое развитие Запада в 1945-середине 1980-х гг. | §14 | |||
Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны | §15 | |||
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине 20 века | §16 п.1,2 | |||
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине 20 века | §16 п.3,4 | |||
Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945-начале 1970-х гг. | §17 | |||
Международные отношения в1970-1980-х гг. Окончание «холодной» войны | §18 | |||
Мир на рубеже 20-21 вв. | §19 | |||
Мир на рубеже 20-21 вв. | §20 | |||
Повторение по теме: Мир во второй половине XX- начале XXI века | § 13-20 | |||
Глава V. Духовная жизнь общества (5ч) | ||||
Развитие научной мысли | §21 | |||
Научно-технический прогресс | §22 | |||
Социокультурное развитие: изменения в повседневной жизни людей | §23 | |||
Основные тенденции развития мирового искусства | §24 | |||
Повторение по теме: Духовная жизнь общества | §21-24 |