История социальной предназначенности государства.

Античное время. Так, Платон видел социальное предназначение государства в достижении единой цели – блага всего полиса. Аристотель в своем труде «Политика» так же, как и Платон, усматривает основное предназначение государства в достижении общего блага.

В средневековых учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением Наиболее ярким выражением политико-правовой мысли данного периода является теологическое учение святого Августина (

Средние века.Августин Блаженный фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в Боге. По мнению Фомы Аквинского, важнейшая задача государства в лице монарха – вести граждан к добродетельной жизни. Для этого необходимо сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан.

Эпоха Возрождения и Нового времени.Политико-правовая мысль Возрождения, а затем и Просвещения усматривает основное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу. Своей кульминации этот подход достиг в доктрине народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо. Рассматривая суверенитет как «общую волю» народа. В учении марксизма особо акцентировалась классовая сущность государства, которое, сообразно классовой теории, «есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

В современное время.В рамках современного государствоведения широкое распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства усматривается в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает.

Проделанный исторический экскурс позволяет заключить, что в рамках различных политико-правовых концепций отмечалось, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера.

В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают:

1) общесоциальную (общечеловеческую) сущность государственной деятельности – направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества;

2) классовую сущность государственной деятельности – направленность государственной деятельности на защиту интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов.

Справедливости ради следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимость силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения.

Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом, и т. д.).

Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.

21. Функции государства: понятие, эволюция функций, их классификация.

Необходимо знать определение понятия «государство».

Государство– это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение, которые задаются характером исторически определенного общества.

Классификация функций

Функции государства классифицируются по различным критериям:

1) по характеру государственного воздействия на общественные отношения все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, защита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

2) по важности для общества – основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

3) по времени действия – постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

4) по степени отражения интересов различных групп населения – ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

5) по объектам воздействия (по сфере деятельности) – внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

Внутренние функции – это: экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.

Экономическая функция:ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей.

Политическая функция

Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.

Социальная функция

Социальная функция – это направление деятельности государства в социальной сфере.

Духовная функция включает деятельность государства по развитию культуры, науки и образования.

Экологическая функция

Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

Внешние функции: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить: функцию борьбы с международным терроризмом; экологическую функцию.

Основные тенденции развития функций таковы:

1) расширение и углубление народовластия;

2) увеличение объема и удельного веса общезначимых (общих) дел, которые в значительной степени направлены на обеспечение и защиту прав человека;

3) движение к правовой государственности;

4) возрастание взаимозависимости внутренних и внешних функций;

5) выполнение ряда функций государствами совместно или по согласованию.

22. Внутренние функции государства.

Внутренние функции Российского государства– это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи: 1) установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;

2) контроль за соблюдением установленных правил и защита участников эко­номического оборота; 3) непосредственное осуществление экономической деятельности; 4) поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Социальная функция включает в себя:1) установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.); 2) поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.); 3) обеспечение занятости; 4) развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д.

Функция финансового контроля (фискальная) –это:1) установление и сбор всех видов налогов; 2) формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; 3) проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.); 4) контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает:1) охрану прав и свобод граждан; 2) защиту всех форм собственности; 3) обеспечение режима законности; 4) борьбу с преступностью; 5) охрану общественного порядка; 6) исполнение наказаний; 7) профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция – это:1) разработка экологической программы страны; 2) принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; 3) установление правового режима природопользования; 4) установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.); 5) контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:1) государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; 2) сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.; 3) признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; 4) охрану интеллектуальной собственности; 5) установление государственных стандартов в области образования; 6) выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования межнациональных отношений–особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

23. Внешние функции государства.

Внешние функции Российского государства– это основные направления его деятельности на международной арене.

Функция обороны страны.Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: 1) укрепление и модернизация вооруженных сил; 2) развитие оборонной промышленности; 3) охрана государственных границ; 4) организация гражданской обороны; 5) ведение разведки и контрразведки; 6) подготовка мобилизационных резервов; 7) военное сотрудничество с другими государствами и т.д.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядкапредполагает: 1) политическое сотрудничество со всеми государствами; 2) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; 3) участие в работе международных организаций (ООН и др.); 4) участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; 5) сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ включает в себя:1) укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; 2) создание системы коллективной безопасности; 3) совместная охрана границ; 4) обеспечение прав человека и национальных меньшинств; 5) создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:1) участие в международном разделении труда; 2) установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; 3) участие в деятельности международных экономических организаций; 4) совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; 5) предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

24. Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства –это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

1) правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

2) правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

К организационным формам относят деятельность:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и проч.).

Методы осуществления функций государства–это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

25. Понятие и элементы формы государства.

26. Форма правления: понятие, признаки, основания классификации.

27. Монархия как форма правления государства: признаки, виды монархий их особенности.

28. Республиканская форма правления: признаки, классификация.

29. Формы государственного (политико-территориального) устройства: понятие, основания классификации, разновидности.

30. Унитарное государство: понятие, основные признаки.

31. Модели современного федерализма: основания классификации, разновидности.

Позже отправлю ответ.

32. Федеративное государство в России: понятие, признаки, особенности.

В современном мире существуют различные формы государственно-территориального устройства (в том числе более 20 федераций).

Федеративноегосударство – это сложные по структуре государство, состоящее из других государств или государственных образований, (называемых в РФ субъекты федерации).

Синоним этому понятию в обыденной речи часто, иногда в законодательстве выступает понятие «регион». С другой стороны, слово «регион» используется по отношению к федеральным округам, объединяющим группы субъектов РФ, а также к географическим районам (Урал, Дальний Восток и др.).

Процесс создания современной Российской Федерации связан с:

1) завоеванием новых территорий;

2) обменом или уступкой собственных территорий;

3) добровольное присоединение к России новых народов;

4) сталинские репрессии в отношении ряда национальностей;

5) бескорыстная помощь ранее отсталым народам, что позволило в сравнительно короткие сроки обеспечить развитие их экономики и культуры, создать формы их собственной государственности.

После распада СССР на территории России продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 г. (до 21 сентября 1993 г., когда ее действие было фактически приостановлено указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина). В нее лишь вносились поправки, в том числе прежнее название государства (РСФСР) было заменено на «Российская Федерация» («Россия»).

Центробежные тенденции продолжали развиваться. Одна за другой прежние автономные республики, имевшие национальные названия (Татарская, Башкирская и т.д.), объявляли себя суверенными государствами.

В такой обстановке Россия превратилась фактически в другую федерацию, что было закреплено Федеративным договором1992 г., а затем и поправками к Конституции РСФСР 1978 г.

Согласно этим документам:

1) впервые были разграничены предметы ведения между Федерацией, с одной стороны, и различными видами ее субъектов (составных частей) – с другой;

2) было установлено неравноправие между субъектами Федерации – полномочия республик были шире.

С принятием Конституции РФ:

1) сохранена структура РФ, сложившаяся ко времени ее принятия (89 субъектов);

2) сохранены принципы разграничения полномочий, многие положения, связанные с порядком взаимоотношений Федерации и ее субъектов;

3) кардинально изменена структура органов и Федерации, и ее субъектов. Все субъекты наделены законодательными полномочиями;

4) установлено, что положения Федеративного договора, не соответствующие Конституции РФ, недействительны.

Наши рекомендации