Правовое государство: проблемы теории
1. Предпосылки формирования правового государства.
2. Принцип функционирования правового государства.
3. Незыблемость конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве.
Методические указания
Приступая к анализу темы, студент должен иметь в виду, что идея правового государства имеет очень давнюю историю, но в основном она была сформулирована в XVII-XIX вв.
Суть правового государства ― в связанности государства правом, законом. Именно так его понимал И. Кант, впервые предложивший этот термин.
Идея правового государства оказалась в числе тех счастливых идей, которые принимаются общественной практикой, широко распространены в мире. Уже в течение двух столетий она используется в официальных доктринах и законодательстве многих государств. Так, в США, Великобритании она (под названием «государство права») явилась своеобразной реакцией на необузданность феодальной государственности, в которой монарх соединял в себе законодательную, исполнительную и судебную власть. Сама идея правового государства состояла в ограничении произвола власти, стремлении подчинить ее деятельность стоящему выше нее праву. Практически такие государства сложились лишь после второй мировой войны.
Что касается постсоциалистических стран (в частности, нашей страны), то судьба этой идеи оказалась более сложной. Так, следует заметить, что еще Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов (ноябрь 1918 г.) принял постановление «О революционной законности». Однако в тех условиях нередко приходилось наделять некоторые государственные органы (ВЧК, военное командование, ревкомы и т.д.) чрезвычайными полномочиями. В целом, как позднее (1921 г.) отмечал В.И. Ленин, в то время, когда Советскую власть хватали за горло, задачу обеспечения твердой законности нельзя было поставить во главу угла.
Вдобавок тогда еще не завершилось формирование нового права. По многим вопросам советских законов не было. Широкое распространение имел правовой нигилизм, порожденный ненавистью масс к старым законам, а по инерции ― к законам вообще. Имела место и недостаточная юридическая грамотность большинства работников партийного и государственного аппаратов.
Несмотря на все это, В.И. Ленин в связи с переходом к НЭПу широко развернул работу по укреплению социалистической законности. Упраздняются или преобразуются чрезвычайные органы. Повышается роль суда и наркомата юстиции. Сужается сфера государственного принуждения. Учреждается прокуратура для надзора за законностью органов государственного управления.
Но уже в конце 20-х годов этот чрезвычайно прогрессивный процесс приостановился и, более того, пошел вспять. Отсутствие должного уровня демократии сделало возможным формирование культа личности и связанные с ним преступные нарушения законности.
XX и XXII съезды КПСС, разоблачив беззакония времен культа личности, наметили систему мер, направленных на восстановление ленинского принципа социалистической законности. Была осуществлена широкая реабилитация невинно осужденных, ликвидированы органы внесудебной репрессии («особые совещания» и т.д.), отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях, органы госбезопасности были очищены от преступных элементов и взяты под контроль партии и высших органов государства.
В ст. 4 Конституции СССР 1977 года записано, что Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Тем самым была на высшем юридическом уровне закреплена основная идея концепции правового государства.
Но жизнь не вполне согласовалась с этим конституционным положением. Неуважение к закону, злоупотребление властью ― приметы застойного времени.
Анализируя пути создания правового государства, следует, прежде всего, обратить внимание на максимальное обеспечение прав и свобод человека, ответственности не только гражданина перед государством, но и государства перед гражданином. Для достижения этой цели необходимо принятие ряда законов, определяющих порядок осуществления гражданами предоставленных им конституционных прав и свобод, создающих юридические гарантии в данной области. Важно обеспечить правовую защищенность личности. Основу этих мер должно составить принципиальное изменение взаимоотношений гражданина и государства, которые в течение многих лет носили патерналистский характер (государство выступает в роли хозяина, опекуна, а гражданин ― в качестве подопечного или, что гораздо хуже, просителя; государство, его органы и должностные лица обладают реальной возможностью решать множество вопросов, касающихся граждан, по своему усмотрению). Речь идет, прежде всего, о том, чтобы не только уменьшить зависимость гражданина от государства, от усмотрения должностных лиц, но и установить обратную зависимость. Гражданин должен почувствовать себя хозяином государства, который выбирает органы власти и важнейших должностных лиц для того, чтобы они вели общие государственные дела, обслуживали общество, служили ему, гражданину. Следует особо заметить, что ценностный смысл теории правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.
Продолжая анализ темы, студент должен обратить внимание на такой принцип правового государства как верховенство закона. Верховенство закона ― внешняя, формальная сторона правового государства. Но закон и право не одно и то же. Такая постановка вопроса отличается от традиционной, когда право понимают как систему норм или систему законов, когда любой по содержанию закон ― и хороший, и плохой, ― признается за право. Концепция правового государства требует изменения этих представлений. Под правом, видимо, нужно понимать не любой закон, не любую норму, а нормативно закрепленную справедливость. Справедливость определяет содержание права. Когда нормативное закрепление получает несправедливая идея, то законом она становится, а правом нет. Несправедливый закон не есть право.
Подводя итог, студенту следует раскрыть содержание следующих принципов функционирования правового государства. Во-первых, господство закона во всех сферах жизни. Во-вторых, связанность законом государства и его органов. В-третьих, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства. В-четвертых, взаимная ответственность государства и личности.
ТЕМА 10.