Гражданское общество и правовое государство, проблемы их формирования в России

Правовое государство и гражданское общество- это важнейшие демократические ценности. Правовое государство призвано служить гражданскому обществу, а мы, граждане, должны выполнять принятые на государственном уровне законы и другие нормативно-правовые акты. В современном понимании он означает вне государственный способ решения общественных проблем, а также удовлетворение основных потребностей общества и отдельной личности. Основы правового государства декларируются Конституцией РФ являются целью и перспективой развития российского государства. Мы все знаем, что в основе идей правового государства лежит стремление оградить человека от мелочной опеки государства , а также стремление гарантировать индивидуальную свободу. Все это так в теории, попробуем разобраться в этих сложных вопросах на практике. Главным условием прочности политической системы любой страны является налаженное взаимодействие между государством (властью) и обществом. Оно начинается с понимания, что такое гражданское общество и правовое государство. В странах с либерально-демократической традицией, делающей акцент на правах отдельной личности, под гражданским обществом обычно понимают множество общественных организаций. Оно как бы противопоставляется государству, которое в либеральной традиции считается тем лучше, чем оно «меньше» (т. е. меньше всего участвует в жизни граждан). Достоинством гражданского общества в этом смысле считается его своеобразное противостояние государству.

Все общество включает в себя разные подсистемы, выполняющие различные функции. Подсистема политики включает в себя организованный набор институтов, осуществляющих власть от имени всего общества. Они и составляют государство. Его деятельность ежедневно осуществляется многими гражданами, либо избранными нами, либо поступающими на государственную службу.

Эти гражданемогут создавать любые общественные организации, цели которых не противоречат действующему законодательству. Таким образом, некоторые члены гражданского общества (которых меньшинство) выполняют также государственные функции.Значит, в обществе, в котором гражданские права включают в себя и права политические (например, право избирать и быть избранным), т. е. права на равное со всеми участие во власти, не может и не должно быть противопоставления одних, кто осуществляет власть (в любом из ее видов), другим, кто власть эту периодически избирает. В этом смысле государство не внешняя по отношению к гражданскому обществу сила, а результат активности (или пассивности) этого гражданского общества.

Правовое государство — это инструмент самоорганизации гражданского общества.Государственная власть располагает возможностью осуществлять принуждение в отношении отдельных граждан или социальных групп. Исторически проявилосьстремление государства встать над обществом, подчинить егосебе. Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу общества. Лишь в последней трети 20 века идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран. В том числе и России. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Приобщаясь к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.

проблемы. Вопрос о соотношении права и государства с давних пор разрешается с двух диаметрально противоположных точек зрения. Одними в качестве правовых норм признавались только те, которые фиксировались в нормативных актах государственных органов и должностных лиц; другие полагали, что право существовало и существует до и вне деятельности государства, что оно само является порождением права.

Конструктивный подход был иной, право и государство неразделимы, если вести речь о кардинальных причинах их появления в обществе, если рассуждать об; их исторических судьбах, если анализировать их социальные роли (функции). Право и государство взаимосвязаны, взаимообусловлены. Они взаимно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

Право оказывает на государство решающее влияние. В правотворческой деятельности все органы государства должны следовать требованиям жизни, растворенной в ней "правде". Вправоисполнительной и правоохранительной деятельности все органы, все должностные лица должны следовать праву, выраженному в законах и основанному на законе иных актов государства. Все органы государства создаются и функционируют не иначе, как только на основе закона, в пределах той компетенции, которая зафиксирована в нормативных правовых актах.

Долгое время в России господствовала позиция, по которой главенство отдавалось государству (этатистский подход). В последние годы акцент делается на роли права по отношению к государству. Отсюда приобрела значение теория правового государства.

Правовое государство мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму.

Идея формирования правового государства существовала в России и в дооктябрьский период, и после Октября 1917 года. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Назовем некоторые из них.

• право в России никогда не имело необходимого условия ценности и само ценности,

• правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;

• гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархии, верховном правителе и т.д.;

• стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;

• протяженность границ, пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования;

• обесценение права и закона в ходе революции и гражданской войны;

• отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс;

• возвышение исполнительных органов над законодательными;

• возвеличивание карательных учреждений;

• культ вождя.

Для формирования правового государства необходимо, чтобы были учтены все революционные идеи правовой государственности, которые разрабатывались прогрессивными мыслителями, начиная от античности до наших дней: Платона, Аристотеля, Цицерона, Д.Локка, Т.Джефферсона, И.Канта, Г.Гегеля, А.Радищева, Н.Коркунова, П.Новгородцева, Н.Бердяева и др.

Основными чертами и признаками правового государства, как отмечалось выше, принято считать следующие:

• верховенство права и закона во всех сферах общественной жизни;

• связанность государства правом и законом, провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан;

• разделение властей в государстве;

• взаимная ответственность государства и личности;

• реальное обеспечение прав и свобод граждан и конституционная защита этих прав и свобод.

Для России это означает, что для реализации ст.1 Конституции РФ,которая

провозглашает нашу страну правовым государство, необходимо создать мощную материальную основу, высокий уровень общей и правовой культуры и активизировать все формы демократии.

В условиях ориентации на свободный рынок естественны деэтатизация социальной жизни, свертывание командных методов руководства и управления. В связи с созданием института президентской власти необходимо повышение авторитета и роли представительных органов , совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь.

Наши рекомендации