Нашъ Другъ помогаетъ нести твой тяжелый крестъ»
Въ жизни Царской семьи - по мнен\ю Вырубовой - Распутинъ игралъ такую же роль, какъ святой Iоаннъ Кронштадтск\й. «Они также вёрили ему, какъ отцу Iоанну Кронштадтскаму, страшно ему вёрили, и когда у нихъ горе было, когда, напримёръ, Наслёдникъ былъ болёнъ, обращались къ нему съ просьбой помолиться» (изъ протокола допроса А.А. Вырубовой).
Письма Царицы супругу наполнены глубочайшей вёрой въ Григор\я Распутина.
«Да, одни молитвы и беззавётная вёра въ Бож\ю милость, - пишетъ она, - даютъ человёку силу все переносить. И нашъ Другъ помогаетъ нести твой тяжелый крестъ и великую ответственность» (24 сентября 1914 г.).
«Нёт, слушай нашего Друга, вёрь ему, его сердцу дороги интересы Росс\и и твои. Богъ недаромъ его намъ послалъ, только мы должны обращать больше вниман\я на его слова - они не говорятся на вётеръ. Какъ важно для насъ имёть не только его молитвы, но и совёты!» (10 \юня 1915 г.).
«Ахъ, милый, я такъ горячо молю Бога, чтобъ Онъ просвётилъ тебя, что въ немъ наше спасен\е: не будь его здёсь, не знаю, что было бы съ нами. Онъ спасаетъ насъ своими молитвами, мудрыми совётами. Онъ « наша опора и помощь» (10 ноября 1916 г.).
И, наконецъ, незадолго до уб\йства Григор\я, 5 декабря 1916 года:
«Милый, вёрь мнё, тебё слёдует слушаться совётовъ нашего Друга. Онъ такъ горячо, денно и нощно, молится за тебя. Онъ охранялъ тебя тамъ, гдё ты былъ, только Онъ, - какъ я въ томъ глубоко убёждена... Страна, гдё Бож\й человёкъ помогаетъ Государю, никогда не погибаетъ. Это вёрно - только нужно слушаться, довёрять и спрашивать совёта - не думать, что Онъ чего-нибудь не знаетъ. Богъ все ему открываетъ. Вотъ почему люди, которые не постигаютъ его души, такъ возхищаются его умомъ, способнымъ все понять. И когда онъ благословляетъ какое-нибудь начинан\е, оно удается, и если онъ рекомендуетъ людей, то можно быть увёреннымъ, что они-хорош\е люди. Если же они впослёдств\и мёняются, то это уже не его вина - но Онъ меньше ошибается въ людяхъ, нежели мы: у Него - жизненный опытъ, благословенный Богомъ».
Мы не имёемъ моральнаго права комментировать эти слова, ибо еще такъ мало знаемъ миръ высшихъ чувствъ, которыми жила Царская семья. Спасен\е Росс\и «въ слёдован\и народнымъ традиц\ямъ, основамъ и идеаламъ» было отвергнуто большинствомъ образованнаго общества. Мозгъ нац\и былъ болёнъ недугомъ чужебёс\я, при которомъ отечественные цённости представлялись мракобёс\емъ и реакц\ей.
«Я твердо вёрю въ слова нашего Друга, - писала Царица супругу, - что слава твоего царствован\я впереди. Всяк\й разъ, когда ты, наперекоръ желан\ю кого бы то ни было, упорствуешь въ своемъ рёшен\и, мы видимъ его хорош\й результатъ». Сегодня кто-то можетъ усмёхнуться, прочитавъ эти слова, но если посмотрёть на истор\ю Росс\и съ болёе высокихъ позиц\й, то можно изтолковать слова Распутина и такъ: «Значен\е твоего царствован\я поймутъ въ будущемъ». А ведь такъ и есть. Пер\одъ правлен\я Николая Втораго характеризовался культурнымъ и экономическимъ разцвётомъ Росс\и. И только сегодня мы можемъ спокойно оцёнить высок\е достижен\я Росс\и. Это совсёмъ не противорёчитъ тёмъ катастрофическимъ событ\ямъ, которые послёдовали потомъ. Ядовитые плоды антирусской революц\и, созрёвш\е въ царствован\е Николая Втораго, начали вызрёвать задолго до него. И то, что они созрёли въ его правлен\е, - не его вина, а его бёда.
Царь и Царица часто обращаются къ Распутину за помощью и молитвой. Вотъ довольно характерная строчка изъ письма Царицы Царю: «Я просила Аню телеграфировать нашему Другу, что дёло обстоитъ очень серьезно и что мы просимъ его помолиться» (24 ноября 1914 г.).
Или: «Меня безпокоитъ твоя мысль о поёздкё въ Литву и Польшу, не рано ли ёдешь,- пишетъ Царица супругу,- ведь настроен\е такъ враждебно Росс\и... Я попрошу нашего Друга особенно за тебя помолиться, когда ты тамъ будешь» (6 апреля 1915г.).
«Нашъ Другъ благословляетъ твою поёздку»,- нерёдко пишетъ Царица Царю.
Дёло доходитъ до того, что Царица видитъ особые свойства въ вещахъ, принадлежащихъ Распутину, разсматриваетъ какъ своего рода святыню. «Благословляю и цёлую, мой дорогой, не забудь причесаться маленькой гребенкой», - говорила Царица супругу въ особо ответственные пер\оды. Гребенка эта была подарена Царю Распутинымъ. Или въ другомъ мёстё: «Не забудь передъ засёдан\емъ министровъ подержать въ рукё образокъ и нёсколько разъ разчесать волосы его гребнемъ» (15 сентября 1915 г.). Послё уб\йства Распутина Николай Второй носилъ его натёльный крестъ.
Царица старательно переписываетъ для Царя телеграммы отъ Распутина:
«Что васъ смущаетъ, не бойтесь, покровъ Матери Бож\ей надъ вами - ёздите во славу больницамъ, врачи пугаютъ, вёрьте» (6 сентября 1915 г.).
«Не ужасайтесь, хуже не будетъ, чёмъ было, вёра и знамя обласкаетъ насъ» (8 сентября 1915 г.).
«Не опоздайте въ изпытан\и прославитъ Господь своимъ явлен\емъ».
5.3. Распутина ненавидёли всё, кто мечталъ украсть власть у Помазанника Бож\его!
Распутинъ еще на первыхъ встречахъ съ дядей Царя Великимъ княземъ Николаемъ Николаевичемъ по тону разговоровъ, которые велись въ его окружен\и, понялъ, какой замыселъ онъ скрываетъ въ своей душё. Дёло въ томъ, что часть Дома Романовыхъ считала Николая Втораго слабымъ Царемъ, полагая, что укрёпить положен\е династ\и можетъ только отречен\е его отъ престола и возведен\е на него Великаго князя Николая Николаевича (Николая Большаго). Первоначально поднимался вопросъ о коронац\и Николая Николаевича на царствован\е въ Польшё или Галиц\и. Распутинъ пишетъ Царицё, опасается, что Царь пойдетъ на это. «Григор\й ревниво любитъ тебя, и для него невыносимо, чтобы Николай (Николаевичъ) игралъ какую-либо роль» (письмо отъ 20 сентября 1914 г.). Неоднократно Распутинъ напоминаетъ Царю объ этой опасности, усугубленной тёмъ, что назначенный верховнымъ главнокомандующимъ, Николай Николаевичъ сосредоточилъ въ своихъ рукахъ огромную власть, минуя Царя, сталъ приглашать въ свою ставку для отчета министровъ, требовать назначен\я на посты министровъ своихъ кандидатовъ. Въ этомъ намёрен\и Николая Николаевича поддерживаютъ не только нёкоторые представители Дома Романовыхъ, но и часть высшихъ чиновниковъ государственнаго аппарата и высшего духовенства. 10 сентября 1915 года царица пишетъ царю: «Когда въ эти три постныхъ дня читались молитвы за тебя, то передъ Казанскимъ соборомъ отъ синода было роздано 1000 портретовъ Николая Николаевича. Что это значитъ? Они замыслили совершенно иную игру. Нашъ Другъ вовремя разкрылъ ихъ карты и спасъ тебя тёмъ, что убёдилъ прогнать Н. (Николая Николаевича - О.П.) и принять на себя командован\е».
Смёщен\е Николая Николаевича съ поста верховнаго главнокомандующего было неожиданнымъ и спутало всё планы заговорщиковъ. Реакц\я министровъ на его отставку (они даже написали письмо царю съ просьбой измёнить свое рёшен\е) показала, насколько велико было вл\ян\е Николая Николаевича и насколько онъ былъ близокъ къ цёли въ 1914-1915 годахъ.
Незадолго до своей смерти Распутинъ говорилъ царицё, и это она передавала царю въ письмё отъ 8 декабря 1916 года. «Нашъ Другъ говоритъ, что пришла смута, которая должна была быть въ Росс\и во время или послё войны, и если нашъ (ты) не взялъ бы мёста Николая Николаевича, то летёлъ бы съ престола теперь».
Распутинъ безоговорочно не одобряетъ либеральную, масонскую струю, которую вносилъ въ Домъ Романовыхъ Велик\й князь Николай Михайловичъ, извёстный какъ историкъ. Въ разговорё съ царицей Распутинъ о немъ однажды сказалъ такъ: «Не проглянуло нигдё милости Бож\ей, ни въ одной чертё письма, а одно зло - какъ братъ Милюковъ, какъ всё братья зла... Человёкъ онъ ничтожный, добра-то онъ дёлаетъ, а милости Бож\ей и на дёлахъ нётъ, никто его не слушаетъ, а потомъ убёдись на немъ». Въ то время эти слова могли быть смело отнесены ко всему росс\йскаму либерализму.