Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Матфея 5:21—24
Показав ошибки, Иисус начал учить народ, как превзойти праведность книжников и фарисеев. Книжники и фарисеи считали, что убийца — грешник, и его нужно судить за сам факт убийства. Господь объясняет, что убийство — это конечный результат того, что происходило в сердце человека прежде преступления: человек гневался на брата, гнев перерастал в ненависть, выплескивался наружу злоречием, пока не достиг размеров злобной ненависти, способной убить. Поэтому можно сказать, что человек начал совершать убийство в тот момент, когда допустил в свое сердце семя гнева, злости. Поэтому Иисус и говорит: “...гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Матфея 5:22). Казалось бы, почему нельзя гневаться напрасно? Ведь ты только гневаешься, никого не трогаешь. Это внешне так кажется, но Иисус- то знает силу ярости и гнева и то, с какой скоростью разрастается это семя и какие плоды приносит.
Подумаем здраво: вряд ли человек, в сердце которого нет ненависти, будет думать о том, чтобы кому-то отомстить или убить кого-то. Рукой убийцы, как правило, движет именно ненависть. В отличие от книжников и фарисеев, Иисус видел корень греха — духовного недуга или плевела. Как плевел, выдернутый без корня, даст новые всходы, так и человек, если из его сердца полностью не искоренить зло, даст новые “выходы и плоды” — совершит новые преступления, новые убийства.
Иисус, Который есть Жизнь и Воскресение, Сын Бога Живого, видел как показную праведность фарисеев, так и глубинную природу их греха. Дар праведности иссушает в наших сердцах источники злости, обиды, непрощения, чтобы они впоследствии не усилились, не стали бурными потоками, движимыми силой ненависти, и не разрушили на своем пути судьбы и жизни людей, которые зачастую даже не подозревают, что провинились перед кем-то.
Итак, сначала гнев, затем заряженные гневом и ненавистью слова, пронзающие душу и сердце человека, унижающие его достоинство, после этого остается только одно — убить плоть.
“...кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной”.Сколько раз в день ваши соседи или знакомые, одноклассники или сотрудники говорят друг другу различные неприятные слова, выражая свои сомнения в умственных способностях друг друга? И как окружающие реагируют на это? Наверное, никак, — как и фарисеи с книжниками; а Иисус говорит: в огонь! Следовательно, всякая проблема, которую мы видим, всякое внешнее проявление зла, даже в малой “концентрации” — это уже плод каких-то внутренних греховных процессов, происходящих в духе человека. Праведность Божья так работает внутри нас, чтобы не только предотвратить появление плодов, но и уничтожить корень зла.
Вы слышали, что сказано древним: “не прелюбодействуй”.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем.
Матфея 5:27,28
И здесь Иисус тоже смотрит на сердце — Он знает, где начинается блуд и какие первые симптомы того, что человек встал на путь греха: он смотрит с вожделением, с похотью, грех проникает в сердце, и он уже грешит, хотя до физического акта еще, может быть, далеко. А люди — преданные жены, обманутые мужья, оскорбленные и угнетенные дети — понимают, что произошла “катастрофа”, когда грех уже был проявлен на физическом уровне.
Но Иисус спасает нас, помогает нам вовремя остановиться, Его принципы святости хранят нас от падения, уча распознавать проблему в зародыше. Конечно, можно наказать человека после того, как он уже совершил грех, - но в таком случае разрушение и потери неизбежны. Гораздо лучше предупредить человека и предотвратить зло. Очень важно наставлять детей, молодежь, учить новообращенных этому.
Не таитесь со своей праведностью
Грешник — это человек, который хочет самоутвердиться, достигнуть уважения в обществе, но его недостаток в том, что он не знает, как к этому прийти, потому он и впадает в разного рода заблуждения. Для того чтобы остановить грешника, христиане обязаны идти к нему с посланием праведности, то есть показать праведный путь.
Основной враг благочестивого образа жизни — плоть
Основной враг благочестивого образа жизни — плоть. Некоторые люди считают слова “плоть” и “тело” синонимами, — но это только отчасти так; чаще всего слово “плоть” употребляется Писанием в значении “совокупность плотских желаний”, “все противоположное духу верующего”. Плоть желает противного духу (а значит, Богу), поэтому нам каждый день нужно с ней бороться и побеждать.
Еще один важный момент, касающийся святости, — это серьезная ответственность за принятое решение не грешить. Если вы решили, например, не кричать или не курить, то вы обязаны устоять, что бы ни происходило вокруг, что бы кто ни говорил. Когда вас спрашивают, почему вы не пьете, не гуляете, — не прячьте своей праведности, отвечая: “Не твое дело”. Этим грубым ответом вы не поможете ни себе, ни другим. Не стесняйтесь Иисуса, и скажите правду: “Я не могу грешить ни против людей, ни против Бога. Он освободил меня, и я свободен от греха”. Так, уча других, вы утвердитесь в праведности сами и укажете путь избавления другим.
Я, например, понял: чтобы утвердиться в праведном образе жизни, кроме постоянной практики, нужно еще кого-то учить. Поэтому, когда у вас спрашивают о чем-то из этой области, вы получаете такую возможность утвердиться в праведном образе жизни. Будьте уверены в себе, потому что человек, который неуверен, рано или поздно изменит своим принципам и убеждениям. Люди любят уверенных личностей, которые знают, для чего они делают то, что делают, и к чему они идут. Бог нас призвал превзойти праведность фарисеев и книжников.
Пути святости
Святость — это не свод правил, не некий застывший в веках канон, — это путь к совершенству, путь уподобления образу совершенного, святого Господа (см.: Матфея 5:48), которым нам предстоит идти всю жизнь. Даже в праведном хождении мы не совершенны и должны постоянно осознавать свою зависимость от Бога.
Даже в праведном хождении мы не совершенны, и должны постоянно осознавать свою зависимость от Бога
Возможно, у вас уже получается не пить, не курить, не говорить плохих слов, не обманывать и тому подобное — однако это только первая ступенька на пути к совершенству: ведь вы всего лишь отбросили грубый мусор. Теперь вас ожидает щепетильный труд: чем чище и совершеннее вы будете становиться, тем зорче станет ваше сердце, и вы увидите огромное количество разного рода нюансов. Иными словами, совершенству нет предела, как, впрочем, беспределен и наш Бог.
Всегда помните, что вы не своими силами меняете себя, изменения — действие Божьей силы и Его благодати, Бог трудится “над вашим образом”. Научитесь замечать работу Бога в вас и воздавайте Ему славу, что поможет вам не возгордиться и не потерять Божью благодать. Просто осознавайте свою зависимость от Бога, от Духа Святого, пребывайте в Божьем Слове, храните себя по Слову Его.
В Библии написано, что Слово Божье есть истина, которая освящает нас (см.: Иоанна 17:17). Может быть, месяц назад вы узнали из Писания, чего вам не следует делать. Но месяц прошел, а мы, люди, склонны забывать, - именно поэтому Господь, зная нас, повелевает верующим пребывать в Слове, “поучаться в Нем день и ночь” (И. Навина 1:8).
Также мы должны постоянно ходить в церковь, потому что в Своем доме Господь накрывает столы с изысканной духовной пищей. Как физическое тело нуждается в регулярном питании, так и тело духовное, — причем не раз в неделю, а каждый день.
Следующее, что нам поможет устоять на пути святости, — очень простое правило, которое должно стать нашей привычкой на всю жизнь: убегать от всякого проявления зла. Не ждите, пока само зло появится (сам грех) и пустит корни, — ни в коем случае не дайте злу прорасти, потому что потом, вырывая корни, вы повредите почву (сердце). Поэтому как только вы услышите (почувствуете желание) еле уловимый “запах” зла- бегите прочь, не останавливаясь. Вот что об этом говорит Писание:
Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры...
Е Тимофею 2:22,23