Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Матфея 5:21—24

Показав ошибки, Иисус начал учить народ, как пре­взойти праведность книжников и фарисеев. Книжники и фарисеи считали, что убийца — грешник, и его нужно су­дить за сам факт убийства. Господь объясняет, что убий­ство — это конечный результат того, что происходило в сердце человека прежде преступления: человек гневался на брата, гнев перерастал в ненависть, выплескивался на­ружу злоречием, пока не достиг размеров злобной нена­висти, способной убить. Поэтому можно сказать, что че­ловек начал совершать убийство в тот момент, когда до­пустил в свое сердце семя гнева, злости. Поэтому Иисус и говорит: “...гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Матфея 5:22). Казалось бы, почему нельзя гневаться напрасно? Ведь ты только гневаешься, никого не трогаешь. Это внешне так кажется, но Иисус- то знает силу ярости и гнева и то, с какой скоростью раз­растается это семя и какие плоды приносит.

Подумаем здраво: вряд ли человек, в сердце которого нет ненависти, будет думать о том, чтобы кому-то отомстить или убить кого-то. Рукой убийцы, как правило, движет именно ненависть. В отличие от книжников и фарисеев, Иисус видел корень греха духовного недуга или плевела. Как плевел, выдернутый без корня, даст но­вые всходы, так и человек, если из его сердца полностью не искоренить зло, даст новые “выходы и плоды” — совер­шит новые преступления, новые убийства.

Иисус, Который есть Жизнь и Воскресение, Сын Бога Живого, видел как показную праведность фарисеев, так и глубинную природу их греха. Дар праведности иссушает в наших сердцах источники злости, обиды, непрощения, чтобы они впоследствии не усилились, не стали бурными потоками, движимыми силой ненависти, и не разрушили на своем пути судьбы и жизни людей, которые зачастую даже не подозревают, что провинились перед кем-то.

Итак, сначала гнев, затем заряженные гневом и нена­вистью слова, пронзающие душу и сердце человека, уни­жающие его достоинство, после этого остается только одно — убить плоть.

“...кто скажет: “безумный”, подлежит геенне ог­ненной”.Сколько раз в день ваши соседи или знакомые, одноклассники или сотрудники говорят друг другу раз­личные неприятные слова, выражая свои сомнения в ум­ственных способностях друг друга? И как окружающие реагируют на это? Наверное, никак, — как и фарисеи с книжниками; а Иисус говорит: в огонь! Следовательно, всякая проблема, которую мы видим, всякое внешнее проявление зла, даже в малой “концентрации” — это уже плод каких-то внутренних греховных процессов, происходящих в духе человека. Праведность Божья так работает внутри нас, чтобы не только предотвратить по­явление плодов, но и уничтожить корень зла.

Вы слышали, что сказано древним: “не пре­любодействуй”.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодей­ствует с нею в сердце своем.

Матфея 5:27,28

И здесь Иисус тоже смотрит на сердце — Он знает, где начинается блуд и какие первые симптомы того, что че­ловек встал на путь греха: он смотрит с вожделением, с похотью, грех проникает в сердце, и он уже грешит, хотя до физического акта еще, может быть, далеко. А люди — преданные жены, обманутые мужья, оскорбленные и угнетенные дети — понимают, что произошла “катастро­фа”, когда грех уже был проявлен на физическом уровне.

Но Иисус спасает нас, помогает нам вовремя остано­виться, Его принципы святости хранят нас от падения, уча распознавать проблему в зародыше. Конечно, можно наказать человека после того, как он уже совершил грех, - но в таком случае разрушение и потери неизбежны. Гораздо лучше предупредить человека и предотвратить зло. Очень важно наставлять детей, молодежь, учить новообращенных этому.

Не таитесь со своей праведностью

Грешник — это человек, который хочет самоутвер­диться, достигнуть уважения в обществе, но его недоста­ток в том, что он не знает, как к этому прийти, потому он и впадает в разного рода заблуждения. Для того чтобы остановить грешника, христиане обязаны идти к нему с посланием праведности, то есть показать праведный путь.

Основной враг благочестивого образа жизни — плоть

Основной враг благочестивого образа жизни — плоть. Некоторые люди считают слова “плоть” и “тело” синони­мами, — но это только отчасти так; чаще всего слово “плоть” употребляется Писанием в значении “совокуп­ность плотских желаний”, “все противоположное духу верующего”. Плоть желает противного духу (а значит, Богу), поэтому нам каждый день нужно с ней бороться и побеждать.

Еще один важный момент, касающийся святости, — это серьезная ответственность за принятое решение не грешить. Если вы решили, например, не кричать или не курить, то вы обязаны устоять, что бы ни происходило вокруг, что бы кто ни говорил. Когда вас спрашивают, по­чему вы не пьете, не гуляете, — не прячьте своей правед­ности, отвечая: “Не твое дело”. Этим грубым ответом вы не поможете ни себе, ни другим. Не стесняйтесь Иисуса, и скажите правду: “Я не могу грешить ни против людей, ни против Бога. Он освободил меня, и я свободен от гре­ха”. Так, уча других, вы утвердитесь в праведности сами и укажете путь избавления другим.

Я, например, понял: чтобы утвердиться в праведном образе жизни, кроме постоянной практики, нужно еще кого-то учить. Поэтому, когда у вас спрашивают о чем-то из этой области, вы получаете такую возможность утвер­диться в праведном образе жизни. Будьте уверены в себе, потому что человек, который неуверен, рано или поздно изменит своим принципам и убеждениям. Люди любят уверенных личностей, которые знают, для чего они дела­ют то, что делают, и к чему они идут. Бог нас призвал превзойти праведность фарисеев и книжников.

Пути святости

Святость — это не свод правил, не некий застывший в веках канон, — это путь к совершенству, путь уподоб­ления образу совершенного, святого Господа (см.: Мат­фея 5:48), которым нам предстоит идти всю жизнь. Даже в праведном хождении мы не совершенны и долж­ны постоянно осознавать свою зависимость от Бога.

Даже в праведном хождении мы не совершенны, и должны постоянно осознавать свою зависимость от Бога

Возможно, у вас уже получается не пить, не курить, не говорить плохих слов, не обманывать и тому подобное — однако это только первая ступенька на пути к совершен­ству: ведь вы всего лишь отбросили грубый мусор. Теперь вас ожидает щепетильный труд: чем чище и совершеннее вы будете становиться, тем зорче станет ваше сердце, и вы увидите огромное количество разного рода нюансов. Иными словами, совершенству нет предела, как, впро­чем, беспределен и наш Бог.

Всегда помните, что вы не своими силами меняете себя, изменения — действие Божьей силы и Его благодати, Бог трудится “над вашим образом”. Научитесь замечать ра­боту Бога в вас и воздавайте Ему славу, что поможет вам не возгордиться и не потерять Божью благодать. Просто осознавайте свою зависимость от Бога, от Духа Святого, пребывайте в Божьем Слове, храните себя по Слову Его.

В Библии написано, что Слово Божье есть истина, ко­торая освящает нас (см.: Иоанна 17:17). Может быть, месяц назад вы узнали из Писания, чего вам не следует делать. Но месяц прошел, а мы, люди, склонны забывать, - именно поэтому Господь, зная нас, повелевает верую­щим пребывать в Слове, “поучаться в Нем день и ночь” (И. Навина 1:8).

Также мы должны постоянно ходить в церковь, пото­му что в Своем доме Господь накрывает столы с изыскан­ной духовной пищей. Как физическое тело нуждается в регулярном питании, так и тело духовное, — причем не раз в неделю, а каждый день.

Следующее, что нам поможет устоять на пути святос­ти, — очень простое правило, которое должно стать на­шей привычкой на всю жизнь: убегать от всякого прояв­ления зла. Не ждите, пока само зло появится (сам грех) и пустит корни, — ни в коем случае не дайте злу прорасти, потому что потом, вырывая корни, вы повредите почву (сердце). Поэтому как только вы услышите (почувствуете желание) еле уловимый “запах” зла- бегите прочь, не останавливаясь. Вот что об этом говорит Писание:

Юношеских похотей убегай, а держись прав­ды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры...

Е Тимофею 2:22,23

Наши рекомендации