Политико-правовое учение Огюста Конта. ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особенности, коллективной»; «достаточно познать главные статические и динамические законы общественности, чтобы надлежащим образом систематизировать всю нашу общественную и частную жизнь, достигая улучшения нашей судьбы».
Знание законов, открытых социологией, по мнению Конта, послужит «руководством для полного преобразования Западной Европы».
Конт различал в социологии социальную статику и социальную динамику (табл. 14).
Таблица 14 Социология как социальная статика и социальная динамика
Социальная статика | Социальная динамика |
Использует метод наблюдения за социальным организмом | |
в статике | в динамике |
Изучает | |
социальную анатомию | социальную физиологию |
Обнаруживает законы | |
социального порядка | социального прогресса |
Выявляет солидарность | |
в пространстве | во времени |
Социальная статика, считал Конт, признает огромное значение семьи для существования социального организма. Семья — это союз, который обусловлен симпатическим инстинктом; школа социальной жизни, в которой индивид учится жить в гармонии с другими; «самое маленькое общество».
Конт отрицательно относился к разводу, который во Франции был установлен Гражданским кодексом в 1804 г.
Социальная статика, полагал Конт, рассматривает общество как более широкий союз, нежели семья.
Основой общества как «ассоциации» для Конта являются не только симпатические инстинкты, но прежде всего
282Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...
принцип кооперации, необходимость которого диктуется общественным разделением труда. Кооперация же требует единого правительства, искусственно поддерживающего солидарность общественного тела (социальный консенсус) против «фатальной склонности» к раздробленности идей, чувств и интересов. Поэтому, по мнению Конта, для поддержания порядка в социальном организме требуются две власти: светская, которая обладала бы материальными средствами воздействия, и духовная, которая бы обладала нравственными средствами воздействия. Общество для Конта — это всегда иерархия, где есть правители и управляемые.
Социальная динамика как часть социологии призвана обнаружить законы общественного развития. Конт сформулировал закон социального прогресса — закон трех стадий. Согласно этому закону умственное развитие человечества (по аналогии с умственным развитием индивида) проходит последовательно три этапа.
1. Теологический этап продолжался до 1300 г.
На этом этапе люди объясняли все события и действия, происходящие в мире, ссылками на духов, гномов, богов. Человечество вело военный быт. На этом же этапе произошло разделение властей на духовную и светскую. Конт полагал: «Разделение этих властей в Средние века составляет самый крупный шаг, который до сих пор сделала общая история социального порядка».
Носителями духовной власти выступали жрецы, священники и т.п.; носителями светской власти были военные вожди (Конт указывает на прогрессивный факт независимого осуществления своей власти католической церковью при папе Григории VII от императорской власти).
2. Метафизический этап продолжался с 1300 по 1800 г.
На это время на Западе приходятся Реформация, Просвещение и Революция, которые привели к изменению мышления людей. Мышление становится отвлеченным, формальным, а воображаемые духи, гномы и боги вытесняются понятием общих «сущностей», «первопричин» и т.п. В это время духовная власть в обществе принадлежит метафизикам и литераторам, вдохновленным такими отвлеченными понятиями, как «общественный договор»», естест-
_____ 19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта 283
пенные права» и т.п. Светскую власть в это время осуществляют законодатели.
3. На окончательном этапе — научном (позитивном) — постигаются фактические связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Человеческие общества становятся промышленными обществами. Большую роль начинает играть наука. Распространяются идеи социальности и альтруизма.
Конт предполагал, что светская власть отныне будет принадлежать «промышленникам», патрициату, а духовная — «ученым» и жрецам позитивистской церкви.
Проект будущего окончательного государственного строя- социократии. Конт полагал, что позитивная философия с ее главным достижением — социологией — должна стать основанием положительной политики. Конт разработал «План реорганизации социальной жизни» для промышленных обществ, реализация которого приведет к установлению социократии.
Социократия, считал Конт, не будет похожа на «анархическую республику», которую он не принимал, как он не принимал и конституционную монархию во Франции в период с 183Q по 1848 г. — «это тщетное эмпирическое подражание несовершенному политическому строю, преимущественно годному для Англии».
Социократия Конта — это «позитивистская республика», «западная республика», формула которой будет выглядеть следующим образом: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Это совершенное государство, которое будет служить всему обществу. Человечество объединится в 500 социократии, каждая размерами не более Бельгии и Голландии. Только в небольших социократиях, полагал Конт, можно достигнуть порядка и прогресса.
«Позитивистская республика» Конта предполагает существование западных индустриальных обществ, в которых есть класс капиталистов («концентрированная сила богатства»); класс пролетариата («рассеянная сила числа»). Эти классы должны соотноситься как 1: 33.
К мелкой буржуазии Конт относился отрицательно и желал ее исчезновения.
284 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___
Согласно одному из статических законов Конта общество основывается на солидарности людей. При социокра-тии эта солидарность будет обеспечена:
а) признанием каждого человека общественным суще
ством, выполняющим «социальные функции» (в социокра-
тии «каждый гражданин является государственным чинов
ником»);
б) заменой прав обязанностями, чтобы лучше подчи
нить личность общественности: «Слово «право» должно
быть изгнано из политического языка, как слово «случай»
из истинного философского языка»; «в позитивном строе,
не допускающем небесных полномочий, идея права без
возвратно исчезает. Каждый имеет обязанности и отно
сительно всех людей, но никто не имеет права в собст
венном смысле слова»; «единственное право, которым
каждый человек обладает, — это право выполнять свой
долг»;
в) признанием за частной собственностью социальной
значимости. Капиталист, полагал Конт, выполняет «необ
ходимую» социальную функцию, которая состоит в накоп
лении капитала и управлении им. Капиталистическая соб
ственность — это основа деятельности для следующего
поколения собственников: «Это нормальная оценка обла
гораживает владение собственностью, не ограничивая его
справедливой свободы и даже внушая к нему больше ува
жения».
Собственность, по Конту, заслуживает большого уважения, и поэтому институт наследования собственности не вызывает у него никаких сомнений.
Согласно другому статическому социологическому закону Конта, в обществе должно быть правительство, которое искусственно поддерживает солидарность людей. Правительство для Конта — это власть духовная («теоретическая власть», «философская власть») и власть светская («практическая власть») (табл. 15). Духовная власть согласно закону трех стадий общественного развития Конта при социократии должна принадлежать философам, ученым, жрецам позитивистской церкви, а светская власть — патрициату. Каждая из этих властей имеет свою компетенцию, но духовная власть, считал Конт, стоит выше власти светской.