Билет 7. государство как системообразующий субъект мо. Статусная стратификация государств
План ответа:
- является ли сегодня государство системообразующим субъектом мо (аргументы за и против)
- классификация государств по учебнику Лебедевой
- 2008 государство: новая стратификация государств по Лебедевой (Лебедева М. Такие разные государства // Приватизация мировая политики: локальные действия - глобальные результаты.- М.: МГИМО, 2008)и ряду зарубежных авторов
События начала 90-х годов ХХ века изменили коренным образом всю ситуацию в мире. После распада СССР закончился период биполярного противостояния двух сверхдержав, и связанное с ним блоковое деление мира, в особенности Европы. В неменьшей степени на ситуацию повлиял отказ России, правопреемницы СССР, от принципов конфронтации с Западом, который произошел еще в 1989г. Подобный переход по глубине изменений сравнивается некоторыми специалистами с периодом формирования самой Вестфальской миросистемы. Отмечается, что в 17 веке Европа была едина по культурно - цивилизационным параметрам, но раздробленна политически и в сфере права. Сейчас же мир в большей степени един в экономическом плане, но разделен на более чем 190 государств, которые крайне неоднородны по множеству показателей.
После того, как стало очевидно, что Ялтинско- Потсдамская система уходит в прошлое, ряд ученых начали говорить не только о «переходном возрасте современного мира», но и о завершении существования Вестфальской системы, о «распаде модели мира, основанной на суверенитете и суверенном равенстве» государств. Нельзя отрицать, что в начале 90-х годов было немало событий, которые в той или иной степени укладывались в такие новые, пост-вестфальские модели мироустройства, те государство больше не главный в мо: концепции «глобального сплочения», «глобального демократического консенсуса», «глобального управления». Все больше ученых отмечает, что государство неэффективно в ряде сфер- решение экологических проблем, обеспечение экономического роста и тд (Лебедева).
И тем не менее, государство остается системообразующим элементом мо. Согласно МВФ, события 11 сентября 2001 г. и последовавшие за ними действия США по искоренению терроризма еще раз доказали, что говорить о конце государственноцентристской модели мира преждевременно. Государство так и осталось основным игроком на глобальной политической арене. Более того, после распада СССР и Югославии, количество государств еще больше увеличилось, доказывая, что данное территориально- политическое образование все еще видится населением и властными структурами как наиболее адекватное и эффективное. Государство получает все новые рычаги контроля за гражданами (электронные средства) и нет такого актора, который мог бы взять на себя осуществление полномочий государств.
В то же время возросла дифференциация между различными группами государств. Так, стало возможным выделить кластеры «богатых» и «бедных» государств[4], разрыв в доходах между которыми увеличился, по статистике ООН, с 30:1 в 1960 г. до 74:1 в 1998г.[5] также они различаются по:
- политическому влиянию (постоянные члены СБ)
- военная мощь (наличие яо)
- в период холл войны часто делили на сверхдержавы (Ср, США), крупн государства (Фр, Канада) и малые. Также коммунисты, капиталисты и движение неприсоединения.
Новая стратиф государств
К середине - концу ХХ века появились мнения, что на смену нации- государства, возникшего после 1648 года пришла глобальная империя (гегемония и вездесущность США), [6] «государства постмодерна», а также государства рынка и космополитизма.
Однако в действительности внутри системы суверенных государств произошла стратификация на государства модерна, пре- модерна и пост- модерна по степени их суверенности, по сути, в глобальной системе суверенных государств выделились три группы стран, а вся миросистема разделилась на три блока - государства пост-модерна, модерна и премодерна.
К первой группе стран (т.е. к государствам пост- модерна) относится ЕС, в котором более двух десятков государств, а точнее 27 стран, пожертвовали частью своего суверенитета ради создания на всей территории союза некоего государства благоденствия, государства, которое живет по моральным максимам Канта. К более конкретным характеристикам относятся:
· Стирание граней между внешне и внутригосударственными делами
· Взаимоконтроль всех государств союза и взаимоинтегрированность во внутренних делах
· Отказ от применения силы для разрешения конфликтов
· Постоянное уменьшение значимости границ, одновременно с усилением транспарентности и взаимозависимости даже в таких сферах, как безопасность [7].
Таким образом, эти страны для обеспечения собственной безопасности и развития опираются на помощь извне, на поддержку и защиту других стран в рамках союзнических отношений или экономической кооперации. Эта кооперация происходит в значительной степени добровольно и взаимовыгодно, однако государство-реципиент добровольно отдает часть своего суверенитета другому государству, коалиции государств, международной организации.
Ко второй группе стран, к государствам модерна, относятся страны, самыми яркими примерами которых являются Россия, США, КНР, Индия и другие великие державы. Они в полном объеме пользуются классическими прерогативами суверена и обеспечивают свою «жизнедеятельность», безопасность и развитие без постороннего вмешательства, помощи и постоянного «оглядывания» на более влиятельные державы или международные организации. Свои отношения и политику они проводят, основываясь на рационализме и на принципе «raison d’état», впервые введенном Макиавелли. Видится, что именно они являются полноценными представительницами Вестфальской модели суверенитета и скорее всего от того, сохранят ли они данную модель суверенитета или начнут эволюционировать в государства пост - модерна или, в критической ситуации, в государства пре-модерна, и зависит будущий миропорядок.
К группе стран премодерна (failed states) относятся государства, которые либо находятся в гоббсовском состоянии войны « всех против всех», либо практически не имеют возможности эффективно осуществлять развитие и управление без помощи, вмешательства и давления извне. В то же время, эта помощь не всегда приводит к значительным позитивным изменениям, к укреплению их суверенитета, к приближению их к группе Вестфальских стран или стран модерна (эти государства остаются на до –Вестфальской ступени развития). Более того, они и после вмешательства остаются периферийными странами, государствами догоняющего развития, «чужаками». В качестве примеров можно нередко привести именно «новосозданные» государства, т.е. бывшие колонии и бывшие советско- югославские союзные республики.
+Гос-во - полит образ-ие, вкл в себя территорию, населяющих его людей, легитимное прав-во и признание др гос-ми. Гос-во явл-ся межд актором и основным субъектом МП. Внешн п-ка гос-в определ х-р МО эпохи и оказ влияние на степень свободы и уровень благосост-я индивида, на саму чел жизнь. Гос-во - универсальн форма полит организации чел общностей. Ф-ии гос-ва: поддерж-ие порядка и безоп-ти в рамках определ границами террит-ии, созд усл-ий для соц и экономич развит-я общ-ва, распредел-ие благ и услуг, удлетворение осн потр населения. Все гос-ва обладают суверенитетом и равны между собой. Гос-ва разл-ся по многим параметрам, в т ч полит влиянию, военной мощи, экон потенциалу, территории и т.п. Все более значимым становится эк фактор.> Всем Банк; МБРР выделяет три осн категории гос-в в завис-ти от ВВП на душу населения в год: с низким уровнем доходов; средним; высоким доходов + Продолжается процесс формирования новых государств (деколонизация + дезинтеграцией бывш социал стран (СССР, бывш Югославии, Чехословакии))+ сущ немало национальных образований, кот лишь стремятся получить статус государств.+ новые акторы: совр гос-во не может достаточно эффективно действовать в сфере охраны окруж среды, обеспечения эк роста и в др областях. Наряду с гос-вом этими вопросами активно начинают заниматься МПО и НПО, разл рода движения и т.п. В связи с этим говорится об утрате гос-вом ряда своих полномочий, ограничении понятия суверенитета и даже об исчезновении гос-ва как такового в том виде, в кот мы привыкли его видеть. + сущ и возражения относительно слабости и угрозы "исчезновения" гос-ва: т к сущ гос границы; кол-во государств становится не меньше, а больше; расширяются их функции в эк и соц сферах; наконец, нет такого актора, кот м б переданы властные полномочия гос-ва.
Изменения гос суверенитета:> 1)гос-ва вынуждены считаться, с одной стороны, с межд орг-циями и инстами (в рез-те происх огранич сувер-та "сверху"), с др - со своими же внутригос регионами, кот активно выходят на межд арену, развивая торг, культ и др отнош (ограничение суверенитета "снизу"). 2)вынуждены принимать во внимание нужды, интересы др участников междунарполит процессов ТНК, НПО.> Вслед за эрозией гос суверенитета оказываются размытыми нормы и принципы МП. На практике эти нормы и принципы все с большей очевидностью вступают в противоречие др с др (права наций на самоопределение, с одн стороны, и сохранение целостности гос-ва с др; принцип невмешат-ва во внутр дела и оказание гуманит помощи; соблюдение прав человека и силовое вмеш-во в конфликт с целью сохранения мира). Гос-во остается основн формой полит орг-ции соврем общества, гл актором на мировой аре не. Но одновременно оно изменяется и развивается, адаптируется к новым условиям и приспосабливает их к себе. Не исчезает, а лишь видоизменяется и наполнение понятия "госуд суверенитет".
++ Все гос-ва-нации равны, но некот равны больше, чем др (Рассет и Стар). Гос-ва разл по территории, населению, прир ресурсам, эконом потенциалу, соц стаб-ти, полит авторитету, вооруж, возрасту. Т е гос-ва не равны по мощи. Следствие - межд стратификация - фактич иерархия гос-в. 2 учения по стратиф-ции: интеракционизм (взаимодей-щие гос-ва рассм-ся в кач-ве автономных эл-тов стратиф-ной системы, полож в кот и объясн-ся их поведение) и структурализм (в 20 в гос-ва уже не явл автономными, а играют разн роль в общемир капиталистич системе, эта роль зависит от того, какое место они занимают: центр или периф). =>гос-ва обладают неравн возм-тями защитить свой суверенитет: сверхдержавы (способность к массовым разруш планетарного масштаба, облад и соверш-ие ЯО, способность оказывания влияния на усл сущ-ния всего человечества, невозм-ть потерпеть пораж от любого др гос-ва или их коалиции, если в такую коалицию не входит др сверхдержава), великие державы (оказ сущ-ное влияние на мировое развитие, но не господствуют в МО, стремятся играть мировую роль, но их реальн возм-ти огранич), средние державы (прочное влияние в своем ближайшем окруж), малые гос-ва (их влияние слабо, но обладают достат средствами для сохр-ия своей незав-ти и территор целостности), микрогос-ва (не способны защитить свой суверенитет собств силами).