Общество, человек, социальные отношения, стратификация общества, государство, культура, цивилизация

При подготовке первого вопроса следует учитывать, что социально-философская проблематика привлекала внимание мыслителей начиная с самых ранних стадий развития философского знания: еще в античности люди задумывались над тем, как возникает общество, каковы движущие силы его развития, каким должно быть совершенное общественное устройство. Платон и Аристотель, Локк и Гоббс, Гегель и Маркс, - все они так или иначе обращались к проблемам общественного характера. (Как менялось )

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. («стратификация»). (Когда появилась первая стратификация? Как менялась стратификация общества с учетом исторического процесса? Существует ли стратификация общества сегодня? Как она выражена? (на примере западных и восточных стран)

Литература:

Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302.). http://socioline.ru/pages/pitirim-sorokin-sotsialnaya-i-kulturnaya-mobilnost

Отвечая на второй вопрос, следует уяснить, что государство как социальный институт всегда выделялось среди других окружающих его институтов и организаций своей ключевой ролью в общественной системе, а также своими специфическими чертами. В широком смысле государство можно определить как властно-политически организованное общество, в более узком, специализированном, смысле – как особую организацию публичной власти, особый аппарат управления, выделенный из общества и с ним не совпадающий.

Характеризуя философское понимание государства, следует обратиться к античным его трактовкам (Платон, Аристотель), к новоевропейским концепциям происхождения государства (Просвещение, немецкая классическая философия), а также проанализировать современные подходы к интерпретации данного социального феномена.

Готовясь к третьему вопросу, следует учитывать многообразие подходов к пониманию культуры и большое количество определений данного понятия. Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, что означало первоначально «возделывание, обработку земли, уход за землей». Однако уже в античности это понятие наполнилось антропологическим содержанием и стало соотноситься с возделыванием души и ума человека. (Как изменялось понятие «культура» в разные исторические промежутки времени?)

Понятие «цивилизация» появилось еще в античности как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. В более поздние эпохи, вплоть до начала ХХ века, данный термин использовался в аналогичном смысле, то есть для характеристики высшей стадии социокультурного развития. Последнее представало в виде обобщенной схемы «дикость – варварство – цивилизация». В указанном значении цивилизацию иногда рассматривают как синоним развитой материальной культуры, базирующейся на технических средствах овладения природой.

Литература

Ф. Фукуяма Конец Истории http://www.ckp.ru/biblio/f/hist_ends.htm

О. Шпенглера «Закат Европы»

При презентации четвертого вопроса предоставляется возможность подготовить презентации по теме «Глобальные проблемы человечества». (на выбор)

При раскрытии темы, необходимо рассказать о сути проблемы, ее масштабах, а также возможности преодоления проблемы.

Семинарское занятие №2

«Проблема смысла человеческого существования»

Задание №1Студенты объединяются в мини-группы (2 человека) и проводят опрос среди родителей, друзей, однокурсников, знакомых, прохожих на улице «В чем заключается Ваш смысл жизни?». В проекте должно быть отображено мнение не менее 7 человек, разного возраста, социального статуса, пола и семейного положения. Проект оформляется в форме интервью и записывается на видео.

Защита. Защита работы проводится в форме презентации своего интервью (видео обзор ответов на вопросы). Студентам необходимо прокомментировать высказывания респондентов. Полученные данные необходимо отразить в таблице 1 и сделать вывод.

Таблица 1

№ п/п Имя (без фамилии/ псевдоним) Возраст пол Образование (высшее, средне-специальное, среднее, неоконченное высшее, кандидат/доктор наук) Профессия (место работы) Смысл жизни
           
           
           
           
           
           
           

Задание №2 Смысл жизни в философии

Подготовьте ответ на вопросы:

1. Проанализируйте основные тенденции в понимании проблемы смысла жизни (гедонизм, эвдемонизм, религиозное мышление, эгоизм, альтруизм, экзистенциализм)

2. Как менялось значение смысла жизни в разные исторические промежутки времени?

Литература

1. «Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1989.

2. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995. .

3. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М., 1994

Семинарское занятие №3

«Религия как форма общественного сознания»

Задание №1

Контрольная точка проводится в форме защиты проектов. Студенты заранее получают задание, и в соответствии с методическими рекомендациями, готовят выступление на выбранную тему. Проекты готовятся индивидуально.

Темы проектов

Ø Зарождение и распространение христианства

Ø Католицизм и протестантизм: сходство и различие

Ø Ислам, как одна из трех мировых религий

Ø Буддизм как мировая религия

Ø Взаимосвязь религий (на примере РФ)

Ø Русская православная церковь в ХХI веке

Ø «Новые» церкви и религиозные движения в России и мире в ХХI веке.

Ø Малые народы и малые религии

Ø Сектантство как социальный феномен (на примере действия 2-3 сект)

Ø Неохристианские исповедания (Церковь Унификации, Богородичный центр, Белое братство, церковь Виссариона).

Ø Неоориенталистские исповедания (Бахаи, Аум Сенрике, Междуна- родное собрание сознания Кришны, община гуру Раджниша Ошо, общество Трансцендентальной Медитации и др.)

Ø Деятельность Церкови Иисуса Христа святых последних дней

Ø Особенности вероучения и культа в зороастризме

Ø Свободная тема (анализ одного или нескольких религиозных направлений)

Защита проектов. Защита проектов проходит в форме презентации своей работы. В защите должны быть представлены основные тезисы проекта. Приветствуется наличие фото и видео ряда. Выступление группы рассчитано на 7-10 мин.

Литература:

1. Флиер А. Я. Мировые религии // Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

2.Тонконогов А. В Сектантство как социальный феномен (исследование в среде осуждённых к лишению свободы)URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=843

3. Мир религий. Новости мира религий. URL: http://www.religio.ru/news/index.html

Наши рекомендации