Государство как элемент политической системы.
Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе. Ранее для обозначения данного властного устройства использовались другие понятия: polis, res publica, civitas regnum, imperium, reich и др.
В целом, можно вычленить два основных подхода в понимании государства:
1. гоббсовское властное государство (К.Маркс и др.), которое есть, прежде всего, монополия аппарата на разрешение социальных конфликтов и применение легитимного насилия. В ХХ веке этот подход развивал М.Вебер и его последователи: “Принудительная политическая ассоциация может быть названа государством в той степени, в которой ее административный штаб успешно осуществляет монополию легитимного насилия”.
2. либеральное конституционное государство , ( Дж.Локк, И.Кант) его цель в ограничении, обуздании властного государства посредством правовой системы (конституционализма). Смотри дефиницию Г.Кельзена: “ государство есть относительно централизованный правопорядок
Таким образом, государство из простого инструмента власти-насилия (см. Гоббса) превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право (идея суверенитета права). Государство здесь выступает как особое юридическое лицо, субъект прав и обязанностей, во многих внутригосударственных отношениях и в международном общении.
С точки зрения И.Канта люди в условиях государственного существования постоянно сталкиваются с альтернативой: личная автономия или гетерономия (подчинение извне приходящим нормам). Автономии соответствует правовое государство, гетерономии - патерналистское. И.Кант противопоставляет модель правового государства, граждане которого “совершеннолетние” и ответственные личности, патерналистскому, где власть “отечески” заботится о благе подданных.
С точки зрения права необходимыми признаками государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ, государственная власть. В юридическом и политическом смысле понятие "государство", как правило, используется в узком смысле слова: как институт господства, как носитель государственной власти (права на легитимное принуждение). Государство противопоставляется обществу и выступает по отношению к нему как орудие руководства и управления.
От других политических институтов государство отличается: 1) Наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) Монополией на принудительную власть; 3) Правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества; 4) Суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) Монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета; 6) Организацией власти по территориальному признаку.
“Форма правления” - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, Основные формы правления:
Монархия(классическая): власть главы государства – монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, Разновидности монархии:
· Абсолютная: всевластие главы государства и отсутствие конституционного строя;
· Конституционная: ограничениеполномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя.
o Дуалистическая: полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти.
o Парламентарная (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция): власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении.
Республика. Формы республиканского правления:
· Президентская: особая роль президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует
· Парламентская: формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.
· Премьер-президентская:
1. президент избирается на прямых всеобщих выборах;
2. президент наделен широкими властными полномочиями;
3. одновременно с президентом существуют и выполняют функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.
· Президентско-парламентская:
1. наличие всенародно избранного президента;
2. президент назначает и смещает членов правительства;
3. члены правительства должны пользоваться доверием парламента;
4. президент имеет право распустить парламент.
Форма государственного устройства – это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.
Основных формы государственного устройства:
1. Унитарное–это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
2. Федеративное–это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований,.
3.Конфедерация более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств
28 . Национально государство в эпоху глобализации
Планы создания наднациональных институтов власти подразумевают, что для решения глобальных проблем необходима передача власти от правительств суверенных государств к наднациональным институтам и организациям как регионального, так и глобального масштаба. В отношении формирования самой глобальной системы институтов власти в мировом сообществе существует несколько точек зрения.
Приверженцы одной из них связывают перспективы мирового развития с международными организациями, способными оказывать решительное воздействие на кардинальные общечеловеческие вопросы и, в конечном счете, содействовать радикальному преобразованию современной цивилизации. Однако при таком подходе считается нецелесообразным в обозримом будущем ближайших десятилетий придавать наднациональным институтам: характер всемирных органов власти.
В основе данной позиции лежит признание необходимости модернизации ныне действующих международных организаций, и создания по их типу новых учреждений. Однако следует отметить, что не все специалисты в области политической глобалистики считают подобные меры достаточными. Некоторые из них выдвигают более радикальные проекты преобразования наднациональных институтов и рекомендуют наделить эти организации реальной властью и предоставить им возможности оказывать существенное влияние на мировую политику, "На том наивысшем уровне, которым является уровень мировых проблем, -пишет Я.Тинберген, - основной движущей силой задуманных изменений должны стать международные институты. ...Если же институты наделены значительной властью, то, приводя в систему находящиеся в их распоряжении средства, они формируют политику". *
Сторонники большей централизации власти в человеческом со
обществе выступают за создание всемирного парламента и всемирного
правительства. Они полагают, что обострение глобальных проблем и неспособность национальных государств и национальных правительств справится с ними ставят
на повестку дня вопрос о создании мирного правительства. Прежде
всего они четко противопоставляют и разделяют понятия "мировое
правительство" и "мировое государство". Первое, по их мнению, - это "грядущая реальность", второе - "утопия"
Что происходит сейчас?
Минусы глобализации
1.Наряду с традиционными субъектами международных отношений появляются новые действующие лица и структуры. В ряде случаев эти структуры способны перехватывать у государства выполнение социальных, военно-полицейских, арбитражных функций, и такой перехват может отвечать сиюминутным текущим интересам и логике процессов глобализа
2.Даже на своей собственной территории государство перестает быть единственным субъектом, которому дозволено осуществлять законное принуждение ради сохранения общественного порядка. Из его рук уходят регулирование прав человека, экологическая политика, финансовая регламентация.
3. ТНК (танс национальные корпорации) в периоды стабильности субъективно стремятся уменьшить роль национального государства
Доводы в защиту
Существует объективная потребность сохранения национального государства как центра консолидации и развития культуры, самобытных политико-правовых черт и поддержания национальной идентичности. В подавляющем большинстве стран именно государство продолжает оставаться несущей конструкцией национальной идентичности
29. Выборы в политике.
· Избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особому научному направлению - псефологии.
· В широком смысле это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов.
· В узком понимании избирательная система - это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами
Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан
- К главным функциям выборов можно отнести следующие:
- артикуляция интересов различных социальных групп;
- мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;
- легитимация структур власти;
- рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;
- политическая социализация и мобилизация граждан.
- Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить действительную волю народа. Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Системы, являющиеся лишь формально многопартийными, способны ограничить право выбора:
- правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, которые не могут составить конкуренцию для основного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;
- создается привилегированное положение отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;
- фальсификация итогов голосования;
- введение многообразных ограничений на выдвижение кандидатов.
Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер.
· Обязательность выборов
· Периодичность выборов
· Всеобщность избирательного права. Существуют цензы (Ценз оседлости,Ценз гражданства ,Ценз происхождения, Возрастной ценз, Имущественный ценз ,Ценз пола)
· Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов
· Равные права избирателей.
· Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов;
· Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования
Существует две базовых системы:
это мажоритарная (плюральная) ипропорциональная/
При мажоритарной (плюральной) системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией) голосов полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе
Согласно, так называемому, “закону Дюверже” мажоритарная система в один тур (система относительного большинства) способствует становлению дуалистической системы с чередованием независимых и стабильных партий у власти
Виды избирательных систем.