Жилищное право: общая характеристика 7 страница
2) Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины и заместитель Председателя Верховной Рады Украины избираются Верховной Радой из числа депутатов по представлению Председателя Верховной Рады. По поручению Председателя Верховной Рады они выполняют отдельные его функции. Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины ведет организационную работу по вопросам взаимодействия Верховной Рады с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Заместитель Председателя Верховной Рады Украины ведет организационную работу по вопросам взаимодействия Верховной Рады с органами судебной власти;
3) комитеты Верховной Рады Украины. Комитеты — это постоянно действующие органы, перечень которых утверждается Верховной Радой в соответствии с основными направлениями ее деятельности. Комитеты осуществляют законопроектную работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады. Председатели и состав комитетов избираются из числа депутатов, причем депутат имеет право состоять только в одном комитете;
4) временные специальные комиссии. Эти органы создаются Верховной Радой для подготовки и предварительного рассмотрения определенного вопроса, например, для доработки законопроекта. Ее состав избирается Верховной Радой и действует вплоть до выполнения поставленной задачи;
5) временные следственные комиссии. Они создаются Верховной Радой Украины для проведения расследования по вопросу, представляющему общественный интерес, если за создание такой комиссии проголосовало не менее трети конституционного состава Верховной Рады (150 депутатов).
Решения комитетов и комиссий Верховной Рады Украины носят рекомендательный характер.
Органами Верховной Рады со специальным статусом являются Счетная палата и Уполномоченный Верховной Рады по правам человека.
Счетная палата от имени Верховной Рады осуществляет контроль за использование средств Государственного бюджета Украины.
Уполномоченный Верховной Рады по правам человека осуществляет парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Украине.
Работу Верховной Рады Украины обеспечивает ее аппарат — Секретариат Верховной Рады Украины, Служба организационно-юридического и научного обеспечения, Пресс-служба, Управление делами Верховной Рады Украины и т.д.
6.7. РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
Регламент Верховной Рады Украины — особый нормативно-правовой акт, регулирующий работу парламента. 4Эн определяет:
1) порядок созыва и проведения сессий Верховной Рады;
2) порядок формирования органов Верховной Рады;
3) законодательную процедуру;
4) порядок осуществления контрольной деятельности;
5) процедуру отдельных видов деятельности Верховной Рады, ее органов и народных депутатов Украины. Верховная Рада Украины работает сессионно, иначе говоря, не постоянно. Первая сессия Верховной Рады нового созыва начинается не позднее чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов. Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. Длительность сессии определяется Верховной Радой.
Существует ряд оснований для внеочередных сессий Верховной Рады. Они созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее 150 народных депутатов или по требованию Президента Украины. В случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине Верховная Рада Украины собирается в двухдневный срок без созыва. Сессия в условиях военного или чрезвычайного положения продолжается до его отмены.
Сессии Верховной Рады состоят из пленарных заседаний и заседаний постоянных комитетов и временных комиссий. Обычно первая и третья недели месяца сессионного периода отводятся для пленарных заседаний Верховной Рады, вторая — для работы комитетов Верховной Рады, четвертая — для работы депутатов в избирательных округах.
Все решения принимаются исключительно на пленарных заседаниях Верховной Рады путем голосования. Законы, постановления и иные акты принимаются простым (абсолютным) большинством состава Верховной Рады (половина от конституционного состава плюс один голос). В некоторых случаях решения принимаются так называемым квалифицированным большинством. Например, законы о Большом Государственном Гербе и Государственном Гимне Украины должны быть приняты двумя третями от конституционного состава Верховной Рады. Решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента принимается не менее чем тремя четвертями от конституционного состава Верховной Рады.
Заседания Верховной Рады Украины проводятся открыто. Иначе говоря, в зале заседаний Верховной Рады может присутствовать пресса, телевидение. Возможна теле-и радиотрансляция заседаний Верховной Рады. Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины.
6.8. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ
Процесс создания, изменения и отмены законов называют законодательным процессом. В Украине он состоит из следующих стадий:
1) законодательная инициатива — внесение официального предложения об издании, изменении или отмене закона в Верховную Раду Украины. Таким правом обладает сравнительно узкий круг лиц: народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины;
2) разработка законопроекта. Она может быть поручена парламентским комитетам, временной специальной комиссии, министерствам, коллективам ученых-специалистов. Чаще всего первая и вторая стадии законодательного процесса совпадают, и тогда на рассмотрение Верховной Рады Украины вносится готовый законопроект;
3) предварительное обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотрению законопроект обсуждается в комитетах Верховной Рады. При этом для подготовки выводов определяется головной комитет, которому остальные подают свои результаты обсуждения законопроекта;
4) обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины (чтения законопроекта). В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта. Во втором чтении происходит постатейное обсуждение законопроекта. После обсуждения каждая статья законопроекта ставится на постатейное голосование. Третье чтение законопроекта является необязательным (факультативным) и проводится лишь тогда, когда необходимы редакционные правки и согласование законопроекта с другими нормативно-правовыми актами;
5) принятие закона (в результате второго или третьего чтения). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение про-втого большинства членов парламента (т.е. 50 % + 1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голо-вов парламентариев (квалифицированное большинство). Например, в Украине таким образом должен быть принят Закон о Государственном Гимне. Принятый закон подписывается Председателем Верховной Рады Украины;
6) подписание закона Президентом Украины. На эту стадию отводится строго определенный срок (15 дней). Президент Украины имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето). Если закон в неизмененном виде повторно принимается квалифицированным большинством голосов, то Президент обязан подписать его и передать для обнародования в официальные средства массовой информации;
7) обнародование закона. Текст закона публикуется в официальных печатных изданиях: газетах «Голос Украины» и «Урядовий кур'ер», журналах «Офіційний вісник України», «Відомості Верховної Ради України». Значение этой стадии состоит в том, что неопубликованные и, таким образом, не доведенные до сведения людей законы не применяются;
8) вступление закона в силу. В соответствии с Конституцией Украины, закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального обнародования, если иное не указано самим законом.
6.9. ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ (УСТАНАВЛИВАЮТСЯ) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЗАКОНАМИ УКРАИНЫ
Законодательство Украины представляет собою цельную систему, которая имеет внутреннее логическое строение. В зависимости от юридической силы (значимости) законы Украины расположены в определенном иерархическом порядке. На вершине законодательной пирамиды находится Конституция Украины — Основной закон государства и общества, которому должны соответствовать все нормативно-правовые акты государства. Ступенью ниже в иерархии законов находятся обычные (текущие) законы. В систему законодательства нашего государства включаются также международные договоры, не противоречащие Конституции Украины и ратифицированные Верховной Радой.
Согласно Конституции Украины законами осуществляется правовое регулирование важнейших общественных отношений. Ст.92 Конституции Украины гласит, что исключительно законами Украины определяются (устанавливаются):
1) правовой статус личности, права коренных народов и национальных меньшинств, в частности: права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина; гражданство, правосубъектность граждан, статус иностранцев и лиц без гражданства; основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения; основы регулирования демографических и миграционных процессов; основы создания и деятельности политических партий, иных объединений граждан, средств массовой информации; объявление амнистии;
2) правовое регулирование важнейших экономических отношений: основы использования природных ресурсов; организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи; правовой режим собственности; правовые основы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования; Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы:
3) обеспечение национальной безопасности и государственного суверенитета Украины: основы внешних сношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка; правовой режим государственной границы; правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации; порядок направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства; порядок допуска и условия пребывания Подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины;
4) организация и функционирование государственного аппарата: организация и порядок деятельности Верховной Рады Украины, статус народных депутатов Украины; организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики; судоустройство, судопроизводство, статус судей, основы судебной экспертизы, организация и деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, нотариата, органов и учреждений исполнения наказаний; организация и порядок проведения выборов и референдумов;
5) территориальное устройство и местное самоуправление: территориальное устройство Украины; основы местного самоуправления; статус столицы Украины; специальный статус других городов; порядок создания и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего;
6) вопросы, связанные с применением языков; единицы веса, меры и времени; государственные стандарты; порядок использования и защиты государственных символов; государственные награды; воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; государственные праздники;
7) установление основ юридической ответственности: основы гражданско-правовой ответственности; деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них.
6.10. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Правовой статус Президента определяется разделом V Конституции Украины. Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он — гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины не относится ни к одной из закрепленных Конституцией ветвей власти, что вполне согласуется с принципом разделения властей. Президент Украины исполняет интегрирующую функцию, то есть обеспечивает баланс и взаимодействие между органами государственной власти.
Президент Украины избирается гражданами сроком на пять лет. Полномочия Президента Украины начинаются с момента принесения им присяги на торжественном заседании Верховной Рады. Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины. Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае: отставки; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; смещения с поста в порядке импичмента; смерти.
Деятельность Президента Украины, не связанная с исполнением им своих полномочий, ограничивается. Он не вправе иметь иной представительский мандат, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью.
Полномочия Президента Украины затрагивают все ветви власти и функции государства, что объясняется его интегрирующей ролью в государственном аппарате:
1) в сфере обеспечения государственного суверенитета Украины. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;
2) в сфере внешней политики. Президент Украины представляет государство в международных отношениях. Конкретное проявление этой функции — руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведение переговоров, заключение международных договоров, решение вопроса о признании иностранных государств, назначение и освобождение глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей иностранных государства;
3) в сфере внутренней политики. Президент Украины Назначает всеукраинский референдум в отношении изменений Конституции, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе; создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти; подписывает законы, принятые
Верховной Радой Украины; имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Радой;
4) Президент Украины имеет широкие полномочия в деле формирования состава органов государственной власти. В частности, с согласия Верховной Рады Украины он назначает Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке; назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, председателей местных государственных администраций; назначает с согласия Верховной Рады Украины Генерального прокурора Украины и ряд других руководителей центральных органов государственной власти; назначает треть состава Конституционного Суда; осуществляет первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет;
5) в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине; осуществляет помилование;
6) кроме того, Президент Украины имеет ряд полномочий, традиционно относящихся к прерогативам главы государства, а именно: присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины; награждает государственными наградами; устанавливает президентские знаки отличия и награждает ими.
Решения, принятые Президентом Украины, оформляются подзаконными актами (указами и распоряжениями).
6.11. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Администрация Президента Украины — постоянно действующий орган, задачей которого является обеспечение осуществления конституционных полномочий Президента. Правовая основа ее деятельности — «Положение об Администрации Президента Украины» (утверждено Указом Президента Украины от 19 февраля 1997 г.).
Администрация Президента Украины не является органом государственной власти и не принимает самостоятельных решений. В ее состав входят: Глава Администрации Президента Украины и его заместители, Первый помощник Президента Украины, помощники, советники, научные консультанты, консультанты и референты Президента Украины, Постоянный представитель Президента Украины в Верховной Раде, Постоянный представитель Президента Украины в Конституционном Суде; управления, службы и некоторые другие структурные подразделения.
Основные задачи Администрации Президента Украины — организационное, правовое, консультативное, информационное, экспертно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Украины. Для выполнения поставленных перед ней задач Администрация вправе:
1) запрашивать и получать необходимые материалы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц; пользоваться банками данных других государственных органов;
2) использовать государственные системы связи и коммуникаций;
3) привлекать к выполнению отдельных заданий ученых, специалистов, государственных служащих (в том числе — на договорной основе);
4) по поручению Президента Украины ставить вопрос перед руководителями органов исполнительной власти и местного самоуправления об устранении выявленных нарушений законодательства;
5) давать поручения органам исполнительной власти (в пределах, определенных Президентом Украины).
6.12. СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ УКРАИНЫ
t Совет национальной безопасности и обороны Украины
это координационный орган по вопросам национальной 1пасности и обороны при Президенте Украины. Его правовой статус определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обода Украины» (5 марта 1998 г.).
Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины. В его состав входят по должности: Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы Безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. Иные члены Совета национальной безопасности и обороны назначаются Президентом Украины. Организацию работы и исполнения решений обеспечивает Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, назначаемый и увольняемый Президентом.
Совет национальной безопасности и обороны Украины имеет следующие функции:
1) внесение предложений Президенту Украины относительно реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны;
2) координация и осуществление контроля над деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время;
3) координация и осуществление контроля над деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и при возникновении кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины.
Решения Совета национальной безопасности и обороны Украины принимаются не менее чем двумя третями голосов его членов. Принятые решения вводятся в действие указами Президента Украины.
6.13. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
Кабинет Министров Украины — высший орган в системе органов исполнительной власти.
Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины. Конкретно это проявляется в том, что Верховная Рада принимает решение об одобрении Программы деятельности Кабинета Министров Украины, регулярно заслушивает отчет о ее выполнении. Верховная
Рада вправе рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия ему. Президент Украины назначает Премьер-министра Украины и принимает его отставку.
В состав Кабинета Министров Украины входят: Премьер-министр Украины; Первый вице-премьер-министр; три вице-премьер-министра; министры. Состав Кабинета Министров формируется Президентом Украины с участием Верховной Рады Украины. Так, Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Персональный состав Кабинета Министров Украины назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.
Полномочия Кабинета Министров Украины:
1) обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов .Президента Украины;
2) принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
3) проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
4) разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;
5) обеспечение равных условий развития всех форм собственности; управление объектами государственной собственности;
6) разработка проекта закона о Государственном бюджете Украины и исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины;
7) осуществление мер по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
8) организация и осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела;
9) руководство и координация работы министерств, Других органов исполнительной власти.
Юридической формой решений Кабинета Министров являются обязательные для исполнения постановления и распоряжения, которые подписывает Премьер-министр Украины.
6.14. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ
Исполнительная власть занимает особое место в системе органов государственной власти Украины:
1) органы исполнительной власти, в отличие от Верховной Рады Украины, действуют на постоянной основе, а не сессионно;
2) они практически реализуют цели и задачи внутренней и внешней политики, сформулированные Верховной Радой;
3) срок полномочий должностных лиц органов исполнительной власти прямо не определяется Конституцией Украины. Правительство (Кабинет Министров Украины) и главы местных государственных администраций слагают полномочия перед новоизбранным Президентом Украины;
4) все органы исполнительной власти в той или иной форме подконтрольны представительной власти (Президенту Украины, Верховной Раде Украины, органам местного самоуправления);
5) органы исполнительной власти составляют иерархическую вертикаль: Кабинет Министров Украины — министерства, ведомства, государственные комитеты — государственные администрации в областях, районах, городах Киеве и Севастополе.
Как уже отмечалось, высшим органом в системе органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины.
Следующим структурным звеном в иерархии исполнительных органов власти являются министерства, ведомства, государственные комитеты.
Министерства — это отраслевые органы управления. Их цель — организация государственного управления в наиболее важных сферах жизни общества (оборона, внутренние дела, внешние дела, юстиция и т.д.). Например, Министерство труда и социальной политики Украины реализует государственную политику в сфере занятости, социальной защиты населения, социального страхования, оплаты, нормирования и стимулирования труда, охраны и условий труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социально-трудовых отношений, трудовой миграции. Государственные комитеты и ведомства (агентства, бюро, комиссии) преимущественно осуществляют межотраслевое управление. Например, Государственный комитет статистики Украины обеспечивает создание и надлежащее функционирование общегосударственной системы экономико-статистической информации.
Министерства, ведомства, государственные комитеты создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом по представлению Премьер-министра Украины. Президент Украины назначает и освобождает от должности руководителей центральных органов исполнительной власти. Конкретные задачи и функции центральных органов исполнительной власти определяются подзаконными актами.
6.15. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. Функционирование местных органов исполнительной власти определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О местных государственных администрациях» (9 апреля 1999 г.).
Председатели местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Они ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. В частности, это проявляется в том, что решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законодательству Украины, могут быть отменены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.
Состав местных государственных администраций формируют их председатели. Местные государственные администрации также подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня.
Областной или районный совет вправе выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации. На основании резолюции недоверия Президент Украины принимает решение (об отставке главы администрации или продолжении его полномочий) и дает обоснованный ответ. Если же недоверие председателю государственной администрации выразили две трети депутатов соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации. Кроме того, полномочия председателя главы местной администрации могут быть прекращены по ряду других оснований, например, по собственной инициативе Президента Украины.
На соответствующей территории местные государственные администрации обеспечивают:
1) исполнение Конституции и законодательства Украины;
2) законность и правопорядок, соблюдение прав и свобод граждан;
3) выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, программ их национально-культурного развития коренных народов и национальных меньшинств;
4) подготовку и исполнение соответствующих областных и районных бюджетов;
5) отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ;
6) взаимодействие с органами местного самоуправления;
7) реализацию иных предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.
Полномочия местных государственных администраций конкретизированы Законом Украины «О местных государственных администрациях» (9 апреля 1999 г.). В частности, к ним отнесены: управление объектами государственной собственности; осуществление государственного контроля за сохранением и рациональным использованием государственного имущества, состоянием финансовой дисциплины, использованием и охраной природных ресурсов, охраной памятников истории и культуры, соблюдением различных стандартов, санитарных и ветеринарных правил, охраной труда и др.
Обширными являются также отраслевые полномочия этих органов государственной власти: в области социально-экономического развития, бюджета, финансов и т.д.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О местных государственных администрациях: Закон Украины от 9 апреля 1999 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1999. — № 20-21. — Ст.190.
О Совете национальной безопасности и обороны Украины: Закон Украины от 5 марта 1998 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1998. — № 35. — Ст.237.
О статусе народного депутата Украины: Закон Украины от 22 марта 2001 г.// Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 42. — Ст. 212.
Глава 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В УКРАИНЕ
7.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ
Судебная власть в Украине — разновидность и полноправная ветвь государственной власти. В частности, судебные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.