Органов государственного управления
(ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)
Порядок формирования органов государственного управления устанавливается различными нормативными правовыми актами: Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Совете Министров Республики Беларусь»
[4], Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь [6].
В связи с этим любой орган может быть образован только тем органом, которому предоставлено такое право.
Образование органа государственного управления требует решения ряда вопросов:
1) обоснования потребности, необходимости подобного органа;
2) определения названия (наименования) органа;
3) определения, кем он может быть создан;
4) определения его места в системе механизма государственного управления;
5) установления его компетентности;
6) установления его взаимоотношений с другими органами как по вертикали, так и по горизонтали;
7) определения источников финансирования;
8) определения и утверждения организационной структуры и штатного расписания;
9) определения территориального масштаба деятельности;
10) подбора и зачисления работников – государственных служащих.
По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает своё властное волеизъявление об образовании органа.
Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования.
Коллегиальные органы формируются, а единоначальные – образуются.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Совете Министров
Республики Беларусь» Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [4].
Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями в области образования и формирования органов государственного управления. Так, в соответствии со ст. 17 Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» Президент:
4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьерминистра Республики Беларусь;
7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей этих судов;
9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь [2].
Таким образом, по итогам третьей главы следует сделать следующие выводы:
1.По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает своё властное волеизъявление об образовании органа.
Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования следует сделать следующие выводы:
1. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.
Орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно- политического строительства.
2. В то же время органы государственного управления (исполнительной власти) обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов. Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнительной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности:
1) Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление.
2) Представляют собой субъекты исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами; в этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства.
3.Органы государственного управления функционируют на основании следующих принципов:
• принцип правомерности в деятельности органов государственного управления;
• принцип приоритета прав и законных интересов человека
(гражданина);
• принцип «прозрачности».
4.Функции исполнительной власти, а следовательно, и органов государственного управления включают в себя:
• основные — исполнительную и управленческую;
• вспомогательные — нормотворческую, юрисдикционную, контрольную, административно-надзорную.
5.Ученые выделяют различные виды органов государственного управления, однако самыми распространенными классификациями являются следующие:
1) По масштабу деятельности (республиканские (общегосударственные) и местные;
Республиканским органом государственного управления является Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь).
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года (до внесения в неё изменений и дополнений в 1996 и 2004 годах) этот орган назывался Кабинетом Министров по той причине, что главой исполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате, находилось при Президенте. Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.07.08 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь.
В систему механизма государственного управления входят также органы местного управления. В настоящее время Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" определяется правовой статус органов местного управления.
2) По характеру компетенции (общей, специальной, отраслевой, межотраслевой (функциональной), внутриотраслевой, хозяйственной, внутренней);
Например, к органам общей компетенции следует отнести Правительство Республики Беларусь, так как оно осуществляет руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 23.07.08 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров обладает широкими полномочиями в экономической сфере, в финансовой сфере, в области науки, образования, в области культуры, в сфере архивного дела, в области здравоохранения и т.д.
Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально созданные и уполномоченные выполнять определенные функции.
Например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 385 «О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния» к органам, регистрирующим акты гражданского состояния, относятся отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковые и сельские исполнительные и распорядительные органы, консульские учреждения, а также дипломатические представительства Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций.
Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов производят регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака в соответствии состатьей 351Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, изменяют, дополняют, исправляют записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, аннулируют и восстанавливают на основании решения суда записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, хранят записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, выдают повторные свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Министерство культуры).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360» основными задачами Минздрава являются: проведение единой государственной политики в области здравоохранения; организация оказания медицинской помощи населению Республики Беларусь; организация обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения и т.д.
Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов, Министерство экономики Республики Беларусь и др.).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» основными задачами Минфина являются: проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления; эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики; участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов, формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь; государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; государственное регулирование страховой деятельности, проведение государственной политики в области страховой деятельности, надзор и контроль за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь; государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности и т.д.
Органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции - это органы исполнительной власти, являющиеся структурными подразделениями соответствующих республиканских органов исполнительной власти, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри соответствующей отрасли государственного управления. Такие органы обычно именуются как департамент, главное правление, управление или отдел.
Например, Департамент охраны Министерства внутренних дел, Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, действующие в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь».
К органам хозяйственной компетенции следует отнести Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архитектуры и строительства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности.
3) По порядку образования (образуемые Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, местными исполкомами);
Например, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь» Президент Республики Беларусь образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте.
Также, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010
г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» типовая структура областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполкомов, местных администраций, а также численность работников исполнительных и распорядительных органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) по областям и городу Минску, в том числе численность работников структурных подразделений исполнительных и распорядительных органов, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
4) По порядку решения вопросов (коллегиальные, единоначальные). Так, например, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь. К единоначальным органам относятся министерства.
5) По источнику финансирования (финансируемые из гос. бюджета, местного бюджета, иных источников). Из средств республиканского бюджета финансируются республиканские органы власти. Например, Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь финансируется из средств республиканского бюджета и т.д.
6.По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает своё властное волеизъявление об образовании органа.
Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования.
Вложение А