Жилищное право: общая характеристика 1 страница
Состав правонарушения
Объект | Объективная сторона | Субъект | Субъективная сторона |
Охраняемые законом блага, ценности, интересы, общественные отношения | Противоправное деяние, его последствия, причинно-следственная связь между ними | Деликтоспособное лицо | Вина; мотив, цель |
2.25. ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Причины правонарушения — это внутренние и внешние факторы, побуждающие лицо к совершению правонарушения.
Причины правонарушений издавна, интересовали философов и юристов, но и сейчас они не имеют однозначного объяснения. Существует несколько теорий причин неправомерных видов поведения.
Теологическая теория (развитая, в основном, в христианстве) видит причину правонарушений в двойственности мира, который служит ареной борьбы Бога и дьявола. Бог и дьявол ведут спор из-за человека, за душу человека. Бог взывает к лучшему и светлому началу человеческой души, а дьявол искушает разнообразными соблазнами. Поддавшись дьяволу и оказавшись во власти одного или нескольких смертных грехов, человек становится на путь нарушения как божественных, так и человеческих законов.
Из данной теории следует, что единственный путь устранения правонарушений — это религиозное воспитание человека, покаяние тех, кто нарушил Божью заповедь.
Метафизическая теория (древнегреческие мыслители, немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр) утверждает, что причины правонарушений лежат за пределами человека и человеческого мира. Человеком руководят некие безличные силы (судьба, рок, мировая воля), преодолеть которые он не в силах. Причем эти сверхъестественные силы, как правило, либо дуалистичны, соединяя в себе и добро и зло, либо открыто враждебны добру. Так, Мировая Воля у Шопенгауэра выступает как слепая и злая сила, превращающая человека в подобие тигра или гиены. Лишь охранительная функция права и государства предотвращает самоуничтожение человечества.
Перспективы преодоления правонарушений с точки зрения данной теории весьма пессимистичны. Человечество должно примириться с несовершенством миропорядка и всего лишь попытаться уменьшить проявления зла.
Антропологические теории (итальянский криминалист XIX в. Чезаре Ломброзо, австрийский врач-психиатр XX в. Зигмунд Фрейд) объясняют причины правонарушений психофизиологическими качествами человека: наследственностью, комплексом неполноценности, душевной болезнью и психическими аномалиями. С точки зрения сторонников этого подхода к причинам правонарушений, правонарушения — это не столько юридическая проблема, сколько проблема психологии, психиатрии и медицины. Правонарушитель нуждается в лечении, психологической помощи, а наиболее опасным преступникам требуется изоляция от общества.
Социологические теории (социалист-утопист Томас Мор, юрист эпохи Просвещения Чезаре Беккариа, юристы социологического, в том числе — марксистского направления) видят причины правонарушений в разнообразных общественных явлениях. Так, Томас Мор полагал главной причиной правонарушений собственность. Беккариа считал причиной нарушения законов бедность, резкое имущественное неравенство, несправедливый характер правовых и государственных институтов. Марксисты считали правонарушения порождением классового общества. Современные сторонники социологического подхода выделяют несколько факторов-причин правонарушений: дегуманизация человека и общества в целом в результате научно-технической революции; нарастающий разрыв между бедностью большинства и роскошью меньшинства; межнациональные противоречия; разрушение традиционных общественных связей в результате урбанизации, миграционных процессов, экономической и профессиональной конкуренции.
Социологические теории правонарушений являются наиболее популярными и содержат наиболее реалистическую программу противодействия правонарушениям. Правонарушения всегда будут элементом общественной жизни, но их можно минимизировать, а то и предотвратить путем социальных и государственных мероприятий. Например, социальная политика государства, направленная на преодоление бедности, способствует уменьшению количества имущественных преступлений.
2.26. ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Юридическая ответственность является следствием правонарушения.
Юридическая ответственность — это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.
Меры государственного принуждения могут носить характер личных ограничений (например, лишение свободы, лишение права заниматься определенным видом деятельности), имущественных взысканий (конфискация имущества, обязанность возместить причиненный ущерб).
Юридическая ответственность — это правовое отношение между государством и правонарушителем, в силу которого государство имеет право предпринять по отношению к правонарушителю определенные меры воздействия, а правонарушитель обязан претерпеть установленные государством лишения личного и имущественного характера.
Единственным основанием юридической ответственности является совершение правонарушения, т. е. наличие в деянии правонарушителя состава правонарушения. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы, выступает в качестве ее реализации. Состав правонарушения — фактическое основание для юридической ответственности (юридический факт), а норма права — правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима.
Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:
— ее основанием является только правонарушение;
— она всегда связана с государственным принуждением;
— юридическая ответственность характеризуется лишениями для лица, совершившего правонарушение.
Цель юридической ответственности — формирование правомерного поведения не только лиц, совершивших правонарушение, но и всех иных членов общества.
Функции юридической ответственности:
1) охранительная — заключается в защите правопорядка. Юридическая ответственность представляет собой меру защиты личности, общества, государства от неправомерных социально опасных деяний. Правонарушитель обязан претерпеть определенные ограничения своих прав в качестве кары, наказания. В этом проявляется справедливость юридической ответственности;
2) правовосстановительная — заключается в восстановлении нарушенного права. Эта цель особенно характерна для гражданско-правовой ответственности. Она состоит в необходимости возместить убытки, возместить моральный вред, нанесенный пострадавшему лицу;
3) профилактическая — заключается в предупреждении совершения новых правонарушений (превенция). Юридическая ответственность призвана, с одной стороны, ограничить возможности правонарушителя совершить новое правонарушение, с другой — удержать от правонарушений других лиц;
4) воспитательная — формирует уважение к праву. Применение мер юридической ответственности должно способствовать исправлению и перевоспитанию правонарушителя. В его сознании и поведении должны сформироваться и закрепиться уважительное отношение к праву и закону, правам, свободам и законным интересам других лиц. Виды юридической ответственности:
1) уголовная — применяется только за совершение преступления. Это наиболее суровый вид ответственности, предполагающий самые жесткие ограничения личного и имущественного характера;
2) административная — применяется за совершение административного проступка. Налагаемые в данном случае взыскания личного и имущественного характера носят гораздо более мягкий характер;
3) гражданско-правовая — наступает за неисполнение договора, причинение имущественного вреда. Носит исключительно имущественный характер;
4) дисциплинарная — наступает за нарушение трудовой, служебной, учебной дисциплины и носит, как правило, личный характер (например, выговор). Если в результате дисциплинарного проступка нанесен имущественный ущерб, то применяется также материальная ответственность, которая состоит в обязанности возместить нанесенный ущерб.
Сравнительно новым видом юридической ответственности является конституционная, примерами которой являются импичмент президента, отставка правительства.
В системе международного права существуют различные виды международной юридической ответственности. Таковы, например, экономические санкции (запрет на торговлю, совместную экономическую деятельность) против государства — нарушителя норм международного права.
2.27. ПОНЯТИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА, ИХ ГАРАНТИИ
Законность является необходимым условием гармонического функционирования гражданского общества.
Законность — это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов всеми субъектами права. Другими словами законность можно определить как правовой режим, при котором деятельность всех государственных органов, юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
Основными принципами (требованиями) законности являются:
1) верховенство правового закона. Все законы страны должны соответствовать Конституции, а подзаконные акты — законам. Решения, принимаемые государственными органами и должностными лицами по конкретным делам, должны строго соответствовать законам и подзаконным актам;
2) всеобщность законности. Законы должны быть едиными для всего государства и доступными для всех граждан и должностных лиц. Все субъекты права подпадают под действие закона. Исключение кого-либо из-под действия закона недопустимо, какой бы благой целью это не оправдывалось;
3) равенство всех субъектов права перед законом. Требования закона и меры ответственности за его нарушение одинаковы для всех граждан и должностных лиц. Льготы и привилегии, предоставляемые отдельным категориям граждан, должны носить законный характер;
4) единство законности и целесообразности. Недопустимо нарушение закона под предлогом целесообразности (житейской, местной, корпоративной). Предполагается, что закон воплощает в себе высшую общественную целесообразность, то есть отвечает целям и задачам общества. В рамках закона следует избирать наиболее оптимальное (не наносящее вреда другим) решение;
5) неотвратимость ответственности за правонарушения. С одной стороны, осознание неизбежности наказания являются главным сдерживающим фактором для потенциальных правонарушителей. С другой, неуклонное привлечение к ответственности правонарушителей повышает роль закона в глазах общества, играет огромную воспитательную роль.
С законностью неразрывно связано понятие правопорядка. Если законность представляет собой процесс осуществления законов, то правопорядок — результат осуществления законности.
Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое складывается в условиях законности.
Важное значение в осуществлении законности и формировании правопорядка имеют их гарантии.
Гарантии законности и правопорядка — это средства, при помощи которых обеспечивается законность и правопорядок в обществе.
Гарантии делятся на общие и специальные. К общим относятся:
1) экономические гарантии — это, прежде всего, такое состояние экономики, которое позволяет большинству граждан удовлетворять свои потребности, не выходя за рамки закона;
2) политические гарантии законности включают реальность прав и свобод граждан, возможность участия в политической жизни и управлении общественными делами;
3) социальные гарантии означают наличие достаточно многочисленного среднего класса, эффективную борьбу с бедностью и безработицей, обеспечение социальной защиты населения;
4) духовные гарантии включают правовую информированность населения, высокий уровень правовой культуры общества.
Специальные — это юридические гарантии. Они включают:
1) систему действующего законодательства. Для того, чтобы потребовать от граждан исполнения законов, государство обязано обеспечить качество законодательства. Законы должны быть ясными, непротиворечивыми, соответствовать общепринятым международным стандартам в области прав человека и действующей Конституции;
2) деятельность конституционной юстиции, которая обеспечивает неукоснительное соблюдение Конституции при принятии законов, издании нормативно-правовых актов;
3) деятельность судебных органов. Суды обязаны определить справедливую меру наказания правонарушителю, обеспечить эффективное восстановление нарушенных прав, возмещение убытков, возникших в результате гражданско-правовых проступков;
4) деятельность правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Прокуратура, милиция и другие правоохранительные органы должны обеспечить профилактику, пресечение и раскрытие правонарушений. Государственные инспекции обязаны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законности в различных сферах общественной жизни.
РАЗДЕЛ II.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ УКРАИНЫ
3.1. ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ УКРАИНЫ И АКТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
Термин «суверенитет» возник в средневековье. Первоначально он означал полновластие крупного феодала (сеньора) на принадлежащей ему земле, независимость от внешней власти, в том числе и от короля. В Новое время средневековое понятие было наполнено иным содержанием. В зависимости от носителя этого свойства различают три вида суверенитета: государственный, народный, национальный.
Многогранность суверенитета Украины была закреплена Декларацией о государственном суверенитете Украины, принятой 16 июля 1990 г. Верховной Радой УССР. Декларация — это политическое заявление от имени государства, правительства, народа, партии или иных субъектов политической деятельности. В отличие от закона она содержит не правовые нормы, а самые общие, принципиальные положения по определенному вопросу.
Государственный суверенитет Украины — это верховенство государственной власти внутри государства и независимость ее во внешних сношениях.
Декларация о государственном суверенитете Украины закрепила следующие проявления (компоненты) государственного суверенитета:
1) верховенство Конституции и законов Республики на своей территории;
2) гражданство Украины;
3) неприкосновенность территории Украины;
4) экономическую самостоятельность Украины;
5) самостоятельность Украины в организации охраны природы и использования ее природных ресурсов;
6) самостоятельность в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации и всех национальностей, проживающих на ее территории;
7) право Украины на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной безопасности.
Следует учитывать, что в современном мире государственный суверенитет во всех его проявлениях не абсолютен. У любого государства, в том числе и у Украины, есть внешнеполитические связи и обязательства, которые в известной степени ограничивают его суверенитет. Признание верховенства международного права (особенно в области прав человека) также формирует определенные рамки суверенитета.
Народный суверенитет — это право народа определять конституционный строй своего государства, принимать участие в управлении государственными и общественными делами.
Сущность народного суверенитета закреплена II разделом Декларации о государственном суверенитете Украины, которая гласит: «Народ Украины является единственным источником власти в Республике. Полновластие народа Украины реализуется на основе Конституции Республики как непосредственно, так и через народных депутатов, избранных в Верховную Раду и местные Советы Украинской ССР».
Национальный суверенитет — это право нации определять свою судьбу.
Право наций на самоопределение предусмотрено Уставом ООН, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. Это право провозглашено I разделом Декларации о государственном суверенитете Украины.
Реализацией права на самоопределение украинской нации стал Акт провозглашения независимости Украины августа 1991 г. Он гласил:
«Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года,
продолжая тысячелетнюю традицию государственности в Украине,
исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины,
Верховная Рада Украинской Советской Социалистической Республики торжественно
ПРОВОЗГЛАШАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ
и создание самостоятельного украинского государства — УКРАИНЫ.
Территория Украины является неделимой и неприкосновенной.
Отныне на территории Украины имеют силу исключительно Конституция и законы Украины. Этот акт приобретает силу с момента его одобрения.
ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ».
Акт провозглашения независимости Украины был подтвержден всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 г. и стал основой для становления независимого Украинского государства.
3.2. ПРАВОПРЕЕМСТВО УКРАИНЫ
Правопреемство государства — это переход определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может быть универсальным или частичным. В последнем случае осуществляется переход отдельных прав и обязанностей. Вопрос о правопреемстве поднимается в случаях:
1) возникновения нового независимого государства в результате национально-освободительного движения (например, таким путем было создано государство Эритрея);
2) создания нескольких государств на территории предшественника этих государств (например, Чехия и Словакия на территории бывшей Чехословакии);
3) создания нового государства в результате объединения двух и более государств (например, объединение ФРГ и ГДР);
4) при территориальных изменениях (например, уступке территории).
Правопреемство государств относительно международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и государственного долга регулируется Венскими конвенциями 1978 и 1983 гг.
Провозглашение независимости Украины вызвало необходимость принятия Закона «О правопреемстве Украины» (12 сентября 1991 г.). Основные его положения:
1) с момента провозглашения независимости Украины высшим органом государственной власти Украины является Верховная Рада Украины;
2) законодательство УССР действует на территории Украины постольку, поскольку оно не противоречит законам независимого Украинского государства;
3) государственная граница СССР, отделяющая территорию Украины от иных государств по состоянию на 16 июля 1990 г., является государственной границей Украины;
4) Украина подтверждает свои обязательства по международным договорам, заключенным Украинской ССР до провозглашения независимости Украины;
5) Украина является правопреемником прав и обязанностей по международным договорам СССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам республики;
6) Украина дает согласие на обслуживание внешнего долга СССР по состоянию на 16 июля 1990 г.;
7) все граждане Союза ССР, которые на момент провозглашения независимости Украины постоянно проживали на ее территории, являются гражданами Украины. Украина гарантирует обеспечение прав и свобод человека каждому гражданину Украины в соответствии с международно-правовыми актами о правах человека.
3.3. КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Слово «конституция», как и многие другие юридические термины, пришло к нам из Древнего Рима. Так назывались указы римских императоров (constitutio — устанавливаю, утверждаю). В средневековой Европе конституциями называли разного рода нормативно-правовые акты, в частности постановления сеймов Речи Посполитой. Первые конституции в современном смысле этого слова были приняты в США (1787 г.), Польше и Франции (1791 г.).
Конституция — это основополагающий учредительный юридический акт страны. В современном мире конституция официально или неофициально рассматривается как основной закон государства и общества. В частности, преамбула Конституции Украины определяет ее как Основной Закон нашей страны. Конституция Украины закрепляет основные устои жизни общества, конституционный статус личности, правовую основу государства, главные характеристики государственного строя.
Конституция Украины была принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. Она состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи.
Структура Конституции Украины:
Раздел I. Общие положения.
Раздел П. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Раздел III. Выборы, референдум.
Раздел IV. Верховная Рада Украины.
Раздел V. Президент Украины.
Раздел VI. Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти.
Раздел VII. Прокуратура.
Раздел VIII. Правосудие.
Раздел IX. Территориальное устройство Украины.
Раздел X. Автономная Республика Крым.
Раздел XI. Местное самоуправление.
Раздел XII. Конституционный суд Украины.
Раздел XIII. Внесение изменений в Конституцию Украины.
Раздел XIV. Заключительные положения.
Раздел XV. Переходные положения (утратил силу в связи с выполнением).
Конституция Украины — это закон, но закон особый, обладающий только ему присущими признаками (юридическими свойствами):
1) верховенство в системе нормативно-правовых актов. Конституция Украины обладает особой наивысшей юридической силой. Все законы и подзаконные акты должны соответствовать ее положениям;
2) особый порядок принятия. Конституция Украины была принята квалифицированным большинством голосов Верховной Рады. За нее проголосовало 312 народных депутата (свыше 2/3 от конституционного состава Верховной Рады);
3) особая форма изложения правовых предписаний. Нормы Конституции Украины носят обобщенный характер. На основе практически каждой из статей Конституции может быть создан самостоятельный нормативно-правовой акт. Например, в целях конкретизации ст. 40 Конституции Украины, закрепляющей право петиций, принят Закон Украины «Об обращениях граждан»;
4) особый порядок внесения изменений. Изменения в Конституцию Украины вносятся в усложненном порядке. Законопроект о внесении изменений во все разделы Конституции Украины, кроме I, III, XIII, предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады, считается принятым, если на следующей очередной сессии за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады (двойной квотум). Законопроект о внесении изменении в разделы I, III, XIII должен быть принят не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады и утвержден всеукраинским референдумом. Усложненный порядок пересмотра Конституции Украины призван обеспечить ее повышенную стабильность;
5) особое содержание и особый предмет правового регулирования. Конституция Украины является не только нормативно-правовым, но и политическим документом. Она формулирует стратегические цели украинского общества, определяет основы политической системы Украины, регулирует отношения между гражданами и их объединениями, с одной стороны, и государством — с другой стороны;
6) особый характер защиты. Верховенство Конституции Украины в системе законодательства обеспечивается при помощи особого государственного органа — Конституционного Суда. Конституционный Суд вправе вынести решение о признании любого нормативно-правового акта противоречащим Конституции (неконституционным);
7) особый характер Конституции Украины как законодательного акта определяет и особый характер ее функций. Как и всем иным нормативно-правовым актам, Конституции Украины присущи регулятивная и охранительная функции.
Регулятивная функция Конституции Украины состоит в том, что она определяет основы отношений между гражданами и государством, между государственными органами, закрепляет основные права и обязанности человека и гражданина. Например, ст. 114 определяет порядок формирования Кабинета Министров и взаимодействие Верховной Рады и Президента Украины в решении этого вопроса.
Охранительная функция Конституции Украины состоит в том, что она защищает наиболее значимые социальные блага и ценности путем установления запретов определенных действий, содержит гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, ограничения деятельности государственных органов. Например, ст.27 гласит: «Никто не может быть произвольно лишен жизни». Данный запрет охраняет жизнь человека от противоправных посягательств.
Помимо этих специально-юридических функций, Конституция Украины обладает рядом только ей свойственных функций:
— учредительная функция. Конституция Украины дает начало современному украинскому государству, учреждает органы государственной власти, определяет их компетенцию; устанавливает основы системы права Украины;
— интегративная функция. Конституция Украины призвана объединить украинское общество вокруг провозглашенных и закрепленных ею идей, стать основой для социального согласия и взаимопонимания;
— идеологическая функция. Конституция Украины закрепляет идейные ценности, политические цели украинского общества и определяет средства их достижения.
Таким образом, Конституция Украины представляет собой правовую основу существования украинского общества и государства. Ее соблюдение и исполнение является конституционной обязанностью каждого человека и гражданина, государства и его органов.
3.4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ УКРАИНЫ, ЕГО ПРИНЦИПЫ
Конституционный строй — это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституцией. Иначе говоря, конституционный строй — это воплощение в жизнь предписаний конституции.
Принципы (фундаментальные основы) конституционного строя закреплены в разделе I Конституции Украины. К принципам конституционного строя Украины относят:
1) суверенность. Украина является независимым государством, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Власть Украинского государства распространяется на всю его территорию;
2) демократизм. Демократия — это правление, сформированное и действующее по воле народа. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления;
3) гуманизм. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, развитию всех коренных народов и национальных меньшинств;
4) социальность. Конституция провозглашает Украину социальным государством. Сущность данного принципа состоит в том, что государство оказывает помощь тем группам населения, которые не могут самостоятельно поддерживать достойный человека уровень существования: инвалиды, сироты, безработные и т.д.;
5) верховенство права. Сущность данного принципа состоит, во-первых, в признании приоритета права перед иными социальными нормами, во-вторых, в признании приоритета прав человека перед государством, в-третьих, в подчинении государства общепризнанным нормам международного права. Составным элементом принципа верховенства права является утверждение верховенства Конституции Украины в системе нормативно-правовых актов;
6) плюрализм. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Сущность данного принципа состоит в том, что, во-первых, в Украине могут существовать различные формы собственности и различные виды предпринимательства. Во-вторых, в Украине существует многопартийность. В-третьих, существует возможность разработки любых идей и теорий. Государство гарантирует равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свободу идеологического выбора и политической деятельности;
7) разделение властей. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти обязаны действовать в строгом соответствии с Конституцией и законами Украины;
8) республиканизм. Конституция закрепляет республиканскую форму правления в Украине, что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма;
9) унитаризм. Конституция закрепляет унитарную форму государственного устройства Украины;
10) разграничение государства и местного самоуправления. В Украине признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от государства решать вопросы местного значения.
Украинское государство защищает конституционный строй и обеспечивает его стабильность. Этот институт конституционного права имеет особый уровень защиты: внесение изменений в раздел I Конституции Украины возможно только в случае одобрения их всеукраинским референдумом.
В настоящее время Украина находится только в начале пути утверждения конституционного строя. Ведь конституционный строй не сводится к существованию демократической конституции, а становится реальностью только тогда, когда конституция соблюдается как гражданами, так и самим государством.