Жилищное право: общая характеристика 5 страница
8) право на безопасные и безвредные условия обучения и труда;
9) право на трудовую деятельность во внеурочное время. Таким правом могут воспользоваться учащиеся, достигшие 14 лет;
10) право пользоваться услугами учреждений охраны здоровья. В частности, общеобразовательные учебные заведения обязаны организовать ежегодный бесплатный медицинский осмотр учащихся, коррекцию состояния их здоровья;
11) право на защиту от любых форм эксплуатации, физического и психического насилия, от действий педагогических работников, которые нарушают права или унижают честь и достоинство.
Государство устанавливает дополнительные виды социального и материального обеспечения учащихся. В частности, они имеют право на льготный проезд в городском транспорте. В сельской местности учащиеся должны обеспечиваться бесплатным транспортом до места учебы и домой. Учащиеся из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, находятся на полном государственном обеспечении. Обязанности учащихся:
1) соблюдение законодательства Украины и норм морали;
2) систематическое овладение знаниями, практическими навыками, профессиональным мастерством, повышение общего культурного уровня;
3) соблюдение устава, правил внутреннего распорядка учреждения образования.
Права и обязанности учащихся неразрывно связаны между собой. Их реализация в образовательном процессе означает достижение целей, поставленных перед учреждениями образования.
4.27. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Группа экологических прав представляет собой права на безопасные для жизни и здоровья условия существования человека. Конституция Украины относит к числу экологических прав:
1) право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду. Безопасная для жизни и здоровья окружающая среда включает чистые воздух, воду, почву, сооружения и многое другое;
2) право на возмещение ущерба, нанесенного нарушением экологических прав индивида. Это право реализуется в судебном порядке, причем ответчиком по иску может выступать физическое или юридическое лицо, государство, орган местного самоуправления;
3) право на информацию о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта. Конституция Украины гарантирует свободный доступ к такой информации, свободу ее распространения. Информация о состоянии окружающей среды, как уже указывалось выше, не может быть засекречена.
4.28. ОХРАНА ДЕТСТВА В УКРАИНЕ
В соответствии с Конституцией Украины семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством.
Охрана детства — это система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение полноценной жизни, всестороннего воспитания, развития ребенка и защиты его прав. Охрана детства является стратегическим общенациональным приоритетом. Основы государственной политики в этой сфере определены Законом Украины «Об охране детства» (21 июня 2001 г.).
Все дети на территории Украины имеют равные права и свободы:
1) право на жизнь и охрану здоровья. Государство гарантирует каждому ребенку бесплатную медицинскую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, содействует созданию условий для здорового развития ребенка;
2) право на имя и гражданство;
3) право на достаточный жизненный уровень — материальные и нематериальные блага, необходимые для физического, интеллектуального, морального, культурного, духовного и социального развития ребенка;
4) право на свободное выражение мнения и получение информации. Это право имеет определенную специфику: информация, получаемая ребенком, должна соответствовать его возрасту;
5) право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации;
6) право на защиту от всех форм насилия. Насилием в отношении ребенка признаются не только физическое и психическое насилие, но и жестокое обращение, эксплуатация, сексуальные злоупотребления; вовлечение в преступную деятельность; привлечение к употреблению алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, попрошайничеству, проституции и др.;
7) право на воспитание в семье. В первую очередь семья обязана создать надлежащие условия для развития ребенка. Государство лишь оказывает семье помощь в воспитании ребенка. Ребенок, проживающий отдельно от родителей или одного из них, имеет право на общение с ними;
8) право на имущество;
9) право на жилье. Ребенок имеет право пользоваться жильем наравне с другими нанимателями или собственниками жилья. Государственные органы осуществляют контроль за соблюдением прав ребенка при продаже и покупке жилья;
10) право на образование. Государство гарантирует доступность и бесплатность образования в государственных и коммунальных учебных заведениях, предоставление стипендий и льгот учащимся и студентам (подробнее см. п.5.23);
11) право на труд. Допускается принятие на работу ребенка, достигшего 16 лет. При этом труд несовершеннолетних особо охраняется законом (подробнее см. п.16.10);
12) право на занятие предпринимательской деятельностью. Этим правом могут воспользоваться дети, достигшие 16 лет;
13) право на объединение в детские и молодежные организации (подробнее см. п.5.16).
Особое внимание уделяется защите детей, находящихся в неблагоприятных и экстремальных ситуациях: дети-сироты, беспризорные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы и т.д.
Государство обеспечивает содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Они передаются под опеку или попечение, на усыновление или воспитание в приемную семью или в государственные детские учреждения. В отношении беспризорных детей (брошенных родителями или ушедших из семьи) принимается решение о возвращении их в семью или передачу под опеку и попечительство.
Государство способствует созданию детям-инвалидам и детям с недостатками умственного или физического развития необходимых условий для полноценной жизни, в том числе — для получения образования. Дети, пострадавшие вследствие стихийного бедствия, техногенных аварий, катастроф, пораженные ВИЧ-инфекцией, больные другими неизлечимыми и тяжелыми болезнями, имеют первоочередное право на государственную помощь.
Государство принимает все возможные меры для обеспечения прав детей-беженцев. В частности, государство содействует поиску родителей или иных родственников ребенка-беженца, предоставляет ему материальную и медицинскую помощь. Государство принимает меры для борьбы с незаконным перемещением детей через границу, похищением, торговлей и контрабандой детьми.
Государство принимает меры для защиты прав детей, находящихся в конфликте с законом. В частности, задержание и арест несовершеннолетних применяется только как исключительная мера. Об этом немедленно должны быть оповещены родители ребенка и органы прокуратуры. Привлечение несовершеннолетних к юридической ответственности, применение к ним принудительных мер воспитательного характера осуществляется лишь судом.
4.29. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Конституционные обязанности — это установленные Конституцией Украины виды необходимого поведения лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Украины.
Одним из важных правовых принципов является единство прав и обязанностей. Поэтому наряду с разнообразными по характеру правами человека и гражданина Конституция Украины фиксирует ряд конституционных обязанностей. К ним относятся:
1) защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины. В соответствии с этим установлена также обязанность нести военную службу. Эта обязанность распространяется только на граждан Украины. Особым видом исполнения данной конституционной обязанности является альтернативная (невоенная) служба. Право на нее имеют граждане Украины, принадлежащие к действующим религиозным организациям, вероучение которых не допускает пользования оружием и службы в вооруженных силах;
2) уважение государственных символов Украины, а именно — Государственных Флага, Герба, Гимна;
3) охрана природы и культурного наследия. Каждый (т.е., гражданин Украины, иностранный гражданин или подданный, лицо без гражданства) обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки;
4) уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Эта обязанность включает также ежегодное предоставление в налоговую инспекцию по месту жительства декларации о своем имущественном положении и доходах за истекший год;
5) соблюдение и исполнение законодательства Украины. Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности;
6) получение полного среднего общего образования. Эта обязанность адресована каждому человеку;
7) взаимные обязанности родителей и детей. Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
4.30. ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Всеобщая воинская обязанность — это конституционно-правовая обязанность защищать независимость, суверенитет и территориальную целостность государства. Она является не только правовой, но и почетной моральной обязанностью граждан Украины (см. также ответ на предыдущий вопрос).
Порядок реализации этой обязанности установлен Законом Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 18 июня 1999 г.).
Всеобщая воинская обязанность устанавливается в целях комплектования Вооруженных Сил Украины и для подготовки населения к защите Отечества.
Всеобщая воинская обязанность включает:
· подготовку граждан к военной службе;
· приписку к призывным участкам;
· принятие и призыв на военную службу;
· прохождение по призыву или добровольно военной службы;
· исполнение воинской обязанности в запасе;
· соблюдение правил воинского учета.
В военное время всеобщая воинская обязанность включает также всеобщее обязательное военное обучение граждан.
В полном объеме всеобщая воинская обязанность распространяется на граждан Украины мужского пола, годных к прохождению военной службы по состоянию здоровья и возрасту. От воинской обязанности освобождаются мужчины в возрасте младше 16 и старше 60 лет.
Граждане женского пола, имеющие по специальности медицинскую подготовку или подготовку, родственную соответствующей военно-учетной специальности (например, инженер связи) и годные к прохождению военной службы по состоянию здоровья, берутся на воинский учет и являются военнообязанными. В военное время они могут быть призваны на военную службу. Кроме того, в мирное время женщины могут добровольно поступить на военную службу по контракту.
4.31. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СРОКИ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ
Военная служба — особая разновидность государственной службы, почетная обязанность гражданина Украины, связанная с исполнением всеобщей воинской обязанности и службой на конкурсно-контрактной основе в Вооруженных Силах Украины.
Виды военной службы:
1) срочная военная служба. Для солдат и сержантов ее срок составляет до 18 месяцев. Для матросов и старшин срок службы составляет до 24 месяцев. Для лиц, имеющих высшее образование (квалификационный уровень — специалист или магистр) срок службы установлен до 12 месяцев;
2) военная служба по контракту. Она, в свою очередь, имеет ряд разновидностей:
— военная служба по контракту солдат и матросов, сержантов и старшин. Срок данной службы — не менее 3 лет;
— военная служба по контракту прапорщиков и мичманов. Срок этого вида службы — не менее 5 лет;
— военная служба (учеба) по контракту курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений, а также высших учебных заведений, имеющих кафедры военной подготовки. Срок данной службы — от 3 до 5 лет;
— военная служба по контракту лиц офицерского состава. Сроки по первому контракту — от 5 до 10 лет;
3) военная служба лиц офицерского состава по призыву. В мирное время офицеры запаса в возрасте до 30 лет могут быть призваны для прохождения военной службы на должностях офицерского состава. Срок данной службы — не менее двух лет;
4) кадровая военная служба лиц офицерского состава, зачисленных в ВС Украины до введения военной службы по контракту.
Граждане, призванные или добровольно поступившие на военную службу, приносят Воинскую присягу на верность Украинскому народу.
4.32. ОТСРОЧКИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА НА СРОЧНУЮ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Закон предусматривает предоставление отсрочки от призыва на срочную военную службу при наличии следующих оснований:
1) по семейным обстоятельствам (нетрудоспособность родителей, наличие иных родственников, для которых призывник является единственным кормильцем, уход за инвалидом);
2) по состоянию здоровья. Предоставляется на один год призывникам, признанным временно непригодными к военной службе;
3) для продолжения обучения. Предоставляется призывникам, которые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях (но не старше 21 года), студентам дневного обучения (до окончания вуза), аспирантам. Отсрочка на этом основании предоставляется один раз. Отчисленные из вуза за неуспеваемость, нарушение дисциплины, по собственному желанию теряют право на отсрочку;
4) в связи с депутатской деятельностью. Предоставляется на период исполнения депутатских полномочий;
5) в связи с работой педагогическим или медицинским работником в сельской местности. Предоставляется на период работы в сельской местности при условии полной нагрузки на занимаемой должности.
Отсрочка также предоставляется:
1) призывникам, переселившимся из районов стихийного бедствия (не более чем на два года);
2) призывникам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство (не более чем на три года);
3) призывникам-священнослужителям на период исполнения должности священнослужителя.
Призывники, получившие отсрочку, обязаны ежегодно подавать в военные комиссариаты документы, подтверждающие их право на отсрочку от призыва на срочную военную службу.
От призыва на срочную военную службу в мирное время освобождаются граждане:
1) признанные по состоянию здоровья непригодными к военной службе в мирное время;
2) достигшие 25-летнего возраста ко дню отправки на срочную военную службу;
3) отец (мать), родной брат или сестра которых во время прохождения военной службы погибли или умерли либо стали инвалидами. Это основание для освобождения от срочной военной службы призывник может по своему желанию не использовать;
4) прошедшие военную службу в иных государствах;
5) окончившие курс обучения по программе подготовки офицерского состава или прапорщиков в вузах МВД Украины, СБУ и имеющие воинские или специальные звания.
4.33. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ (НЕВОЕННАЯ) СЛУЖБА
Альтернативная служба — государственная служба вне Вооруженных Сил или иных военных формирований, которая установлена вместо прохождения срочной военной службы с целью исполнения обязанностей перед обществом. Альтернативная (невоенная) служба является видом исполнения всеобщей воинской обязанности. Ее прохождение регламентируется Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 г.
Право на альтернативную службу имеют граждане, принадлежащие к действующим на основании закона религиозным организациям, вероучение которых не допускает использования оружия и службы в вооруженных силах. Перечень этих организаций утвержден постановлением Кабинета Министров Украины (1992 г.). В него входят адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, евангельские христиане-баптисты и др.
Срок альтернативной службы составляет 27 месяцев, а для лиц, имеющих полное высшее образование не ниже образовательно-квалификационного уровня специалиста — 18 месяцев. Граждане проходят ее на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения, здравоохранения и охраны окружающей природной среды, а также в сфере коммунального, сельского хозяйства. Их перечень определяется Кабинетом Министров Украины.
Для прохождения альтернативной службы гражданин подает заявление в комиссию по делам альтернативной службы по месту своего проживания. Заявление рассматривается комиссией в присутствии заявителя не позднее чем в двухмесячный срок. При наличии истинных религиозных убеждений у заявителя комиссия принимает позитивное решение и определяет место прохождения альтернативной службы.
На гражданина, проходящего альтернативную службу, распространяется действие трудового законодательства Украины. В частности, его отношения с собственником предприятия, учреждения, организации определяются трудовым договором. Гражданин обязан соблюдать трудовую дисциплину.
После увольнения с альтернативной службы гражданин обязан стать на учет в военном комиссариате и комиссии по делам альтернативной службы.
4.34. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это система условий, средств и способов, обеспечивающих их реализацию и охрану. Различают экономические, политические, идеологические и юридические гарантии.
Экономические гарантии — это наличие развитой экономики, способной удовлетворить основные материальные потребности конкретного человека и общества в целом. В современном демократическом государстве экономика носит смешанный характер (имеется государственный и частный сектор).
Политические гарантии — народовластие, многопартийность, гласность политической жизни, подконтрольность государственных органов гражданам и их объединениям.
Идеологические гарантии — общая, политическая и правовая культура общества, и в особенности должностных лиц государства.
К числу юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Украины, относятся:
1) право на судебную защиту. Каждый человек имеет право обжаловать в суде решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц. Если все национальные средства защиты прав использованы, но оказались безрезультатными, индивид имеет право обратиться в международные судебные учреждения и иные международные организации, членом или участником которых является Украина;
2) право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления нанесенного человеку материального и морального ущерба, если таковой причинен незаконными решениями государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц. В частности, государство возмещает ущерб, причиненный безосновательным осуждением;
3) право знать свои права и обязанности. Нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны в обязательном порядке доводиться до сведения населения. В противном случае невозможно требовать от граждан исполнения закона. Вот почему Конституция Украины содержит положение о том, что неопубликованный нормативно-правовой акт недействителен;
4) право на правовую помощь. Правовая помощь оказывается как государственными органами, так и негосударственными институтами, среди которых первое место принадлежит адвокатуре. В определенных законом случаях оказание такой помощи осуществляется бесплатно;
5) право не исполнять явно преступные распоряжения или приказы. Данная норма защищает разумную, волевую личность, способную объективно оценить полученный ею приказ или распоряжение и имеющую мужество отказаться от его выполнения;
6) презумпция невиновности. Лицо считается невиновным и не может быть подвергнуто наказанию, пока его вина не будет доказана. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность — напротив, бремя доказательства вины лежит на государстве. Все сомнения относительно доказанности вины истолковываются в пользу обвиняемого. Гуманизм данного конституционного положения можно выразить словами: «Лучше пусть будет оправдан виновный, чем осужден невинный»;
7) право не свидетельствовать против себя и своих близких. Данная конституционная норма является своеобразным продолжением презумпции невиновности. Она призвана устранить моральный конфликт между обязанностью лица говорить правду и долгом перед членами своей семьи, родными и близкими.
Важное гарантирующее значение имеет положение Конституции Украины о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Отдельные ограничения допускаются только в случае военного или чрезвычайного положения. Причем такие фундаментальные права, как равенство перед законом, право на жизнь, на уважение человеческого достоинства и другие не могут быть ограничены ни в коем случае.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. // Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О свободе совести и религиозных организациях: Закон Украины от 23 апреля 1991 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1991. — № 25. — Ст.283.
Об объединениях граждан: Закон Украины от 16 июня 1992 г.// Відомоста Верховної Ради України. — 1992. — № 34. — Ст.504.
Об информации: Закон Украины от 2 октября 1992 г.// Відомоста Верховної Ради України— 1992. — № 48. — Ст.651.
О государственной тайне: Закон Украины от 21 января 1994 г.// Відомоста Верховної Ради України. — 1994. — № 16. — Ст.93.
О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины: Закон Украины от 21 января 1994 г.// Відомоста Верховної Ради України. — 1994. — № 18. — Ст.101.
О внесении изменений и дополнений в Закон УССР «Об образовании»: Закон Украины от 23 марта 1996 г.// Відомоста Верховної Ради України. — 1996. — № 21. — Ст.84.
Об общем среднем образовании: Закон Украины от 13 мая 1999 г. // Відомості Верховної Ради України. — 1999. — № 28. — Ст.230.
О внесении изменений в Закон Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»: Закон Украины от 18 июня 1999 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1999. — № 33. — Ст.270.
О гражданстве Украины: Закон Украины от 18 января 2001 г. // Відомості Верховної Ради України— 2001. — № 13. — Ст.65.
О политических партиях в Украине: Закон Украины от 6 апреля 2001 г.// Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 23. — Ст.118.
Об охране детства: Закон Украины от 21 июня 2001 г.// Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 36. — Ст.142.
О высшем образовании: Закон Украины от 17 января 2002 г. // В1домост1 Відомості Верховної Ради України. — 2002. — № 20. — Ст.134.
Глава 5.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ И
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
В УКРАИНЕ
5.1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
НАРОДНОГО СУВЕРЕНИТЕТА. ПОНЯТИЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ
ДЕМОКРАТИИ
Сущность народного суверенитета закреплена ст. 5 Конституции Украины, которая гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Народ Украины обладает исключительным правом определять и изменять конституционный строй. Например, такие важнейшие характеристики Украинского государства как форма правления и форма государственного устройства могут быть изменены только в результате всеукраинского референдума.
Народный суверенитет осуществляется в таких формах:
1) посредством негосударственной власти. Таким "видом власти является местное самоуправление;
2) посредством государственной власти. Государственная власть реализуется народом непосредственно (выборы, референдум) и через представительные органы государственной власти.
Демократия — древнегреческое слово, которое обычно переводится как «правление народа». Таким образом, демократия и народный суверенитет сходные, практически равнозначные понятия. В современном смысле слова демократия — это одновременно система и процесс коллективного управления обществом.
Различают непосредственную и представительную демократию.
Непосредственная демократия — это прямое (без каких-либо органов-посредников) участие граждан в управлении общественными и государственными делами. Конституция Украины закрепила в качестве основных форм непосредственной демократии выборы и референдум, не исключая при этом и иные формы. Например, в деятельности местного самоуправления возможны собрания и сходы граждан.
Выборы — это процесс формирования состава представительного органа или замещения должности путем голосования.
В Украине существуют следующие виды выборов:
1) выборы народных депутатов Украины;
2) выборы Президента Украины;
3) выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
4) выборы депутатов местных советов;
5) выборы сельских, поселковых и городских голов. Порядок проведения выборов определяется Конституцией и законами Украины.
Представительная демократия — это решение общественных и государственных вопросов выборными представителями граждан. Органы представительной демократии в Украине:
1) Верховная Рада Украины;
2) Президент Украины;
3) Верховная Рада Автономной Республики Крым;
4) органы местного самоуправления.
Как и в других странах, в Украине представительные органы государственной власти и местного самоуправления решают подавляющее большинство вопросов общегосударственного и местного значения. Ведь принимать законы, иные решения при помощи референдума технически сложно и накладно для государственного бюджета.
5.2. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА, ВЫБОРОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Избирательное право в объективном смысле — институт конституционного права Украины, регулирующий отношения, связанные с формированием представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Нормы избирательного права закреплены III разделом Конституции Украины, а также Законами Украины «О выборах народных депутатов Украины» (18 октября 2001 г.),
«О выборах Президента Украины» (5 марта 1999 г.), «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (14 января 1998 г.).
Избирательное право в субъективном смысле — право гражданина Украины избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право избирать называют активным, а право быть избранным — пассивным избирательным правом.
Выборы — это процесс формирования состава представительного органа или замещения должности путем голосования.
В Украине существуют следующие виды выборов: 1) выборы народных депутатов Украины;
2) выборы Президента Украины;
3) выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
4) выборы депутатов местных советов;
5) выборы сельских, поселковых и городских голов. Избирательная система — это способ распределения
депутатских мандатов1 в зависимости от результатов голосования.
5.3. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА УКРАИНЫ
Принципы избирательного права — основные начала, на которых базируется избирательное право Украины. К ним относятся:
1) принцип свободы выборов. Избиратель сам решает, участвовать или не участвовать в голосовании. Никто не может быть принужден к участию в голосовании или отказу от него. Никто не может быть принужден стать кандидатом на должность или отказаться от этого. Иначе говоря, исключается давление на волеизъявление избирателя или кандидата на избираемую должность;
2) принцип всеобщности. Правом голоса (активным избирательным правом) обладают все достигшие 18-ти лет граждане Украины, за исключением лиц, признанных недееспособными. Для пассивного избирательного права
требуется более высокий возрастной ценз и некоторые иные качества. Например, кандидат в народные депутаты Украины должен достичь 21 года, постоянно проживать в Украине в течение последних пяти лет, быть несудимым;
3) принцип равенства. Каждый избиратель имеет равное со всеми количество голосов. Например, на очередных выборах народных депутатов Украины каждый избиратель обладает двумя голосами: один из них он подает за кандидата в депутаты по одномандатному округу, другой — за избирательный список партии или избирательного блока. На выборах Президента Украины каждый избиратель обладает одним голосом;
4) принцип прямых выборов. Между избирателем и избираемым им кандидатом нет никаких промежуточных структур (коллегии выборщиков). Избиратель непосредственно голосует за избранного им кандидата;
5) принцип тайной подачи голосов. Суть его состоит в том, что исключается контроль за волеизъявлением избирателей. На каждом избирательном участке оборудуются кабины для тайного заполнения избирательных бюллетеней.
5.4. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ
В мире существует три вида избирательных систем:
1) мажоритарная система. В соответствии с этой системой создаются территориальные избирательные округа, в каждом из которых все мандаты получает тот (кандидат, партийный список), кто собрал наибольшее количество голосов избирателей. Есть три разновидности мажоритарной системы.
Согласно мажоритарной системе квалифицированного большинства кандидат или партийный список для своего избрания должны получить две трети голосов избирателей.