К принципам судебного процесса можно отнести

1) разрешение дел на основе права. Судья должен выносить решения по делу, руководствуясь только источниками права. Даже если требования к источникам права расходятся с целесообразностью.

2) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел. коллегиальность выражается в нескольких формах: 1) рассмотрение дел несколькими судьями; 2) судьей и народным заседателем. действующее ЗД предусматривает единоличное рассмотрение большинства судебных дел.

3) обязательность судебных постановлений – правовых актов суда, в которых разрешается дело или иные вопросы судебной деятельности. Судебными постановлениями являются:

-приговоры по У делам

-решения по Г и Х делам

-заключения по конституционным делам

3. Судебная система в Республике Беларусь. Суды общей юрисдикции, хозяйственные суды.

А) общие суды. Рассматривают самое большое число Ю споров и являются самыми многочисленными из судебных органов. Состоит их верховного суда, областных и Минского городского суда, районных и городских судов. Система общих судов не обязательно должна соответствовать АТД.

Б) хозяйственные суды. Специализированные суды, которые в отличие от общих судов, созданы для рассмотрения строго определенных категорий дел. Это дела, связанные со спорами субъектов хозяйствования. Состоит из ВХС, областных и Минского городского суда.

В) Конституционный суд. Один. Рассматривает споры между ВГО и иными ГО по поводу принятия НПА

Нижестоящие суды (районные) не находятся в подчинении у вышестоящих. Вышестоящие суды могут пересмотреть решения нижестоящих, но не вправе давать им указания, как разрешить конкретное дело. В этой связи судебная система в отличие от системы ИСПВ является централизованной и характеризуется значительно меньшей степенью единства. Различные элементы судебной системы не вправе отменять решения друг друга.

4. Правовой статус судьи и гарантии его деятельности в Республике Беларусь.

Судьи являются непосредственными носителями судебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом. Содержание правового статуса осуществляется составом следующих элементов:

1) совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судебных полномочий

2) гарантии независимого осуществления судьями судебной деятельности

3) ответственность судей

Под статусом судьи понимаются права и социальное положение судей как представителей госорганов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты как единство статуса и независимости судей. Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями, но это не исключает наличие особенностей статуса отдельных категорий судей. Судьи занимают государственные должности и на них распространяется действие закона «о госслужбе». Судьи военных судов и военной коллегии верховного суда являются военнослужащими, проходящими военную службу.

Независимость судей является основной чертой статуса судей, она обеспечивает совокупность установленных законом гарантий:

1) политическая нейтральность судей, запрет осуществлять иную оплачиваемую деятельность

2) несменяемость судей (это означает, что они не могут быть переведены на другую должность или в другой суд без их личного согласия, и полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным кодексом)

3) неприкосновенность судей (она распространяется на его жилище, судебное помещение, транспорт и средство связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы. Судья и народные заседатели не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия, суждении или приятии решения, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.)

4) материальное и социальное обеспечение судей, правовая защита судей (вопросы материального и социального обеспечения, их правовая защита регулируются кодексом "о судоустройстве и статусе судей" и законом «о госслужбе». Выплаченное судье денежное пособие должно гарантировать условия независимости исполнения им служебных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. Помимо денежного пособия судьи:

1) обеспечиваются служебными жилыми помещениями и бесплатной форменной одеждой

2) право на внеочередную установку телефона

3) имеют право на трудовой отпуск и пенсионное обеспечение

4) вправе хранить, носить и применять огнестрельное оружие и боеприпасы к нему

5) жизнь и здоровье судей подлежат государственному обязательному личному страхованию

6) судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождение воинских сборов)

5. Понятие, значение и формы конституционного контроля

Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности.

Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.

Существуют предварительный контроль, который осуществляется до вступления в силу закона, и последующий (в отношении действующих законов).

Предварительный контроль предполагает проверку конституционности закона на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия, частично Франция). Точнее говоря в этом случае речь идет о проверки конституционности законопроектов. После санкционирования законов и их промульгации они не могут быть подвергнуты проверке на конституционность. В том случае, если возникает потребность в принятии закона, который заведомо будет противоречить конституции, должна быть внесена соответствующая проверка и поправка в конституции.

В тех странах, где применяется последующий конституционный контроль (США, Италия, Германия, Франция) проверки на конституционность подвергаются законы, промульгированные и вступившие в силу. В некоторых странах (Франции, Никарагуа, Панама) применяются обе формы конституционного контроля).

Орган, осуществляющий конституционный контроль, может признать противоречащим конституции либо весь закон целиком, либо отдельные его положения. По общему правилу, решения органов конституционного контроля является окончательным и может быть пересмотрены только им самим.

Правовым последствием признания закона или иного акта целиком, или частично теряют юридическую силу и перестает применяться судами. Это относится, конечно только к последующему конституционному контролю. В тех странах, где конституционный контроль прямо не предусмотрен писаной конституцией, признание закона неконституционным не влечет за собой его формальной отмены. Это может сделать только парламент. Опротестованный закон формально числится в корпусе действующего законодательства, но не применяется судами. В странах, где конституционный контроль предусмотрен основным законом, (Индия, Канада, Колумбия) признание закона конституционным, означает его юридическую отмену.

Для стран, применяющих последующий конституционный контроль, серьезное значение имеет вопрос о том, с какого момента перестает действовать закон, признанный противоречащим конституции. Значение названной проблемы объясняется тем, что между принятием закона парламентом и признанием его неконституционным может пройти значительное время, в течении которого на основании опротестованного закона возникли многочисленные правоотношения. В этом случае применяются два принципа:

а) закон признается недействительности в момента его вступления в силу;

б) закон считается недействительным с момента признания его неконституционным.

Второй принцип более часто применяется, так как он не порождает неопределенности в гражданском обороте и иных правоотношениях.

Наши рекомендации