К отраслевым принципам можно отнести следующие

Принцип строго целевого использованияприродных объектов обязывает каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением. Целевое назначение природных объектов определяется как при предоставлении (покупке) их, так и путем наделения определенным правовым статусом.

Принцип рационального и эффективного использования природных объектовотражает возведенную в закон экономическую сторону экологопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Принцип приоритета охранительных мероприятийв использовании природньк объектов обусловлен тем, что все природные объекты не застрахованы от отрицательных последствий хозяйственной эксплуатации.

Принцип комплексного подходав экологопользовании выражается в том, что при использовании данного природного объекта необходимо учитывать все его экэсвязи с другими природными объектами и с окружающей природной средой в целом.

Принцип платного использованияприродных ресурсов и природных объектов, закреплен Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 3), где установлена платность за использование всех природных ресурсов, которая включает плату и за загрязнение окружающей среды, и за другие виды воздействия (ст. 16).

Каждый объект, который регулирует нормы Особенной части, отличается своей индивидуальностью.

Правовые принципы Особенной части экологического права выражаются в наличии определенных приоритетов в использовании тех или иных природных объектов. В силу этого Особенная часть экологического права содержит в себе нижеследующие принципы.

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения, выражающийся в том, что все земли, пригодные по своим свойствам для использования в сельском хозяйстве, в первую очередь должны предоставляться для сельскохозяйственных целей.

Приоритет вод питьевого и бытового назначения:водные объекты предоставляются в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.

Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых:в частности, запрещается застройка площадей залегания полезных ископаемых, за исключением особых случаев по согласованию с органами государственного горного надзора при условии проведения мероприятий, обеспечивающих возможность извлечения полезных ископаемых.

Приоритет лесов защитного назначения:леса, имеющие водоохранное, защитное, климаторегулирующее значение, относятся к лесам первой группы, т. е. имеют правовой статус повышенной охраны. Незаконная порубка деревьев в этих лесах влечет за собой повышенную ответственность в сравнении с лесами других групп.

Приоритет условий существования животныхв состоянии естественной свободы (ст. 1 Федерального закона «О животном мире»): не допускается пользование животным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природной среды или наносит вред среде обитания, а также использование животного мира с изъятием из среды обитания или нарушением этой среды.

  1. Становление и развитие экологического права

Процесс становления и развития экологического права условно можно разделить на четыре этапа:

• становление и развитие отдельных природно-ресурсных отраслей права: лесного, земельного, водного и др.;

• объединение отдельных природно-ресурсных отраслей права в общее природно-ресурсное право;

• возникновение и развитие относительно самостоятельного комплекса правовых норм по охране окружающей среды;

• интеграция (объединение) природно-ресурсного права и норм по охране окружающей среды в комплексную отрасль права - экологическое право.

Первый этап. Началом становления отдельных отраслей природно-ресурсного правасчитается ноябрь 1917 года, когда на Втором Всероссийском съезде рабочих, крестьянских и солдатских депутатов был принят декрет «О Земле». Его историческая роль состоит в отмене частной собственности на землю и другие природные ресурсы, объявлении их исключительной собственностью государства.

В 1918 г. принимается декрет «О социализации земли», в 1919 г. - Положение о социалистическом землеустройстве, в 1922 г. - Земельный кодекс России. Вершиной первого этапа кодификации земельного законодательства стало принятие в 1928 г. «Общих начал землепользования и землеустройства». Так, к концу 1920-х годов земельное законодательство было кодифицировано не только на уровне Союза, но и на республиканском уровне. Принятием Основ земельного законодательства (1968 г.) и Земельного кодекса РСФСР (1970 г.) завершается второй виток кодификации земельного законодательства.

Аналогичные тенденции были характерны для становления и развития иных природно-ресурсных отраслей права. Основы горного права были заложены в декрете ВЦИК РСФСР 1920 г. «О недрах земли». С принятием Основ законодательства о недрах в 1975 г. и Кодекса РСФСР о недрах в 1976 г. завершился важный этап формирования этой природно-ресурсной отрасли права.

Наиболее яркие страницы становления лесного права связаны с принятием декрета ВЦИК «О лесах» в 1918 г., Основ лесного законодательства в 1977 г. и Лесного кодекса в 1978 г.

Основы водного законодательства (1970), Водный кодекс (1972), союзные законы об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха (1980) и одноименные законы республик (1982) стали фундаментом, на базе которого сформировалось водное, фаунистическое и воздухоохранное право.

К началу 1980-х годов была завершена кодификация различных природно-ресурсных отраслей права. Данное обстоятельство послужило предпосылкой для обретения этими отраслями права самостоятельности.

Второй этап. Несмотря на самостоятельность, природно-ресурсные отрасли праватяготеют к объединению,поскольку недра, воды, леса, другие природные ресурсы - взаимосвязанные объекты природы. Использование и охрана одних неизбежно отражается на состоянии других. Правовое регулирование также имеет много общего, в наибольшей степени это касается отношений собственности, управления и природопользования.

Третий этап. Будучи природными ресурсами, объекты природы выступают в качестве элементов окружающей человека природной среды, то есть играют не только экономическую, но и экологическую роль.

Экономическая составляющая предопределила возникновение природно-ресурсныхотраслей права, регулирующих, прежде всего, отношения по использованию природных ресурсов.

Со временем выяснилось, что хозяйственная деятельность человека может причинять вред природе (окружающей среде). Опасные для человека и экосистем вещества поступают в окружающую среду и накапливаются в ней. Загрязнению в немалой степени способствовало внедрение химических и энергоемких технологий. Причинение вреда природе представляет серьезную опасность для всего человечества.

Не случайно в середине XX века начинает активно развиваться природоохранное законодательство. Формируется относительно самостоятельная группа норм под условным названием «правовая охрана природы».

Регулятивные и охранительные нормы развивались одновременно, постепенно они оформились в природно-ресурсное право и правовую охрану природы.

Четвертый этап. Озабоченность проблемами окружающей среды достигла апогея. Человек осознает, что поскольку регулятивные и охранительные нормы дополняют друг друга, то и применяться должны в комплексе. Лесные богатства, например, не только используются в хозяйственной деятельности, но и охраняются, то есть одновременно действуют регулятивные и охранительные нормы.

Сложившиеся тенденции во взаимодействии человека с природной средой послужили предпосылкой для объединения регулятивных и охранительных нормв интегрированную совокупность норм под названием «экологическое право».

Наши рекомендации