Специальные и частные функции управления
Частные функции управления отражают специфику деятельности организации. Прежде всего, следует отметить специальные функции, обусловленные миссией организации. Так, важнейшей специальной функцией предприятия оптовой торговли продуктами питания является коммерческая функция, предполагающая выполнение им миссии, связанной с насыщением розничного рынка региона, в котором оно действует, снижение числа посреднических звеньев между производителями и импортёрами продуктов питания и розничной сетью.
Коммерческая функция включает реализацию продуктов питания и насыщение рынка продуктами питания. Данную функцию можно разбить на несколько составляющих:
- реализация произведенной потребительской стоимости. Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая, производство с потреблением. То есть организация должна поставлять товары с такой оптовой надбавкой, чтобы совокупного валового дохода было достаточно для ведения основной деятельности, чтобы эта деятельность расширялась и чтобы при этом, оставалась прибыль;
- доведение товаров до розничной сети. Выполняя данную функцию, оптовая фирма организует пространственное перемещение товаров из производства в продуктовые магазины и розничные рынки;
- поддержание баланса между спросом и предложением с активным одновременным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции. Сюда же можно отнести планирование объема и структуры реализации продукции. Например, с 1999 года увеличилась доля российских товаров в общем объёме продаж, так как возрастает спрос на отечественные продукты питания. В связи с этим российские предприятия начали увеличивать производство и расширять свой ассортимент;
- сокращение затрат (себестоимости или издержек обращения) в сфере потребления путем совершенствования технологии продаж.
Наряду с коммерческой функцией предприятия оптовой торговли осуществляют такие частные функции, как маркетинг и инновация.
Маркетинг как частная функция фирмы помогает расширять поле деятельности и улучшать экономические показатели, создавать новые рабочие места и полнее удовлетворять спрос покупателей.
Маркетинг предполагает обоснованный выбор целей и стратегии функционирования и развития предприятия, обеспечивающих наиболее эффективное сочетание различных товарных групп в рамках ассортимента реализуемой продукции.
Маркетинг базируется на комплексном подходе к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия.
Маркетинговая деятельность предусматривает наиболее полный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, принятие обоснованных решений на основе многовариантных расчетов, изыскание наиболее выгодных каналов сбыта и их стимулирование.
Маркетинг как управленческая функция охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара и рентабельности, составление программ маркетинга по продуктам, определение конечных результатов хозяйственной деятельности фирмы — валовых доходов, чистой прибыли, издержек обращения, оплаты труда, уплаты налогов и процентов за кредит.
Маркетинг, как рыночная система управления предприятием, отражает качественно новые условия рынка, который под влиянием роста концентрации производства и обращения, дальнейшего развития рынка покупателя в значительной мере утрачивает ранее присущую ему хаотичность и попадает под регулирующее воздействие сложившихся, ставшими в определенном смысле традиционными, хозяйственных отношений, в которых главная роль отводится потребителю.
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль над проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации таких, как получение прибыли, рост объёма сбыта, увеличение доли рынка и т.п. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Управление маркетингом определяет уровень товарооборота на предприятии. Организация управления маркетингом является сердцевиной теории и практики маркетинга. Процесс управления маркетингом состоит из четырех этапов.
Анализ рыночных возможностей. Маркетинговая деятельность предприятия начинается с глубокого анализа рыночных возможностей, который становится источником информации для принятия эффективного управленческого решения по любому аспекту торгово-закупочной деятельности предприятия.
Исследование рынка предполагает сбор и анализ необходимой информации о потребностях, спросе и предложении. Руководство предприятия в результате проведения анализа рынка должно получить ответы на вопросы: где наиболее выгодно вести сбыт продукции; каковы границы рынка; в каких объемах надо выпускать продукцию, чтобы насытить рынок.
Отбор целевых рынков заключается в определении, на какого потребителя (какой сегмент рынка) рассчитан товар и каких потенциальных потребителей можно будет привлечь в дальнейшем. Сюда же относится позиционирование товара, то есть определение того места, которое займет на рынке товар, предназначенный потребителям избранного целевого сегмента.
Разработка комплекса маркетинга включает четыре составляющих: сам товар, цена, методы его распространения и методы стимулирования.
Управление маркетингом – это также и управление спросом. В условиях рыночных отношений проявлением потребностей людей в какой-либо продукции является спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Под этим термином понимается количество продукции, которые потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени. Среди факторов, влияющих на величину, структуру и динамику спроса, доминирующее значение имеет рыночная цена товара. Весьма существенно влияют и такие факторы, как уровень и соотношение цен на товары на рынке, потребители, территория, реклама, потребительские вкусы (веяние моды) и т.д. Торговая деятельность предприятия основывается на спросе потребителей, так как реализация продукции, не обладающей спросом потребителей, приведет к очень быстрому банкротству предприятия.
Вторая из них – это специальные функции менеджмента, то есть те, которые реализуются при решении вопросов, связанных с управлением конкретной организации; в их число могут входить:
• система управления организацией, то есть структура органов управления, а также место и роль менеджеров в этой структуре;
• деловые коммуникации, то есть процессы движения информации, общение участников организации между собой и с окружающей средой;
• методы менеджмента, то есть рычаги и механизмы, с помощью которых менеджеры решают задачи и достигают поставленных целей;
• персонал (персонал-менеджмент), то есть формы и методы работы с людьми;
• конфликты, то есть происхождение и природа конфликтов и пути их предупреждения и устранения;
• стили управления и имидж организации, то есть стиль поведения и деятельности конкретного менеджера и как это влияет на восприятие организации различными людьми;
• риски (риск-менеджмент), то есть формы поведения в условиях неопределённости;
• финансы и хозяйство (финансовый менеджмент), то есть анализ состояний и принятие решений в финансовой и материальной сферах;
• стратегии (стратегический менеджмент), то есть формы и методы определения поведения (политики) организации на длительную перспективу;
• инновации, инвестиции и организационное развитие (инновационный менеджмент), то есть пути и методы совершенствования организации и повышения её конкурентоспособности;
• организационная культура, то есть нормы, правила и ценности, принятые в организации.