Правила совместного плавания и ведения промысла.
Суда, работающие пассивными орудиями лова, ведут промысел отдельной группой, а лов рыбы активными орудиями лова должен проводится в стороне от них, не ближе чем 3 мили.
Для предупреждения сцепления тралящих орудий лова флагманом устанавливаются курсы траления, а в плохую погоду еще и для целей предупреждения столкновения судов. Расхождение и обгон судов производится на расстоянии не менее 2х кб. Орудия лова ставятся впереди судна, идущего с тралом в расстоянии не ближе 1 мили по носу, а по корме - не ближе чем 4 кб. На промысле для указания состояния рыболовного судна применяются следующие сигналы:
а) при сцеплении орудий лова - Л (L)Лима - "Вы должны немедленно остановить ваше судно"
б) при тралении близнецовым тралом - Т Тангоу "Держитесь в стороне от меня, я провожу парное траление. В темное время суток лучом прожектора показывается в сторону судна, работающего в паре.
в) при постановке трала - З (Z) Зулу - "Я выметываю сети". В темное время суток зажигают два белых огня, вертикально один над другим.
г) при выборке трала - Г (G) Гольф - "Я выбираю сети". В темное время суток зажигают белый огонь над красным, расположенных вертикально.
д) при зацепе за подводное препятствие и остановке судна П (Р) Папа - "Мои сети зацепились за препятствие". В темное время суток включаются два красных огня один над другим.
е)судно, выставленное вблизи границы режимной зоны, где промысел рыбы запрещен, поднимает двух флажный сигнал ТВ (TW) - "Внимание! Вы находитесь вблизи границы района, в котором запрещен рыбной промысел". В темное время суток суда предупреждаются световыми средствами связи или по радиотелефону.
Организация грузовых операций в море сложное дело, так как это связано с погодными условиями, состоянием кранцевой защиты на судах, наличием шлангов, для обеспечения бункеровки, дефицитов времени на грузовую операцию.
Для обеспечения безопасности мореплавания и промысла штаб промыслового района руководствуется Правилами совместного плавания и промысла, а также Наставление по грузовым и швартовым операциям в море. Штаб не имеет собственного судна и периодически переходит с одного транспортного судна на другое (иногда используется промысловое судно) по мере ухода с промысла одних и прихода других. Для связи с судами ФНП использует аппаратуру судов, на которых он находится.
Практическое занятие № 5 3
Тема: Контрольные листы (чек – листы) на судне.
Цель: Ознакомится с одним из элементов системы управления безопасности (СУБ), действующей на судне.
В соответствии с положениями Главы IX Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), действия любой компании, осуществляющей деятельность в области торгового мореплавания, и ее методы управления на судне должны осуществляться на основе одобренной Администрацией системы управления безопасностью (СУБ).
Функции судовых чек- листов могут быть различными, но главным назначением является выработка стереотипа поведения судового персонала (выполнение им необходимых действий в определенной последовательности). Очевидна и такая функция чек- листов как подсказка. Кроме этого, чек- листы позволяют документировать выполнение необходимых действий в простой и удобной форме путем проставления отметок, фиксировать передачу ответственности или согласованности действий. Чек- листы, в случае их заполнения, являются отчетным документом, позволяют экономить время, поскольку записи в судовые журналы становятся более простыми: “произведена проверка по чек- листу №_, замечаний нет”. Подробный регламент работы с чек- листами, порядок и обязательность их заполнения, порядок хранения, передачи в компанию, требования к записи о проверках в судовые журналы приведены в соответствующих комментариях к чек- листам.
Чек- листы ходового мостика
1. Знакомство с оборудованием мостика ;
2. Смена вахты;
3.Ежедневные испытания и проверки;
4. Подготовка к выходу в море;
5. Посадка/высадка лоцмана;
6. Обмен информацией между капитаном и лоцманом;
7. Океанское плавание;
8. Плавание в прибрежных водах/системы разделения движения судов;
9. Подготовка к прибытию в порт;
10. Постановка на якорь и якорная вахта;
11. Ограниченная видимость;
12. Плавание во время штормовой погоды или в районах тропических штормов;
13. Плавание во льдах.