Определение Промысла Божия. Действительность Промысла Божия. Основные возражения против существования Промысла Божия. Ложные учения о Промысле.

Определение промысла встречается в Священном Писании и обозначает заботу, попечение Бога о сотворенном Им мире.

Промысл – это непрестанное благое действие Божье по отношение ко всему творению, поддерживающие его существование, направляющее его ко благу и пресекающее развитие зла, приводя его действия к благим последствиям.

Действие Промысла:

Все существует благодаря постоянной связи с Божьими энергиями, цель нашей жизни и тварного мира находится в Боге.

В сложном устройстве мира - печать разумного творения, то есть попечения, которое не могло закончиться сразу после сотворения. Из веры во благого Творца и выходит естественно наша вера в промысл.

Промысл виден и в самом факте, что у мира есть причина.

«Как благой Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях», (Иоанн Дамаскин. )

Вера в промысл опытно познаваема в возможности молитвы к Богу, ощущении Его любви к нам и ответа на молитву.

Основные возражения против Промысла Божия:

1) наличие в мире нравственного зла, греха, смерти и болезней.

грех и зло есть злоупотребление разумными созданиями своей свободы, то есть не то, что создано Богом, а выбрано в воле самим творением, создано удалением от Бога. Болезни же не являются злом самим по себе, они считаются злом так, как неприятны человеку, но используются Богом для ограничения духовного зла, которое и является причиной смерти. Также и человек может использовать его во благо. Грех и катастрофы также никогда не считались нормой, а всеми мыслятся, как чуждое человеку и миру.

2) в мире законы постоянны, значит и не нужно вмешательства. Бог лишь Архитектор, составивший план мира.

постоянство законов не объясняет причин жизненных процессов и не являются их причиной, как рельсы не являются причиной движения поезда. Создав законы, Бог является их причиной, и, вмешиваясь в них, Он не нарушает их, а открывает действие других, не известных нам, высших законов устроенного Им мира, препобеждает их: так и человек своим разумом меняет действие естественных законов.

3) Бог не может поправлять Себя.

Бог не Себя поправляет, а поддерживает бытие и управляет его ко благу, так как свободные творения могут по своей свободе злоупотреблять ей.

Ложные учения о Промысле:

Ложные учения о Промысле. В язычестве:

- безликая сила, которой подчинены все.

-Промыслу относятся только избранные.

В других направлениях:

- дуализм у гностиков: Богу противопоставлялся злой творец мира, борьба начал в жизни.

- неверие в возможности свободной воли при Промысле (протестанты). То же в исламе.

Православный ответ: св.Иоанн Дамаскин: «Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает и то, что в нашей власти, но не предопределяет этого – ведь Он не желает, чтобы происходило зло, и не принуждает к добродетели силою».

- Деизм: Бог устроил мир совершенно, вмешательство невозможно. Недоверие к свободным разумным творениям: ангелами и людям.

- Материализм: Промысла нет, материя определяет всё.

- Пантеизм: Промысла нет, мир – саморазвитие или эманация бога, иллюзия и т.д.. Он не предполагается.

Действие Промысла Божия. Предметы Божественного Промысла. Образы Божественного промышления о мире. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. Возможность познания Божественного Промысла человеком.

Действие Промысла Божия. В Промысле Божием мы различаем два действия: мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправление, направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино: единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нами, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимается как два различных действия.

Предметы Божественного Промысла.Для античности было характерно представление, что только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, Священное Писание говорит о том, что Промысл Божий распространяется на все, и промыслительное действие Божие пронизывает собою все пространство мира. Например: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер. 23, 24). Бог печется о всем, но главный предмет Промысла — это, конечно, человек, причем именно на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

Образы Божественного промышления о мире.Существует естественный и сверхъестественный образ промышления.

Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются установленными Богом силами и законами, и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, под промыслительным надзором Божиим. Ты поставил землю, и она стоит (Пс. 118, 90). В Пс. 148, 6 о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, совершаемые Богом для достижения тех или иных целей. В Священном Писании для обозначения чудес используются два слова: «силы» и «знамения». Слово «силы» содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово «знамение» указывает на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение.

Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла познается исключительно из Божественного Откровения.

О промыслительном действии Бога Отца: Отец Мой доныне делает (Ин. 5, 17). Промышляет Бог и о мире нравственном: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16)

О Сыне говорится прежде всего как о зиждительной силе мироздания в Кол. 1, 17. Промысл Сына о мире нравственном выражен в совершенном Им Искуплении. Господь есть Глава Церкви (Еф. 1, 22) Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13). В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15, 24-28).

Дух Святой глаголал через пророков и апостолов, воздействует на душу человека (Деян. 2), Он содеевает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову. О действиях Духа Святого говорится в Ин. 14, 1. Он действует в таинствах, поэтому о Нем часто говорится как о творце новой твари — не в том смысле, что Он создает из ничего нечто новое, а дарует новую жизнь, обновляет творение: Если кто не родится свыше, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 56).

Возможность познания Божественного Промысла человеком. Одним из свойств Божественной природы является святость. И путь, который предлагает Бог каждому разумному творению, — это путь святости. Поэтому, чтобы увидеть Бога в Его Промысле, нужна чистота разума, сердца и тела, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя.

Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже самые святые люди могут постичь Промысл Божий лишь отчасти. Апостол Павел говорит, что теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадателъно (1 Кор. 13, 12). Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века.

19. Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек (свидетельства Священного Писания).

Свидетельства о Божественности Иисуса Христа: ветхозаветные, новозаветные, мужей апостольских

Из учения Ветхого Завета о Мессии (Христе – Помазаннике), должном прийти в мир для спасения человека от греха.

1. Мессия называется Сыном Божиим: Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 1-7).

Эти слова явно относятся к Помазаннику (Мессии, Христу). Так эти слова понимали и апостолы, после того, как были отпущены Петр и Павел, и им сказано не говорить об Иисусе. Деян. 4, 20-28: Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

Апостол Павел в синагоге в Антиохии Писидийской: И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, [о сем] сказал так: Я дам вам милости, [обещанные] Давиду, верно (Деян. 13, 32-34).

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? (Евр. 1, 1-5). Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Евр. 5, 5).

2. Он рожден из существа Божия прежде всякого времени: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 3).

Апостол Петр в день Пятидесятницы: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Деян. 2, 32-35).

Апостол Павел: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (Евр. 1, 13). Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр. 7, 17 и 21 и далее).

3. Пророк Михей говорит о рождении Мессии в Вифлееме и о Его предвечном происхождении: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).

Когда Ирод спрашивал, где должен родиться Христос: И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2, 4-6).

Когда Христос проповедовал на празднике кущей в Иерусалиме, народ спорил: Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? (Ин. 7, 41-42).

4. Мессия называется Господом (Адонаи) и Богом (Елогим) и даже именем Яхве. Эти имена применимы только к Богу. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44, 7-8).

Это мессианский псалом: Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Евр. 1, 7-9).

5. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 1).

Это место относил к Себе как к Мессии сам Спаситель: Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (Мф. 22, 41-46).

6. Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. 3, 1).

Это место относил к Себе как к Мессии сам Спаситель: Ибо он (Иоанн Креститель) тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф. 11, 10-11).

7. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь (Яхве) оправдание наше!" (Иер. 23, 5-6; 33, 15-16).

Эти слова явно относятся к Мессии.

Наши рекомендации