II. Описать процедуру приема в гражданство.

Киров

2017 год

План контрольной работы:

I. Привести примеры применения различных методов при изучении
государственно-правовых явлений (например, организации и проведения
выборов).

1. Введение

2. Методы изучения государственно-правовых явлений

2.1. Исторический метод

2.2. Сравнительный метод

2.3. Статистический метод

Сравнительный метод.

Сравним президентские выборы 2000 года в России и в США.

Пункт 1. Порядок выборов и нормативно-правовые акты.

А) Россия. Порядок выборов в России устанавливается Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», в котором определены наиболее существенные параметры избирательной системы при выборах президента; право выдвижения кандидата на должность президента; сроки регистрации и порядок регистрации кандидатов; условия успешности выборов; задачи избирательных комиссий и т.д.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не является единственным федеральным законом, регулирующим выборы президента. Законодательство о выборах президента составляют Конституция, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы. К числу последних относятся законы, регулирующие отдельные стороны избирательного процесса, а также определяющие правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

б) США. В отличие от России, в Америке нет общего федерального закона об организации и проведении выборов, а в каждом штате выборы проводятся по закону штата в соответствии с требованиями Конституции США и конкретного штата. Только в четырех федеральных законах содержатся статьи, регламентирующие порядок организации и проведения выборов: закон 1965 года об избирательных правах (предоставлено право голосовать национальным меньшинствам); закон 1975 года о регулировании финансовой помощи кандидатам; закон 1984 года о доступности мест голосования для инвалидов; закон 1993 года о регистрации избирателей.

Кроме перечисленных законов, в ходе проведения выборов применяются общегражданские законы, направленные против мошенничества и подлога.

Пункт 2. Требования к кандидатам.

а) Россия. Президентом Российской Федерации могут быть избраны только граждане: а) достигшие 35-летнего возраста; б) постоянно проживающие в России не менее 10 лет.[2]

Установление повышенного возраста диктуется сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией на главу государства.

Условие постоянного проживания в Российской Федерации не означает непрерывного проживания в России в течение 10 лет на день выборов. Речь идет о проживании в Российской Федерации не менее 10 лет суммарно ко дню выборов. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не требует, чтобы кандидат на должность президента на день выборов постоянно проживал на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов президента за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами правами на выборах.

б) США. Президентом США может стать только гражданин США по рождению, достигший 35-летнего возраста, проживающий на территории США 14 лет.

Пункт 3. День выборов.

а) Россия. Днем выборов президента является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента. В законе устанавливается период, в течение которого Советом Федерации должно быть принято решение о назначении выборов: не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.[3]

б) США. Выборы за рубежом проводятся, как правило, в установленные сроки. В тех странах, где нет ответственности правительства перед членами парламента, и значит, глава государства не имеет права на роспуск парламента, выборы всегда проводятся через определенные законом промежутки времени. Даты выборов заранее известны на 100 лет вперед, потому что в нормальной ситуации, в отсутствие чрезвычайного положения, они всегда проводятся в определенный год и в одно и то же время.

В США выборы президента проводятся в первый вторник каждого високосного года.

Пункт 4. Инициатива выдвижения.

а) Россия. В России право выдвижения кандидата на должность президента принадлежит непосредственно избирателям и избирательным блокам, избирательным объединениям.[4]

Избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. Которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти не позднее чем за 12 месяцев до объявления дня выборов. Виды объединений: партия, фронт, союз.

Избирательные блоки. Добровольное объединение двух или более общественных объединений. Для регистрации кандидата на должность президента избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность президента, обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1 миллиона подписей избирателей, постоянно или преимущественно проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. В случае, если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно или преимущественно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее число этих подписей не может быть более 70 тысяч.

б) В США официальным кандидатом на должность президента может быть лицо, выдвинутое национальным съездом одной из партий, республиканской или демократической.

Второй вариант: необходимо собрать определенный минимум подписей избирателей во всех 50 штатах. Процедура выдвижения кандидатов однозначно не прописана в Конституции США и поэтому каждый штат проводит ее со своими особенностями. В зависимости от законодательства штата избиратели могут подавать голоса непосредственно за самих кандидатов в президенты или опосредованно - за делегатов партконференций и съездов, которые обязаны поддерживать определенных кандидатов.

Особенностью американской политической системы является то, что у них отсутствуют общефедеральные партии. Как в России в каждом штате есть своя партия со своими лидерами. То есть в Америке - 50 демократических и 50 республиканских партий, в большинстве штатов есть партия Зеленых.

Фактическая численность делегации штата на национальном съезде рассчитывается по установленной партией формуле, учитывающей такие факторы, как: население штата, оказанная им поддержка на прошлых выборах, количество выбранных должностей и т.д.

Достаточно сложно выдвинуться кандидатом от третьей партии или быть независимым. Всерьез конкурировать с двумя ведущими партиями ни одна «третья сила» не могла. Осознавая этот факт, американцы преднамеренно не голосуют за третью партию, так как не хотят «терять» свой голос, и ставят отметку в бюллетени за кандидата - республиканца или за демократа. Однако опрос, проведенный в 1995 году в США Институтом Гэллана показал, что 62% опрошенных высказались за формирование третьей партии.

По мнению американцев, у независимых кандидатов, в отличие от республиканцев и демократов, существует еще одна непреодолимая проблема в случае победы - отсутствие кадрового ресурса для формирования своего аппарата и взаимодействие с конгрессом, где присутствуют только две партии.

Таким образом, система выдвижения кандидатов в президенты США выглядит сложной и даже хаотичной и находится в состоянии перманентного изменения. Наибольшего успеха добиваются те партийные кандидаты, которые хорошо понимают ее и умеют гибко действовать в заданных рамках, а иногда и за их пределами.

Пункт 5. Избирательные комиссии.

а) Россия. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Они играют ведущую роль в процессе выборов. Именно они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан России. Что собой представляет система избирательных комиссий в России?

Центральная избирательная комиссия

Избирательные комиссии субъектов РФ

Территориальные комиссии (районные, городские)

Участковые избирательные комиссии

Центральная избирательная комиссия; срок полномочий 4 года; избирком состоит по 15 членов (5 - назначаются Гос.Думой, 5 - Советом Федерации, 5 - Президентом РФ); функции: контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации; разрабатывает стандарты технологического оборудования; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов.[5]

б) США. Центральные избирательные органы создаются только на уровне субъектов федерации. Поскольку в США 50 штатов, там формируется 50 таких центральных избирательных органов. Этой сферой деятельности обычно занимается секретарь Штата. В некоторых штатах создаются специальные избирательные комиссии. В подобных комиссиях работают волонтеры, которые помогают работать во время избирательной кампании, в день выборов.

Пункт 6. Списки избирателей.

Чтобы гражданин мог участвовать в голосовании, недостаточно удовлетворить всем введенным цензам - необходимо быть включенным в списки избирателей. Различают необязательную и обязательную регистрацию избирателей.

Обязательная регистрация означает, что избиратель не должен проявлять инициативу и являться на избирательный участок для регистрации, т.к. выявление избирателя и внесение в списки - задача государственных органов. Понятие обязательности относится только к государственным органам: они обязаны зарегистрировать всех лиц, которые должны участвовать в выборах. Обязательная регистрация может быть постоянной либо проводится по системе сменяемых списков.

а) Россия.

В Российской Федерации список избирателей составляется участковой избирательной комиссией сразу же после назначения дня выборов. Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном избирательном участке, нужно проживать на территории этого участка. Если кого-то по невниманию не включат в список или что-то перепутают в имени и фамилии, немедленно следует обращаться в участковую избирательную комиссию. На проверку заявления комиссии отводят 24 часа, после чего она должна дать мотивированный ответ.[6]

б) США.

Отличительной особенностью избирательной системы США является институт уведомительной регистрации избирателей. В списки вносятся только те избиратели, которые зарегистрировались. По оценкам американских политологов, 83-87% жителей, обладающих активным избирательным правом, зарегистрированы как избиратели. Житель Америки может быть вычеркнут из списков избирателей и даже лишен права голоса. Политический аналитик Эд Кол (штат Миссисипи) перечислил основания вычеркивания избирателей из списков: переезд (после уведомления с нового регистрационного пункта), неучастие в голосовании 4 года подряд, за ряд преступлений (подкуп, вымогательство, убийство, разбойное нападение с применением оружия, изнасилование).

Восстанавливаются в своих правах менее 2% избирателей.

Пункт 7. Финансирование избирательной кампании.

а) Россия. В РФ расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов осуществляются за счет федерального бюджета. Все средства поступают в Центризбирком, а оттуда в избиркомы субъектов РФ и далее в другие избиркомы. Кроме этих средств, избирательные фонды кандидатов могут включать их собственные средства, а также добровольные пожертвования физических и юридических лиц. По окончании избирательной кампании кандидаты представляют финансовые отчеты в вышестоящие органы в строго определенные сроки по определенной форме, установленной Центральной избирательной комиссией. Закон строго регламентирует поступление негосударственной денежной помощи в избирательные фонды. Например, собственные средства кандидата в Президенты РФ, используемые на избирательную кампанию, не должны превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз. Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20 раз (для кандидата в депутаты) и в 50 раз (для кандидата на должность Президента РФ). Ограничиваются и другие денежные взносы.[7]

б) США. Вопросы финансирования выборов в США менее регламентированы по лимитам, чем в России. Верхнего предела суммы, расходуемой кандидатами, вообще не существует, за исключением, когда кандидаты пользуются встречным финансированием от государства. Чтобы получить право на встречное финансирование, кандидаты и партийные комитеты, проводящие съезды, не должны превышать определенный уровень расходов на предвыборную кампанию.

Встречное финансирование от государства не должно превышать собственные затраты кандидата. Деньги от корпораций и профсоюзов могут поступать кандидату только через специально создаваемые комитеты политических действий, которые собирают и аккумулируют предвыборные денежные ресурсы. Пожертвования от иностранных граждан и подрядчиков федерального правительства запрещены.

Пункт 8. Способ выборов.

В зависимости от способа волеизъявления граждан выборы делятся на прямые и непрямые.

Прямые выборы - это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост. Для России характерны прямые выборы. Прямые выборы отличаются тем, что между избирателем и кандидатом, за которого он голосует, нет никаких промежуточных ступеней.

Непрямые выборы - такой вид выборов, при которых воля избирателя опосредуется волей группывыборщиков. Непрямые выборы всегда имеют промежуточные ступени. При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции, которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была подготовлена к избранию президента и могла ошибиться в выборе. Так, федералисты - сторонники полностью централизованного государства - считали всенародную демократию смехотворной и опасной и не могли даже допустить мысли о том, что глава государства будет напрямую избираться «тупоголовым быдлом» (Гамильтон). Только конгрессмены, по их мысли, имели на это право. Другие полагали, что граждане должны избирать специальных людей - выборщиков, которые сами выберут самых достойных. Так появились «кокусы». Слово «кокус» прочно вошло в обиходный политический жаргон и стало означать выбор кандидатов на официальную должность - на митингах, путем открытого голосования. В отличие от «праймери» - когда выбор кандидатов производится тайным голосованием по бюллетеням.

Президент США избирается не непосредственно гражданами страны, а коллегией выборщиков. Каждый штат США обладает определенным количеством голосов выборщиков, которое определяется на основе числа сенаторов и конгрессменов, представляющих штат. Выборщики, представляющие отдельный штат, должны отдавать свои голоса за того кандидата, который набрал в их штате большинство голосов (даже если преимущество составляет один голос). Именно поэтому кандидаты в президенты стараются объехать максимум штатов. Кандидат, который набирает более 50% избирательных голосов в коллегии выборщиков, становится президентом США. Если ни один из кандидатов не набирает большинства в 50% голосов плюс один голос, то судьба будущего президента решается в палате представителей конгресса США, где опять-таки голосуют штаты, а не личности. В процессе голосования каждый штат США получает право одного голоса. Так как ныне в США входят 50 штатов, кандидат должен набрать 26 голосов, чтобы стать президентом. Победителем становится претендент, набравший простое большинство голосов. Речь идет о мажоритарной системе или о системе абсолютного большинства.

Рассмотрев государственно-правовое явление выборов со множества точек зрения, с уверенностью можно заявить: в ходе сравнения выявлено много сходств и различий между выборами в двух демократических государствах. Эти различия обусловлены особенностями политической системы, а также историческими особенностями становления демократии и общего развития политического пространства на территории двух стран.

2.3. Статистический метод:

Используя статистический метод, попробуем проанализировать явку на президентских выборах, начиная с 1991 года:

12.06.1991 года: выборы президента РСФСР, явка составила 76,66% избирателей;

16.06.1991 года: явка в первом туре была равна 69,8%, во втором - 03.07.1996 года – 69,4%;

26.03.2000 года: явка составила 68, 65% избирателей;

14.03.2004 года: явка избирателей составила 64,38% избирателей;

2.03.2008 года: явка избирателей составила 69,81% избирателей;

4.03 2012 года: явка избирателей составила 65,34% избирателей;

Учитывая укрепление позиций России на внешнеполитической арене, а также отсутствие противовеса занимающему лидирующие позиции действующему президенту, можно выдвинуть гипотезу о том, что выборы 2018 года не принесут изменений ни в явку избирателей,ни в управление государством. По опросам Фонда «Общественное мнение» 64% россиян отдадут свой голос В. Путину, 6% – Г. Зюганову, 8% – В. Жириновскому, 2% – С. Миронову. Меньше сотой части опрошенных поддерживают Дмитрия Медведева и Алексея Навального.

К сожалению, большая часть общества считает, что любые выборы – откровенный фарс. Согласно опросам Левада-центра, проведенным 15-17 сентября 2017 года, меньше всего люди доверяют политическим партиям (уровень доверия 19%), местным органам власти (27%), краевым (республиканским, областным) органам власти (31%), Госдуме (33%), Правительству и Совету Федерации (по 35%). Больше всего доверия вызывает президент (75%), но даже этот показатель за последние два года упал с 80%.[8]

Таким образом, можно сделать вывод, что выборы – многогранное государственно-правовое явление, которое можно анализировать с различных сторон. Современные технологии и доступность информации дают возможность любому гражданину получат объективные данные о кандидатурах выдвиженцев и делать свой выбор, реализуя свою гражданскую позицию

1. Понятие гражданства.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.[9]

1.1. Приобретение гражданства.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации

Порядок приобретения российского гражданства путем приема в него, а значит, и последовательность действий заявителя, требования, которые ему необходимо выполнить, зависят от множества жизненных обстоятельств:

· места рождения;

· гражданства (или его отсутствия);

· наличия родственников, являющихся гражданами России, степени родства, их возраста, места жительства, трудоспособности;

· наличия в прошлом гражданства СССР;

· уровня владения русским языком;

· наличия в прошлом или в настоящее время факта постоянного проживания в России;

· наличия в прошлом или в настоящее время факта постоянного проживания в России родственников по прямой восходящей линии.

При изложении информации, ссылаюсь на нормы Федерального закона "О гражданстве РФ" N 62-ФЗ от 31.05.2002 года (далее по тексту – Федеральный закон).[10]

2.Прием в гражданство РФ в общем порядке:

Существенной особенностью общего порядка получения гражданства РФ (по сравнению с приемом в гражданство РФ в упрощенном порядке) является то обстоятельство, что соответствующее решение во всех случаях принимается Президентом Российской Федерации в срок до одного года со дня подачи заявления и других документов.

Для сравнения - решение о приеме в гражданство России в упрощенном порядке, в зависимости от обстоятельств, осуществляется территориальными органами Главного управления по вопросам миграции МВД России или органами Министерства иностранных дел России в срок, не превышающий шести месяцев со дня подачи заявления и других документов, а, например, при обращении с заявлением о приеме в гражданство России в упрощенном порядке в соответствии с международным договором – в срок, не превышающий трех месяцев.

Кроем этого, в отличие от упрощенного порядка приема в гражданство России до обращения по вопросу получения гражданства РФ в общем порядке, заявитель должен выполнить требование о непрерывности проживания по виду на жительство на территории РФ не менее пяти лет.

Указанные ранее особенности значительно усложняют процедуру приобретения гражданства РФ в рассматриваемом порядке. Но в некоторых случаях имеются исключения из общих правил.

2.1.Требования к заявителю при приеме его в гражданство РФ в общем порядке

Для подачи заявления о приеме в гражданство РФ в общем порядке, заявитель должен соответствовать следующим требованиям:[11]

1. Проживать в России непрерывно не менее пяти лет по виду на жительство в РФ.[12]

Указанный срок проживания в России исчисляется со дня получения вида на жительство в РФ до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке. При этом непрерывность проживания в России подразумевает, что заявитель выезжал за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года.

Но из данного требования российского законодательства имеются исключения, которые значительно ускоряют процедуру общего порядка получения гражданства РФ.

а) Пятилетний срок, в течение которого иностранный гражданин или лицо без гражданства должны непрерывно проживать в России по виду на жительство в РФ, сокращается до одного года[13], при условии, если заявитель:

· имеет квалификацию или профессию, которые представляют интерес для России либо имеет высокие достижения в области культуры, науки и техники;

· признан беженцем;

· получил политическое убежище на территории России.

б) Иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет право обратиться, в том числе в российское загранучреждение за пределами страны, с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке без соблюдения условия о сроке проживания в России, т. е. без получения разрешения на временное проживание и вида на жительство в РФ, если он:

· имеет особые заслуги перед Россией[14];

· является гражданином государства, входившего в прошлом в состав СССР и проходящий не менее трех лет службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, в других войсках или воинских формированиях.[15]

Как видно из вышеизложенного, круг лиц, которые имеют право на вышеуказанные льготы при общем порядке получения гражданства РФ, достаточно узок.

2. Дать обязательство соблюдать Конституцию России и российское законодательство.[16]

На практике, данное требование является наиболее легко выполнимым. Данное обязательство заявитель дает путем проставления личной подписи в соответствующей графе заявления о приеме в гражданство РФ в общем порядке.

3. Иметь законный источник средств к существованию.[17]

Данное требование подразумевает необходимость иностранному гражданину или лицу без гражданства иметь при обращении с заявлением о получении гражданства РФ в общем порядке доход от любой незапрещенной российским законодательством деятельности – осуществлять трудовую деятельность, получать пенсию, алименты или пособие, иметь вклад в кредитном учреждении, находиться на иждивении у лица, имеющего доход и др.

4. Обратиться с письменным заявлением произвольной формы об отказе от имеющегося гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства своей гражданской принадлежности на территории России.[18]

Указанное заявление может быть направлено в соответствующее загранучреждение иностранного государства заказным почтовым отправлением, в этом случае подпись заявителя на нем должна быть нотариально заверена.

Абсолютно очевидно, что для приема в гражданство РФ в общем порядке лицу без гражданства, даже при наличии у него постоянного места жительства за пределами России, обращаться с указанным заявлением не нужно.

Из рассматриваемого нами требования имеются исключения, когда иностранному гражданину не нужно обращаться с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства.

К таковым относятся следующие случаи:

· отказ заявителя от гражданства невозможен в силу не зависящих от него причин;

· между Россией и государством гражданской принадлежности заявителя имеется международный договор, допускающий сохранение имеющегося у него гражданства после приема в гражданство РФ;

· заявитель имеет статус беженца в России;

· заявитель получил политическое убежище в стране.

5. Владеть русским языком.[19]

Уровень владения русским языком при получении гражданства РФ в общем порядке должен быть достаточным для общения заявителя на территории страны, как в устной форме, так и в письменной.

Российское законодательство о гражданстве устанавливает, что уровень владения русским языком является достаточным, если заявитель получил образование:

· не ниже основного общего на территории СССР - до 1 сентября 1991 года;

· не ниже основного общего на территории Российской Федерации - после 1 сентября 1991 года;

· на территории государства, в котором русский язык является одним из государственных языков (например, на территории Республики Беларусь). В этом случае заявитель должен являться гражданином этого же государства.

Русский язык должен иметь в соответствующем государстве статус государственного языка, а не какой-либо иной статус, например, статус официального языка государственных учреждений, статус регионального языка и др.

Если заявитель не соответствует ни одному из вышеуказанных условий, то для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке, для подтверждения владения русским языком, ему необходимо пройти государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку.

3. Упрощенный порядок приобретения гражданства.

Особенностью данного основания для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке является то обстоятельство, что вид на жительство и разрешение на временное проживание в РФ заявителю предварительно получать не нужно. Так же не требуется иметь законный источник средств к существованию.

Для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке необходимо наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства установленных российским законодательством оснований для этого, т. е., наличие жизненных обстоятельств, которые дают ему право на, своего рода, «льготное» получение гражданства РФ.

Указанные основания закреплены статьей 14 Федерального закона (а также Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года.[20]

Такими, своего рода, «льготами» обладают следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

1. Имеющие родителя, проживающего в России и являющегося гражданином России[21]

Следует обратить внимание, что родитель заявителя, являющийся гражданином России, в данном случае должен иметь регистрацию по месту жительства (постоянную регистрацию) на территории России.

2. Ранее имели гражданство СССР, проживают в настоящее время и проживали ранее в государствах, входивших в СССР, не приобрели их гражданства, и остаются в настоящее время лицами без гражданства[22]

Хотелось бы подчеркнуть, что, исходя из данной нормы российского законодательства, если лицо без гражданства приобрело данный статус в результате прекращения гражданства иностранного государства (выхода из него, его утраты), то прием такого лица в гражданство в упрощенном порядке по данному основанию не возможен. Речь здесь идет о лицах, ранее не имевших гражданства какого-либо иностранного государства.

Общим для двух ранее рассмотренных оснований приема в гражданство России в упрощенном порядке является то обстоятельство, что соответствующее заявление может быть подано как на территории России (в структурное подразделение территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России после получения вида на жительство), так и за пределами страны (в российское загранучреждение на территории иностранного государства).

Очевидным является то обстоятельство, что во втором случае (т. е. при подаче заявления в российское загранучреждение) предварительное получение вида на жительство в России не требуется.

Заявление о приеме в гражданство России в упрощенном порядке по основаниям, рассмотренным ниже, может быть подано заявителем исключительно в структурное подразделение территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России, т. е. только на территории страны, после получения им вида на жительство и оформления регистрации по месту жительства (постоянной регистрации).

3. Ранее имели гражданство СССР и родились на территории РСФСР;[23]

4. Не менее трех лет находятся в браке с гражданином (гражданкой) России;[24]

5. Являясь нетрудоспособными, имеют совершеннолетних и дееспособных сына или дочь, имеющих гражданство России;[25]

6. Имеют ребенка, являющегося гражданином России, в том случае если второй родитель ребенка, имеющий гражданство России:

o умер;

o лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

o является недееспособным или ограниченным в дееспособности;

o признан безвестно отсутствующим.[26]

7. Имеют совершеннолетних сына или дочь, имеющих гражданство России и признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченными в дееспособности, в том случае, если их второй родитель, имеющий гражданство России:

o умер;

o лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

o является недееспособным или ограниченным в дееспособности;

o признан безвестно отсутствующим.[27]

8. Получили на территории России после 1 июля 2002 года в российских образовательных или научных организациях профессиональное образование и не менее трех лет в совокупности осуществляют трудовую деятельность на территории страны.

В данном случае для приема гражданства в упрощенном порядке профессиональное образование должно быть получено исключительно по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.[28]

9. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в установленных Правительством России видах экономической деятельности не менее 3 лет.[29]

Для получения гражданства РФ в упрощенном порядке по данному основанию за указанный ранее период ежегодная выручка от предпринимательской деятельности должна составлять не менее 10 000 000 рублей.

10. Инвесторы, доля вклада которых в уставном капитале юридического лица, являющегося российским и осуществляющим свою деятельность на территории страны в установленных Правительством России видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов.[30]

Для приема инвестором гражданства в упрощенном порядке по данному основанию указанное ранее российское юридическое лицо должно соответствовать одному из следующих требований:

o размер его уставного капитала и размер его чистых активов должны быть не менее 100 000 000 рублей каждый,

или

o сумма уплаченных им налогов и обязательных страховых платежей должна быть не менее 6 000 000 рублей ежегодно в течение не менее трех лет со дня осуществления инвестиций.

11. Осуществляют трудовую деятельность в России не менее трех лет по профессии, специальности или должности, которые включены в перечень профессий, специальностей или должностей иностранных граждан, являющихся квалифицированными специалистами, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.[31]

12. Признаны носителями русского языка и постоянно проживают на законном основании на территории России.[32] Данное основание для приема гражданства в упрощенном порядке имеет существенные особенности по сравнению с ранее рассмотренными основаниями.

Так, для получения по данному основанию гражданства РФ в упрощенном порядке заявитель должен быть предварительно признан в установленном порядке носителем русского языка, а также получить вид на жительство в России и оформить регистрацию по месту жительства на территории страны.

3.1. Требования, которые должен выполнить заявитель для получения гражданства РФ в упрощенном порядке

Заявитель должен:

Владеть русским языком.

Уровень владения русским языком должен быть достаточным для общения как в устной, так и в письменной форме.

Данное требование не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся инвалидами первой группы, недееспособными, а так же на мужчин, достигших 65-летнего возраста и на женщин, достигших 60-летнего возраста.

3.2. Основания для получения гражданства РФ в упрощенном порядке без получения вида на жительство.

Российское законодательство предусматривает только три основания для приема гражданства в упрощенном порядке путем обращения в структурное подразделение территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России (т. е. на территории страны) без предварительного получения вида на жительство. Таким правом обладают следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, имеющие регистрацию по месту жительства (постоянную регистрацию) в том субъекте РФ, который выбран ими для постоянного проживания в соответствии с этой программой.[34]

Для получения гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии с данным основанием заявителю не нужно предварительно получать вид на жительство в РФ, иметь законный источник средств к существованию, а так же документально подтверждать владение русским языком. Для этого достаточно получить разрешение на временное проживание в России, оформить регистрацию по месту жительства и обратиться с заявлением об отказе от иностранного гражданства.

С другой стороны, участники Государственной программы и члены их семей, имеющие разрешение на временное проживание в России и регистрацию по месту жительства, но не желающие приобретать гражданство РФ в упрощенном порядке, имеют также возможность обратиться с заявлением о выдаче им вида на жительство в РФ.

Ветераны Великой Отечественной войны, которые ранее имели гражданство СССР, проживающие в настоящее время на территории России.[35]

Для приема гражданства в упрощенном порядке в

Наши рекомендации