Действия вахтенного помощника при приеме ходовой вахты
• Вахтенный помощник не должен передавать вахту, если имеются основания полагать, что заступающий помощник не в состоянии эффективно выполнять обязанности по вахте, в этом случае вахтенный помощник обязан уведомить капитана;
• заступающий вахтенный помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен полностью выполнять свои обязанности;
• если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности, то сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью закончено;
• знакомится с распоряжениями капитана по вахте (журнал рас поряжений капитана по вахте и постоянно действующие распоряжения);
• принимает место судна на карте (электронной карте), проверяет точность последней обсервации, счислимую скорость, наличие и причины невязки, делает контрольную обсервацию;
• проверяет проложенные курсы на карте (введенные в электронные карты), соответствие курса заданному рулевому (выставленному на авторулевом), проверяет работу гирокомпаса и курсографа;
• знакомится с окружающей обстановкой визуально и по РЛС, сравнивает ее с картой, опознает все навигационные ориентиры, выясняет параметры движения судов в зоне видимости, берет на контроль опасные и непонятные суда;
• выясняет, ведутся ли какие перекачки по судну балласта, топлива и другие важные операции в машинном отделении; при наличии крена выясняет причины крена и влияние крена на осадку и скорость судна.
• выполняет проверку перехода с автоматического управления рулем на ручное.
Действия вахтенного помощника при ухудшении видимости
• Предупреждает капитана и вахтенного механика, проверяет связь с машинным отделением (ЦПУ), по указанию капитана переводит СЭУ в маневренный режим;
• начинает подачу туманных сигналов согласно МППСС-72;
• усиливает радиолокационное наблюдение, принимает меры по просмотру теневых секторов РЛС, используя оптимальную шкалу дальности РЛС с учетом заблаговременного просмотра ситуации на больших шкалах;
• переходит на ручное управление рулем;
• определяет место судна, ведет контроль за глубинами, на малых глубинах устанавливает на включенном эхолоте сигнализацию по выходу на заданную глубину;
• инструктирует и выставляет впередсмотрящего (в случае одного вахтенного матроса вызывает матроса на усиление вахты), обеспечив его надежной связью с мостиком;
• проверяет работу навигационных огней, систем связи;
• заполняет установленные контрольные листы, делает соответствующие записи в журналах.
При подходе к якорной стоянке и постановке на якорь
• Заблаговременно предупреждает вахтенного механика, старшего механика (при отсутствии вахты в МО), проверяет связь и сличает часы с машинным отделением (ЦПУ);
• заблаговременно предупреждает боцмана и членов палубной команды, задействованных в постановке на якорь о планируемом времени постановки на якорь;
• рассчитывает время подхода к якорной стоянке с учетом снижения скорости судна, переводит СЭУ в маневренный режим;
• определяет место судна наиболее точным способом, переносит счисление на карту более крупного масштаба;
• включает эхолот, устанавливает сигнализацию по выходу на заданную глубину;
• устанавливает нужный УКВ канал;
• устанавливает (в случае необходимости) связь со службой управления движением судов (VTS), уточняет время и место постановки на якорь;
• проверяет и подготавливает средства световой и звуковой сигнализации, дополнительные средства, требуемые местными правилами;
• переходит на ручное управление рулем;
• усиливает наблюдение за судами, маневрирующими в районе якорной стоянки и снимающимися с якоря;
• во время постановки на якорь действует по указаниям капитана;
• после отдачи якоря определяет место судна, наносит на карту зону возможного нахождения судна с учетом вытравленной якорной цепи и длины судна, выбирает береговые ориентиры для контроля за положением судна, измеряет глубину под килем, сравнивая ее с расчетной;
• сообщает вахтенному механику указанную капитаном готовность СЭУ и другие указания по организации вахты.
При стоянке судна на якоре
• Обеспечивает постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, другими судами (стоящими на якоре и маневрирующими), состоянием погоды;
• предупреждает капитана об ухудшении видимости;
• постоянно производит определение места судна (желательно различными способами), измерение контрольных параметров береговых ориентиров, анализирует положение судна, следит за отсутствием дрейфа судна;
• контролирует состояние якорного устройства, надежность крепления стопоров, отсутствие самопроизвольного вытравливания каната, учитывая воздействие приливо-отливных явлений, глубину под килем;
• предупреждает капитана и принимает необходимые меры в случае появления дрейфа судна (якорь не держит, «ползет»);
• производит периодические обходы судна;
• проверяет наличие сигнальных фигур и работу якорных огней и палубного освещения соответствующим образом;
• обеспечивает предотвращение загрязнения окружающей среды судном и экипажем;
• в случае спуска на воду судовых плавсредств обеспечивает постоянное наблюдение и связь с ними, при проведении грузовых операций на якоре следит за выполнением судовых процедур, установленных в СУБ компании;
• прослушивает эфир на установленных каналах при помощи УКВ радиостанции.